"Галия"

«Галия»

Благодаря инициативе и усилиям уфимских мусульман — дворян, купцов, чиновников — 15 ноября 1906 года в Уфе при второй соборной мечети было открыто медресе «Галия». Учебный корпус медресе был построен в 1906 году на средства меценатов. Основатель и бессменный директор — профессор Зия Джамалетдиновича Камалетдинова (1873–1942). В переводе с арабского «гали» означает «высший».

В истории медресе «Галия» выделяются три этапа.

[toggle title=»Первый этап«]Первый датируется 1906-1907 годами. Это — период становления медресе, когда были определены основные направления и принципы обучения, создана солидная материальная база. От традиционных медресе «Галию» отличало не только и не столько повышенное внимание к рациональным знаниям, сколько осмысленное изучение его воспитанниками исламской религии на основе первоисточников — Корана и хадисов. К преподаванию привлекались лучшие педагоги Урало-Поволжья. Медресе было небольшим (всего 70 шакирдов) и преимущественно региональным. Учащиеся были в основном выходцы из мещан и крестьян. В новом здании медресе начали работать подготовительные классы с трехгодичным курсом обучения и классы основного, также трехгодичного курса. В подготовительные классы принимались выпускники обычного медресе — в возрасте с 15 до 45 лет. Иногородние шакирды жили в медресе, там же они получали трехразовое питание. В медресе была своя библиотека, при которой работал литературный кружок. Этот кружок регулярно выпускал рукописные журналы «Борау», «Садак». Финансовое положение медресе целиком зависело от меценатов.[/toggle]
[toggle title=»Второй этап«]Второй этап в развитии медресе «Галия» относится к 1908-1912 годам. Медресе все больше развивалось как центр светского образования, активно используя новые методы обучения, в частности дидактические материалы. В свободное от занятий время шакирды занимались музыкой, посещали театры. Здесь работали различные кружки. С 1913 года дважды в месяц стал выходить научно-литературный журнал «Парлак» под редакцией Шайхзады Бабича. Казахские шакирды издавали свои журналы — «Садак» и «Шымытыр», черкесские свой — «Лэгу».[/toggle]
[toggle title=»Начало»]В 1908 году оно обосновалось в специально оборудованном для него здании на углу улиц Чернышевского, 5 и Нагорной (тогда Уфимской и Вавилова). Согласно законам того времени здания должны были считаться личной собственностью, и потому медресе строилось как собственность Бадрия Назирова. После окончания строительства оно было передано им в дар второму приходу города Уфы. В первый год приняли 70 учеников на основе экзаменов, причем возрастной диапазон был очень большой — от 15 до 45 лет; поступающие должны были иметь начальное образование. Обучение было шестилетним. Преподавание было бесплатным. Потом шакирды стали платить за обучение, питание, общежитие по 60 рублей в год.[/toggle]
[toggle title=»Преоразование»]«Галия» вполне оправдывала свое название. Все преподаватели имели превосходное образование: в Турции получили образование Габдулла Шанаси, Хабиб Зайни, Сатаев Махмуд. Преподаватель арабского языка Закар Кадаири обучался в Египте. В 1915 по просьбе демократически настроенных учащихся в медресе начал преподавать татарский язык Г.Ибрагимов, историю тюркских народов — А.-З.Валиди, историю и теорию педагогики — Ф.А.Давлеткильдеева (первый педагог-женщина в медресе). Также преподавали З.Кадыри, Т.Бадиги, С.Зиганшин, Л.Биксурин, Г.Терегулов, Х.Зайни, Х.Фазылов, И.Абдишев и другие. Обучались башкиры, татары, казахи. Медресе располагало превосходнейшей, богатой библиотекой, имело три подготовительных класса с годичным курсом обучения в каждом классе и 3 основных по три года обучения. Кабинеты медресе по тому времени были неплохо оборудованы. Основное место в учебной программе занимали традиционные дисциплины: история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка Мухаммада, чистописание, а также языки: арабский, французский, турецкий, русский, тюрки, татарский. В отличие от других медресе изучались также психология, педагогика, логика, музыка, химия, и физика, история тюркских народов. Преподавание этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений.
В стенах медресе «Галия» царил свободолюбивый дух. По четвергам учащиеся собирались на диспуты, где обсуждали политические темы. Проходили литературные вечера, даже вне стен медресе — в зале Дома дворянского собрания, в Сибирской гостинице, издавались многочисленные рукописные журналы. В 1912 году шакирды медресе провели даже крупную забастовку (65 учащихся покинули медресе). В 1913 году медресе посетил мухтасиб Петербургского округа М. Я. Бичеев, который на свои деньги провел в медресе электрическое освещение.
