Месяц Зуль-Хиджжа в жизни верующего
«Сделал Аллах Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных]. [Господь заложил во всем этом благо.] Это для того, чтобы вы поняли: Бог знает все то, что на небесах, и все то, что на Земле. Он обо всякой вещи сведущ» (Сура «Маида»:97).
Месяц Зуль-хиджжа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырех запретных месяцев – Раджаб, Зуль-Хиджжа, Зуль-Кагда, Мухаррам. Особенно ценными являются первые де-сять дней этого месяца.
Месяц Зуль-Хиджжа содержит главный праздник мусульман — ‘Ид аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце Зуль-Хиджжа мусульмане совершают Хадж — одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нем также один из священных дней — день Арафа (9-е число), в этот день паломники, совершающие Хадж, пребывают в местности Арафа.
В день Арафа желательно тысячу раз читать суру «Ихлас», начиная каждую из них с «Бисмиллаh…». В достоверных хадисах сказано, что «тому, кто прочтет тысячу раз суру «Ихлас», будут прощены все грехи»…также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни — это первые десять дней Зуль-Хиджжа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих Хадж). Эти дни желательно провести в гибадате, раздать нуждающимся садака. Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно в течение первых десяти дней Зуль-Хиджжа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти. Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы». Если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости. В преддверии и в дни праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего такбирами после обязательных молитв. Начиная с утренней молитвы (Фаджр) дня Арафа (9-ый день), произносятся такбиры и так до послеполуденной молитвы (‘Аср) включительно четвертого праздничного дня (13-ое число), в целом 23 раза. Наиболее распространенной формой восхваления Всевышнего это слова: «Аллааhу акбар, Аллааhу акбар, ләәә иләәhә иллял-лааh, вал-лааhу акбар, Аллааhу акбар, ва лил-лаахиль-хамд». Перевод: «Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление».
Праздник ‘Ид аль-Адха (Курбан-байрам) является главным праздником мусульман, последующие за ‘Ид аль-Адха три дня, т.е. 11,12 и 13 числа называют днями ташрика.
Перед праздничной молитвы желательно совершить полное омовение. Намерение/нийят произносят примерно так: «Я намереваюсь совершить полное суннат-омовение по случаю праздника Курбан-байрам во имя Всевышнего Аллаха», постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной, утром наденьте чистую одежду (лучше новую, если есть) надушитесь благовониями и, не приняв пищу (не покушав), отправляйтесь в мечеть для совершения ‘ид-намаза. Его совершают примерно через 45 минут после восхода солнца.
В священном Коране нам предписывается: «Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [животное]» (Сура «аль-Каусар»:2).
Для тех, кому обязателен намаз/молитва аль-джумга, праздничный намаз является ваджибом. Молитва состоит из 2-х ракагятов и совершается джамагатом. Праздничная хутьба/проповедь является сунной и читается после молитвы. Отличие праздничной молитвы от других молитв тем, что в ней есть шесть дополнительных такбиров: три в первом ракагате и три во втором. Намерение молитвы: «я намерился выполнить/совершить праздничную молитву Курбан-байрама ради Аллаhа следуя за имамом». Сразу по завершении праздничной молитвы, наступает время для заклания жертвенного животного, время для совершения обряда завершается незадолго до захода солнца третьего дня. Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток. Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением утренней зари.
Событие послужившее причиной заклания жертвенного животного описано в Священном Коране. Ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму, мир ему, во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву старшего и долгожданного сына Исмагила, мир ему. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джибриль дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана.
Арабское название праздника Ид аль-Адха, переводится как «праздник жертвы». В русском языке закрепилось название курбан-байрам. Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и таваф (семикратный обход вокруг Каабы). Данный праздник и жертвоприношение (Ид аль-Адха), совершаемое во время него, как и обязательный налог/закят, и праздничные молитвы, стали частью религиозной практики мусульман во 2 году хиджры.
«Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный
День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны»; «Посланник Господа принес в жертву двух рогатых баранов. Ногами он упирался им в бок, сказав «бисмиЛ-Лааhи, Аллааhу акбар» («с именем Аллаhа, Аллаh Велик»), он принес их в жертву своей рукой».
Большая часть авторитетных мусульманских ученых, среди которых и богословы-ханафиты (Абу Юсуф и Мухаммад), и богословы-шафииты, говорили о том, что принесение животного в жертву во время праздника жертвоприношения является желательным (сунна муаккяда). Абу Ханифа, Зуфар и аль-Хасан из числа ученых ханафитского мазхаба заявляли, что это обязательно (ваджиб). Ученые шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов уточнили, что ритуальное принесение животного в жертву желательно на уровне сунны муаккяды (то есть то, что Пророк всегда выполнял, не пропускал, но к обязательному (фард) это не относится). Канонически порицаемо пренебрежение этим видом поклонения со стороны тех, кто имеет на то материальные средства.
Жертвоприношение является высоко награждаемым благодеянием. Жертву приносят за совершен-нолетнего мусульманина с соответствующим намерением (нийят).
Жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы, а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды — пять лет и более; буйволы, быки и коровы — два года и более; бараны, овцы и козы в возрасте года и старше. Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов. Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность.
Верблюда и корову можно резать за семерых, а барана и козу за одного мусульманина. Желательно (сунна) сделать это самому: проговорить намерение, сказать «бисмиЛ-Лаах, Аллааху акбар» и перерезать основные артерии. При полном отсутствии умения и опасении верующий может попросить об этом другого, но с тем условием, чтобы сам он присутствовал во время жертвоприношения. Пророк Мухаммад, мир ему, когда приносил от имени своей дочери Фатимы в жертву барана, попросил ее присутствовать во время обряда: «Постой и посмотри на свое жертвенное животное. Воистину, будут прощены тебе все твои прегрешения с падением первой капли крови его». В случае, когда и присутствовать нет никакой возможности, человек проговаривает намерение, передает стоимость жертвенного животного и просит, чтобы от его имени принесли его в жертву.
Если совершающим жертвоприношение является женщина, то желательным (сунной) для нее является попросить кого-либо из мужчин принести в жертву животное от ее имени.
Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым считается исполненным и за остальных взрослых членов семьи. Вознаграждение за курбан получит вся семья. Пророк Мухаммад, мир ему, когда приносил в жертву барана с именем Творца на устах, вознося Ему хвалу, с намерением приблизиться (курба) к Богу говорил: «О Аллах! Это от Мухаммада и семьи его». Пророк Мухаммад, мир ему, обратился к верующим: «О люди! Одной семье раз в год необходимо принести в жертву одного барана».
Мясо жертвенного животного делится на три части: одна — неимущим, вторая — на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества. Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено. Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве «табаррукя» (прошения благословения у Всевышнего).
Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например неимущим, можно оставить ее для личного пользования. Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни.
Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: «Пророк Мухаммад приказывал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]».
В праздничные дни обряд заклания стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и к остальным людям, торопясь раздать милостыню, а так же преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит гостеприимство и щедрость.