Гордыня-обманщица
«Однажды, держа за поводья огромного верблюда, по дороге гордо шествовал крохотный мышонок. Верблюд, будучи послушным по своей природе, покорно следовал за ним. Мышонок же шел и хвастливо приговаривал:
– Какой я, однако, удалец! Мне даже верблюдами править под силу! Богатырь, да и только!..
Шли они, шли, и вышли на берег небольшой речушки.
Увидев воду, мышонок, вдруг растеряв всю свою важность, застыл в недоумении. Верблюд заметил его испуг и многозначительно обратился к мышонку:
– О мой верный товарищ в горах и на равнинах! Что остановило тебя? Что ввергло в растерянность? Входи же смелее в воду! Не ты ли мой проводник и путеводитель?! Не пристало тебе останавливаться на полдороги!
Заикаясь, сконфуженный мышонок отвечал:
– Дружище… Тут слишком много воды… Тут глубоко… Боюсь, утону!..
Верблюд, входя в воду, заметил:
– Не бойся, посмотри, здесь только по колено!
Несчастный мышонок заметался еще сильнее:
– О, почтеннейший! Для тебя эта река не страшнее муравья, меня же она поглотит, словно дракон! По колено-то оно по колено, но колени у нас разные: ведь если сложить десяток моих – только одно твое получится!
И тогда мудрый верблюд наставил мышонка:
– Если так, то не будь жертвой высокомерия и гордыни, не обманывайся ими, не будь невежей! Знай свои границы! Пусть направленные на тебя снисходительность и доброжелательность больше не станут причиной распущенности, ведь Великий Аллах не любит распущенных!
Теперь можешь идти. Отныне меряйся ростом с такими же, как ты, – мышами…
Вняв словам верблюда и устыдившись, мышонок молвил:
– Я сожалею… Я раскаялся… Но, пожалуйста, ради Бога, не бросай меня здесь! Помоги перебраться через эту страшную реку!
Великодушный верблюд сжалился над мышонком:
– Ладно, забирайся мне на горб! Переходить через эту реку и перевозить через нее других – это моя работа. Я призван служить сотням тысячам таких, как ты.
Мышонок вскарабкался на спину к верблюду, и тот переправил его на другой берег».
[image lightbox=»true»]http://dumoo.ru/wp-content/uploads/2012/05/0_640a4_534acfed_XL.jpg[/image]
В этой истории, поведанной Джалялетдином Руми (рахматуллахи алейхи), мышонок – это символ возгордившегося, зазнавшегося человека, ставящего себя выше других и берущегося за непосильную работу. Верблюд же – олицетворение человека, достигшего совершенства, терпеливого и знающего свое дело. Исполненный мудрости, благочестивый Руми (рахматуллахи алейхи), черпая каждое свое слово из моря Знания, предлагает нам сразу несколько поучительных уроков и затем обращает внимание на следующее:
«Иблис, находясь среди ангелов, имел высокую степень, и он привык видеть себя выше других. Эта привычка избаловала его и, заслонив собой величие повелений Аллаха, заставила увидеть Адама (алейхис салям) ниже себя. После чего за ослушание Всевышний сделал Иблиса нижайшим из нижайших…»
«Знай, что лишь только после того, как медь превратится в золото, она сможет узнать, что была медью. Не возвысившись, не шагнув к своему совершенству, душа не заметит своих ошибок и не сможет увидеть своей ничтожности. О, душа! Берегись бездны высокомерия и гордыни и в служении стань золотом, подобно той меди! Служи же Любимому, объявшему души!..»
«…Эти избранники – Обладатели душ. Они сторонятся мирских соблазнов подобно тому, как день сторонится ночи…»
Эти строки служат напоминанием о том, что Милость Аллаха покидает место, в котором появилось упрямое «Я», место, в котором богатство и власть превращаются в идолов, а души охвачены смертельной болезнью, ведь, поистине, гордыня – это «рак души».
Источником эгоизма и упрямства служит высокомерие перед Божественным Могуществом. Обманувшись находящимися в руках, вверенными Милостью Всевышнего Аллаха лишь на время ценностями и возможностями, забыв о своей неспособности быть даже песчинкой без Его Воли, человек вдруг начинает видеть себя великим. Несомненно, гордыня заставляет видеть себя сильнее, способнее и искуснее, чем это есть на самом деле.
Сколько бы не было у человека сил, не те ли это силы, которыми его наделил Творец? Горе же не усвоившим эту Истину! Разве они не знают, как за гордыню, достигшую претензий на божественность, Фараон и Немруд были повержены Аллахом?