В 1914 году буржуазия отказалась субсидировать медресе, но прогрессивная интеллигенция поддержала З.Д. Камалетдинова, а он организовал фонд дарственных средств, выезжал в другие города для сбора денег. И вплоть до 1919 года молодежь, жаждущая знаний, продолжала обучение в медресе «Галия». И в этом же году медресе было преобразовано в мужскую школу второй ступени для башкир и татар.[/toggle]
[toggle title=»Третий этап«]Третий этап в истории медресе (1913-1917 годы) отличается существенным расширением светской образовательной программы, развитием демократических традиций в обучении. Именно в этот период медресе стало учебным заведением, которое по масштабам того времени превосходило училища, школы, а по определению некоторых современников, даже высшую школу для мусульман. В 1913 году в медресе «Галия» насчитывалось 94 учащихся и 20 вольнослушателей, национальный и социальный состав которых был весьма разнородным: среди них были дети мулл, крестьян, торговцев. Обучение было платным. Третий период характеризуется заметным повышением политической активности шакирдов. В 1915 году по просьбе демократически настроенной учащейся молодежи в медресе начали преподавать татарский язык и литературу татарский писатель, публицист, общественный деятель Галимджан Ибрагимов и востоковед-тюрколог Ахмет-Заки Валидов. За десять лет существования медресе (1906-1916) из него вышло немало выдающихся деятелей культуры и просвещения: Мажит Гафури, Шайхзада Бабич, Хасан Туфан, Сайфи Кудаш, Т. Нигмати, 3. Насыров, Карим Хакимов, Карим Идельгужин, деятель народного образования Казахстана Н. Манаев, Султан Габяши и другие. 250 выпускников медресе стали учителями в начальных и средних школах, более 300 выпускников — врачами и инженерами, научными работниками, агрономами.[/toggle]
[toggle title=»Предреволюционное время»]В марте 1919 года Уфу заняли войска Колчака. Сначала в здании медресе была устроена казарма. Перед отступлением колчаковцы подожгли здание, остался только выгоревший остов. В 1919 году медресе «Галия» было преобразовано в светскую мужскую общеобразовательную школу второй ступени для башкир и татар. Позже в восстановленном здании находилась школа-интернат N92.
В январе 1989 года на основании Постановления Совета по делам религии при Правительстве СССР при Центральном Духовном Управлении мусульман европейской части СССР и Сибири было открыто медресе им. Ризаэтдина ибн Фахретдина. Это было первое духовное учебное заведение, открытое в стране во время перестройки. Первым руководителем медресе был Касым-хазрат Салимов, вложивший огромный труд и свой незаурядный талант педагога и организатора в становление этого учебного заведения.[/toggle]
[toggle title=»Возврат»]В январе 2001 года решением президиума Уфимского городского совета бывшее здание медресе «Галия» было передано Российскому исламскому университету Центрального Духовного управления мусульман России.
Сегодня многих волнует уровень профессиональной подготовки шакирдов, вопрос об их преподавательских и пастырских качествах, способности выпускников этих заведений найти место на рынке труда, в общественной и культурной жизни, о соотношении светских и религиозных дисциплин в мусульманских профессиональных учебных заведениях. Между тем российские мусульмане начали искать решение этих проблем уже столетие назад. Сегодня, когда мусульмане отмечают столетие одного из самых знаменитых российских медресе, особенно актуально обратиться к этому бесценному опыту.
Эти вопросы были поставлены в рамках реформы джадидизма. Целостная реформа медресе началась по сути в 1905–1907 годы. Центрами джадидизма у татар стали медресе «Мухаммадия», «Апанаевское» (оба в Казани), «Галия», «Усмания» (оба в Уфе), «Хусаиния» (в Оренбурге), «Расулия» (в Троицке), «Буби», где программа включала в себя преподавание религии на основе Корана и сунны, истории Ислама, татарского языка, тюркотатарской истории и научных дисциплин. Максимальный срок обучения составлял 14 лет — то есть в медресе проходился и школьный курс. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге, чей устав был создан по образцу частного университета Шанявского в Москве, предлагало вариант обучения, где было четыре разряда: начальное, «ибтидаия», включавшее в себя три класса; среднее, «рушдия», — четыре класса; подготовительное к высшему, «игдадия», — четыре класса; высшее, «галия», — три класса. Подобный вариант был использован и в уфимских медресе «Усмания» и «Галия». Основной особенностью «Галии» было наличие только двух старших разрядов: «игдадия» — три класса и «галия» — три класса. Обучение, таким образом, охватывало шесть лет. В медресе, как и сейчас, учились достаточно взрослые учащиеся, уже прошедшие уровень начальных и средних классов. По имени разряда «Галия» медресе и получило название. Это было исключением, так как медресе у татар обычно назывались по имени прихода, мударриса ректора или содержавшего его бая.
