Нравственный мусульманин — какой он?
Многие бьют себя в грудь, говоря, что они мусульмане. Их мало заботит внутренний мир, для них главное – внешность: тюбетейка покраше, поярче, бородку и т. п.
На самом же деле у мусульманина главное – внутренний мир. Ведь Аллах в хадисе кудси говорит: «Аллах не смотрит на вашу внешность и одежду, а сморит на ваши сердца». Этот хадис гласит, что главное – внутреннее содержание мусульманина или его наполнение. А наша же активность бывает направлена в 90%, даже на все 100%, только на обслуживание внешней стороны. В этом еще и опасность рияа, т. е. показухи.
В известной притче некий суфий нашел одного богача, который восторгался красотой своего дома. Суфий сказал ему: «Мы оба равны в этом доме». Тот не понял и стал возмущаться: «Как равны, ведь это мой дом?!». На что суфий ему сказал: «И ты его видишь, и я вижу. И в этом мы равны. А пользу ты из него извлечешь небольшую».
Аллах в Коране говорит (смысл): «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и (или) запада, а благочестие у тех, кто уверовал в Аллаха, в последний день, в ангелов, и в писание, в пророков, и раздавал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим о помощи, и на освобождение рабов, выстаивал молитву, и давал закат, – исполняющие свои заветы… – это те, которые правдивы, те, которые богобоязненны» («Бакара», I77).
Ведь цель Ислама – это облагораживание нравов. В хадисе Пророк (а. с. с.) говорит: «Поистине, я послан для облагораживания нравов». Ислам – единственная религия, где благой нрав ставится на один уровень, а порой и выше, чем богослужение.
Каковыми же должны быть качества мусульманина?
- правдивость – сыдк;
- надежность и верность – амана;
- преданность – вафаа;
- искренность – ихлас;
- вежливость, корректность – адаб;
- изгнание из сердца злобы, ненависти, зависти, высокомерия, самодовольства и других пороков – саламат ас-садр;
- сила нравственная и физическая – къувва;
- терпимость и умение прощать – хильм и сафх;
- стыдливость и скромность – хайя;
- разборчивость в выборе друзей – ихтияр аль-асдыка;
- достоинство и самоуважение – изза;
- поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию – талабул ильм;
- желание ценить и посвятить все свое время (и саму жизнь) добрым делам – хырс аля вакт;
- щедрость – карам;
- терпение – сабр;
- разумное управление своими средствами – иктисад;
- общительность, доброе отношение к окружающим – тааруф;
- пристрастие к чистоте и красоте – назафа ват-таджмулъ;
- отвращение к греху и сомнительному – таджаннуб исм валь шубухат.
А теперь, дорогие братья и сестры, проверим себя, насколько мы внутренне соответствуем гордому имени мусульманин и взвесим свои деяния. Подумаем, сколько из этих качеств есть в нас. Проверим, отметим, а затем остается только подогнать свой характер под образцовый.
Автор: М. Гаджиев