Поэтому Всевышний, особенно после больших побед, напоминал Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) и его сподвижникам о необходимости постоянного пребывания в скромности и смирении, препятствуя таким образом вхождению гордыни в их души.
В решающей для Ислама битве при Бадре в помощь правоверным, для их победы, были направлены тысяча, затем, по мере укрепления намерения, три тысячи и, наконец, пять тысяч Ангелов. Всевышний в ниспосланных по этому поводу Откровениях обращается к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) и говорит, что, бросая, бросает не Пророк, а сам Аллах (т.е. Истинным Создателем действий является Аллах). Особое, сформированное Божественным воспитанием, видение Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи васаллям) и его сподвижников является нескончаемым примером для всей общины его последователей.
Именно в день «Открытия Мекки» навстречу въезжающему в город Пророку (саллаллаху алейхи васаллям) распахнулось, наполняясь верой, множество сердец. Ведь Он вошел в священный город не победителем, а благодарным рабом, склонившись ниц перед Всевышним, сидя на своем верблюде.
Таким образом, вновь подтверждается истинность формулы:
– Познавший свое эго (нафс) познает Господа…
Каждый раб должен определить свое место и положение в этом мире, постигая Величественные повеления, соизмеряя и приводя в соответствие с ними свою жизнь. В противном случае, можно стать подобием того зазнавшегося мышонка, не распознавшего своей ничтожности. При этом, лишь правильно увидев себя, он смог оценить по достоинству и верблюда. Только непонимание своей беспомощности способно толкнуть муравья бросить вызов слону. Так же и человек, не поклоняющийся своему Создателю, беспечно прогуливающийся по болоту высокомерия и гордыни, не замечая того, вовлечен в игру в жмурки с Божественными законами. Поэтому чрезвычайно важным является именно через познание самого себя познать своего Господа…
Познавшие себя никогда не станут высокомерными и возгордившимися, напротив, они скромны и смиренны…
Познавшие себя нескончаемо благодарны, и их внутреннее состояние – это постоянный земной поклон (саджда)…
Познавшие себя готовятся к вечному счастью…
Познавшие себя – это устремленный в вечность караван Аллаха, состоящий из обладателей Веры и возглавляемый Его Посланником (саллаллаху алейхи васаллям).
Находящиеся же в неведении своей сущности лишены этих красот. Как сказал шейх Саади (рахматуллахи алейхи), «Возомнивший себя орехом, имеющим ядро, лишь сбрасывает шелуху, как лук…»
К таким Джалялетдин Руми (рахматуллахи алейхи) обращается следующим образом:
О человек несведущий!
Коль сам ты не пророк,
и от других пророков нет тебе известий,
наставит кто тебя?
Узнай свои границы, не выходи за них!
Последуй по дороге мудрости за тем,
кто свят, и, может быть, однажды
из тьмы колодца эго выберешься ты
и станешь падишахом, Юсуфу подобным…
О тленный раб!
Раз истины устами стать не смог,
стань ухом внемлющим хотя бы перед нею.
Уж коль отважишься ты что-нибудь сказать,
то только спрашивай,
быть может, что-нибудь узнаешь.
Когда же говоришь, то будь последним нищим
пред падишахом падишахов.
«Истоком гордыни и ненависти является чрезмерная привязанность к богатствам этого бренного мира (как у Каруна). Разместившись в душе, эта привязанность пускает корни и превращается в привычку и норму.
Ты будешь сердиться и даже испытывать ненависть к тому, кто призовет тебя отказаться от порочных привязанностей. Привыкшие поклоняться идолам и сделавшие это поклонение частью своей натуры видят в препятствующих этому своих врагов».
Между тем, гордость и высокомерие должны вызывать не столько неприязнь, сколько жалость. Милосердие многогранно, и наряду с состраданием к слабым, бедным и беспомощным вызывают жалость и гордецы. С одной стороны – надменные, с другой – находящиеся в плену страстей и сделавшие свои души несчастными, лишившиеся чести быть достойными рабами Всевышнего, они – друзья Сатаны.
Пусть Всевышний Аллах избавит нас от высокомерия и гордыни! Пусть Его безграничная Милость не послужит причиной нашей избалованности и распущенности! Пусть Всевышний Аллах сделает нас своими верными рабами, даст нам познать самих себя и провести эту жизнь в поклонении Ему! Аминь!