Медресе «Галия» открылось в октябре 1906 года в Уфе. Его основателем и бессменным ректором стал Зыя Камали, вернувшийся после обучения в каирском университете «АльАзхар». Обратимся же к опыту медресе «Галия» и его ректора как к ориентиру и для наших действий на сегодняшнем этапе развития образования. Камали Зиаддин (1873–1942) известен как теолог и общественный деятель. Он родился 9 декабря 1973 года в д. Келяшево Уфимского уезда в семье бурлака. Мы знаем, как в условиях коммерциализации образования даже и сейчас сложно пробиться детям из необеспеченных семей. Но медресе и мусульманские благотворители всегда должны протягивать руку помощи талантливой молодежи, дабы она потом работала на благо уммы. Талант юноши был столь заметен, что по окончании медресе «Усмания» в Уфе на средства, выделенные Уфимским мусульманским благотворительным обществом, в 1898 году Камали отправляется в Турцию, где обучается в Стамбуле естественным и математическим наукам. Далее он решает продолжить образование в Египте и поступает в «Аль-Азхар» на философский факультет. И здесь для нас вновь актуален опыт Камали, так как и сейчас отправлять за рубеж можно только после окончания профессионального учебного заведения в России и в достаточно зрелом возрасте. Сегодня много говорится и о наличии одновременно светского и религиозного образования у имама. Ведь такие, по выражению отца джадидизма Исмаила Гаспринского, «двукрылые» мусульмане могут принести гораздо больше пользы российской умме.
По возращении на Родину инициатива Камали по организации медресе «Галия» была поддержана имамом II прихода мусульман Уфы Зарифом Галикеевым. Одновременно Камали прилагает усилия для того, чтобы разъяснить необходимость преподавания основ Ислама и в семьях, получивших русское образование. Такие семьи всегда были среди мусульманских мурз Приуралья. Среди состоятельных семей Уфы Камали ведет кружки по изучению исламской религии и Корана. Сегодня нам тоже нужно пропагандировать Священный Коран среди семей, где уже не говорят на родном языке, во многом утратили знания о вере своих предков. Стремясь донести свои идеи до европейски образованных верующих, знакомых с основами классической философии, Камали издает труды по философии Ислама, истории религий. Даже сегодня трудно официально определить, являются ли эти предметы чисто светскими (ведь они преподаются в государственных вузах) или же религиозными. Но в любом случае их надо преподавать шакирдам — по учебникам, написанным с мусульманской точки зрения.
До сих пор идет дискуссия о том, насколько «Галия» отвечала стандарту религиозного вуза. И тут многое зависит от методики подсчета. В 1914 году чисто религиозным предметам в медресе отводилось 28,2 процента времени. Однако арабскому языку — языку Священного Корана — 14,7 процента, светским наукам — 35,6 процента. При этом шакирды на занятиях по арабскому языку явно читали не светские газеты и романы, а предметы философского (философия Ислама), исторического (история Ислама), религиоведческого (история религий) цикла преподавались с точки зрения мусульманкой догматики. При этом татарскому языку отводилось 4,9 процента, государственному русскому — 14,1 процента, другим предметам — 2,5 процента времени.
С конца 1900х годов медресе было вынуждено реагировать на репрессии властей. Как известно, правительство Столыпина с недоверием относилось ко всякому проявлению общественной деятельности. Оно фактически уравнивало вооруженных террористов и экстремистов с либераламиконституционалистами и сторонниками реформы образования у татар, подвергая и тех и других репрессиям. С 1910 года начинается массовое изгнание татарских учителеймугаллимов из казахских степей и Туркестана. Одновременно в административном порядке без судебного расследования десятками закрывались татарские школы и благотворительные общества. Неоднократно проходили обыски и в медресе «Галия». Власти искали какието проявления несуществующего панисламизма. Все обыски заканчивались банальной фразой полицейских протоколов: «Ничего предосудительного не обнаружено».
