МЕСЯЦ ШАГБАН И ЕГО СРЕДИННАЯ НОЧЬ
Проходит месяц Раджаб, начинается месяц Шагбан. После Шагбана наступит великий месяц Рамадан. Именно в месяц Шагбан Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) постился больше, чем в другие оставшиеся десять месяцев. Даже есть некоторые риваяты (повествования), в которых оговаривается, что Посланник Аллаха соблюдал пост на протяжении всего упомянутого месяца.
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Превосходство месяца Раджаб перед другими месяцами такое же, как превосходство Корана перед речью людей. Превосходство месяца Шагбан перед другими месяцами такое же, как мое превосходство перед другими пророками. А превосходство Рамазана — такое же, как превосходство Аллаха перед Его творениями».
Как сказал Пророк, название месяца Шагбан происходит от слова «таша’аба», что означает «распространение»; в этом месяце распространяется добро.
Как-то один из сподвижников обратился к Пророку (да благословит его Всевышний и приветствует) со словами: «О Посланник Аллаха! Я не видел тебя постящимся в другие месяцы больше, чем в Шагбан». Тогда Пророк ответил: «Этому месяцу люди не придают должного значения. Хотя это именно тот месяц, во время которого дела людские возносятся к Господу миров. И я хотел бы, чтобы дела мои были вознесены именно в тот момент, когда я пощусь».
Действительно, пост приближает раба Божьего к своему Творцу, служит исполнению дуга (молитва-мольба) и принятию благих дел. Отсюда мы понимаем значимость поста в Шагбан—месяце, находящемся между запретным месяцем Раджабом и месяцем Рамаданом. Что касается ночи Бараат, которая приходится на середину месяца, повествует хадис, переданного Му’азом ибн Джабалем: «В срединную ночь месяца Шагбан Аллах смотрит на творения Свои. В эту ночь Он проявляет всепрощение к Своим творениям, кроме мушрика и мушахина». Мушрик — это многобожник, то есть тот, у которого, помимо Творца, есть другие божества, мушахин — это тот, чье сердце наполнено злобой и ненавистью к единоверцу.
Это особенная ночь для любого мусульманина, когда он может просить милости и прощения Аллаха. Это великая ночь, когда верующие в единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». В эту ночь грешники отлучаются от Рая, а праведники — от пламени Ада.
Тот же, в душе которого закрепилось чувство неприязни, вражды, грубости к единоверцу, также лишен проявления милости и прощения Аллаха, как в эту ночь, так и еженедельно, по понедельникам и четвергам. Ведь в достоверном хадисе, переданном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), сказано: «В понедельник и четверг врата Рая
раскрываются. Каждый раб Божий, именно раб Божий, не делающий ширка, прощаем Аллахом, кроме человека, в сердце которого укоренилась злоба и ненависть по отношению к брату по вере. Будет сказано: «Дайте отсрочку им, пока они не помирятся и не пройдет неприязнь друг к другу! Дайте отсрочку им, пока они не помирятся и не пройдет неприязнь друг к другу! Дайте отсрочку им, пока они не помирятся и не пройдет неприязнь друг к другу! «.
Также Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда наступит ночь середины Шагбана, оживляйте ее и поститесь в ее день (на следующий). Поистине, Всевышний говорит: «Есть ли просящий прощения для того, чтобы Я его простил? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я его избавил от них? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его?». И так Всевышний перечисляет людей с различными просьбами, пока не наступит рассвет».
В священных хадисах рассказывается о благословенной ночи Ләйләт-уль-Бәраат, которая для верующих является ночью большой милости и прощения грехов. Наш Пророк (мир ему и благословение) сообщил следующее: «Как только наступит ночь в середине месяца Шагбан, проводите ее в поклонении, а днем держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода солнца, ниспосылает Свою милость на небосвод земли и повелевает так: «Нет ли кающихся передо Мной — Я их прощу, нет ли просящих блага — Я дам им, нет ли охваченных болезнью — Я ниспошлю выздоровление». И так продолжается до самого утра».
Середина месяца Шагбан выделена ещё по ряду причин важнейших событий. Событие это — в ночь Бараат произошло снисхождение Священного Корана с «Ләвхуль-Мәхфуз» на небо земли, а уже в ночь Предопределения – Ләйләтуль-Кадр – начало ниспосылания первых аятов. Другим важным событием явилось перемещение Кыблы—места, в сторону которого совершается намаз, от Иерусалима к Каабе, расположенной в Мекке.
Проходят понедельники и четверги, пройдет и середина месяца Шагбан, затем и Рамадан, но рознь и неприязнь, к сожалению, зачастую остаются. Всевышний Аллах прощает, кого пожелает. Проявление же милости и всепрощения к тем, в сердцах которых злоба и зависть, откладывается до тех пор, пока время и различные ситуации не очистят их от столь пагубных болезней.
Поэтому эту ночь желательно провести в молитвах, поминая Всевышнего. В одном хадисе сказано, что существует пять ночей, когда принимаются дуга (молитва-мольба): ночь на пятницу, десятая ночь Мухаррама, 15-я ночь Шагбана, ночи перед Курбан-бәйрамом и Ураза-бәйрамом. В эту ночь с Хранимых Скрижалей стираются имена тех, кто умрет в течение года.
В ночь Бараат читают три раза суру «Ясин»: первый раз (с нийятом) для продления жизни, второй раз — для убережения от бед и несчастий и третий — для расширения благ.
В месяце Шагбан читают побольше салават.
И не забывайте хадис: «Есть три категории людей, чей намаз не поднимается выше их голов на пядь [т.е. чья молитва не принимается]: человек, ставший во главе людей, питающих неприязнь к нему; женщина, спокойно уснувшая в то время, как муж на нее разгневан; братья по вере, порвавшие меж собой отношения».
Пусть же Аллах искоренит из сердец наших зависть и неприязнь и сделает нас единой уммой.