В ответ на требования о принадлежности учителя к конкретной племенной группе «Галия» резко увеличила прием шакирдов нетатар (казахов, туркмен, черкесов, адыгейцев и т. д.). В 1913 году здесь обучалось 114 шакирдов. Всего «Галию» окончило более 1 400 шакирдов. В 1915 году Камали потерял поддержку попечительского совета медресе, который обвинил его в превращении медресе в учительскую школу. Вместо сторонника совета Габдуллы Шнаси завучем медресе стал Галимджан Ибрагимов, который в этот период начал активно заниматься пропагандой идей самостоятельности каждого из тюркских народов России. Однако суть конфликта была в другом. В советские годы Камали называли чуть ли не безбожником. При этом часто забывают, что в 1912 годы после смерти имама II прихода Уфы Зарифа Галикеева Камали сам стал имам­хатыбом этого прихода.
Камали и Ибрагимов представляли новое поколение национальной элиты, вышедшее из низшего и низшего среднего класса. Оно противостояло либеральным уфимским мурзам и купцам. «Галия» представляла собой школу для средних и низших слоев буржуазии, отличную от общетюркской школы, руководимой сторонниками и лидерами «Иттифака». Камали и Ибрагимову же были близки идеи исламского социализма. Если либералы выступали за единую нацию мусульман России, то Ибрагимов поддержал издание рукописных журналов казахов и башкир при медресе, где складывалась политическая и культурная элита этих народов..[/toggle]
[toggle title=»Галия была первым«]«Галия» была первым татарским медресе, где были созданы автономные организации казахов и башкир, однако образование проходило только на татарском языке. Такой учет национальных особенностей шакирдов при едином языке преподавания также стоит использовать и сейчас. Камали заботился и о женском образовании. В 1915 году он открывает одно из первых средних женских учебных заведений с педагогическим уклоном — медресе «Анасия». И эту традицию также следует продолжать.
«Галия» обладала прекрасным кругом преподавателей и шакирдов. Среди преподавателей были историки: лидер башкирской автономии АхмадЗаки Валиди, казый (судья) Оренбургского Магометанского духовного собрания (ОМДС) ХасанГата Габяши, теолог и арабист Закир Кадыри, один из основателей татарской социал­демократии, лидер Уфимского губернского Милли Шуро (Национального Совета) Гумер Терегулов, языковед Худжа Бадиги. В 1917 году вчерашние шакирды «Галии» Шарифджан Сунчаляй, Гасим Касимов, Салах Атнагулов, Фатих Сайфи, Гибадулла Алпаров составили ядро организации уфимских татарских левых эсеров под руководством.
Г. Ибрагимова. Они стали основными деятелями советского режима среди мусульман Уфимской губернии. Здесь учился первый посол СССР в Саудовской Аравии и Йемене Карим Хакимов. Из медресе вышли классики татарской и башкирской литературы Маджид Гафури, Шаехзаде Бабич, Хасан Туфан, Наки Исанбет, Сайфи Кудаш. Здесь учились узбекский писатель Мирмухсин Ширмухаметов, казахские поэты Байембет Майлин и Магжан Жумабаев.
После Февральской революции 1917 года Камали активно включается в общественную деятельность. Ему принадлежит главная роль в разработке проекта устава и подготовке документов «Всероссийского Союза духовенства» (Бютенрусия руханилар иттифакы). В 1917 году Милли Идарэ назначило Камали главой духовенства — мухтасибом Уфимской губернии, в качестве представителя мусульман губернии он принимал участие во всероссийских мусульманских съездах 1917 года, избирался депутатом Миллет Меджлисе (Национального Собрания) мусульман Внутренней России и Сибири.
Советский режим быстро остановил деятельность «Галии». В 1917–1918 году на базе медресе были организованы учительские курсы, а в 1919м оно было преобразовано в татарскую гимназию. Камали остался имамом, в 1923 году его избирают казыем Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ), а в 1926 году и членом Голямалар Шурасы (Совета улемов). Он погиб в заключении, арестованный по делу ЦДУМ.
Сегодня в стенах «Галии» работает Российский Исламский университет. Хотелось бы, чтобы вышеперечисленные традиции и ориентиры стали путеводной звездой как для этого вуза, так и для других учебных заведений российских мусульман.[/toggle]

Автор: Гафуров Булат Курбангалиевич

Скачать подробнее: Медресе «Галия» Автор Гафуров Булат

Поделиться в соц. сетях

0