Слово «Хадж» для каждого мусульманина является особенным и святым. Дни, проведенные в Хадже мы считаем самыми лучшими в своей жизни! Мы радуемся за тех, кто отправился туда, просим их, чтобы они делали за нас «дуа». После возвращения паломников из Мекки, их встречают как дорогих гостей, для них проводятся меджлисы и встречи с мусульманами. Каждый мечтает получить от хаджи подарок — тюбетейку, четки, платки и т.д. Лучший подарок из рук паломника – вода «Зам-Зам»; если он угостит вас ею хоть с размером чайную ложку, значит вам повезло! Пророк (алехиссалям) однажды сказал:
«Лучшая вода на земле — вода «Зам-Зам». Она имеет приятный вкус и исцеляет от болезней» (ат-Табарани, хасан).
Хадж имеет тысячелетнюю историю и связан с именем уважаемого пророка Ибрахима (мир ему!), которому Всевышний повелел:
«Возвести людям о Хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог. Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка!» (Сура «Хадж», аяты 27-28).
В аяте говорится, что когда пророк Ибрахим (мир ему) закончил постройку Каабы, Всевышний Аллах велел ему призвать людей совершить паломничество. Ибрахим (мир ему) сказал:
«“О Творец мой! Я буду призывать, но услышат ли они мой зов?» Всевышний Аллах ответил: «Ты призывай, Я доведу до них твой зов». Тогда Ибрахим (мир ему) повинуясь велению Создателя, начал призывать: «О люди! Ваш Господь обязал вас совершать паломничество — хадж к Каабе, совершайте же Хадж”» (аль-Хаким).
Многие из тех людей, которые стояли рядом с Ибрахимом (мир ему) ответили ему словами «Ляббайка» («Я повинуюсь и готов служить Создателю»).
Пятый столп Ислама – Большое паломничество играет огромную роль в жизни всей Уммы на планете. Тот, кто называет себя мусульманином, при наличии здоровья, средств и отсутствии проблем с поездкой, хотя бы один раз в жизни обязан совершить Хадж. Ислам всегда был и остается объединяющей и консолидирующей религией. Все ее столпы призывают быть вместе и не разобщаться. Какие бы мы ни взяли виды поклонения — намаз, пост, милостыня, жертвоприношение и др., то все они приносят пользу семье, обществу, телу и душе человека. В Досточтимом Коране сказано:
«Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны» (Сура «Трапеза», аят 6).
Многие называют Хадж самым большим съездом мусульман, в чем-то они правы. Верующие съезжаются со всех континентов в одно время и в одно место. Удивительно, несмотря на то, что у них разные гражданства и национальности, разные языки и обычаи они поклоняются одному Творцу и с улыбкой на лицах приветствуют друг друга словами мира.
Всевышний собрал в Хадже множество «ибадатов» — поклонений:
- Поклонение сердцем
- Поклонение имуществом
- Поклонение словами
- Поклонение телом и делами
- Поклонение здоровьем
Более того, все столпы нашей веры имеются в Большом Паломничестве. Отправляясь в далекий путь ради Всевышнего мы еще раз свидетельствуем, что нет Божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — пророк Его! Во время выполнения Хаджа мусульмане не теряя ни одной минуты, стремятся больше совершить намазы в Заповедной мечети и мечети посланника Мухаммада (алейхиссалям). В достоверных хадисах говорится:
«Молитва в моей мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в тысячу раз, кроме Заповедной мечети. А молитва в Заповедной мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в сто тысяч раз» (Ибн Маджа).
Прежде чем отправиться в паломничество, верующий должен «поработать» над своим сердцем и искренностью, пройти курсы и лекции, выучить нужные молитвы. Хадж должен соответствовать Хаджу благословенного пророка (алейхиссалям), он сам учил:
«Берите от меня обряды Хаджа» (имам Муслим).
За правильно выполненное паломничество Всевышний дарует Свое прощение:
«Кто совершит Хадж, не греша и не ведя непристойных речей, тот вернется свободным от своих грехов, каким он был в тот день, когда его родила мать» (Согласованный хадис).
Чтобы съездить и совершить паломничество нужен достаток, не каждый в силе собрать более ста тысяч рублей. Представьте человека, который потратит столько средств и не получит за это никакой награды. Вы скажете, такое невозможно! Возможно, разве вы не слышали слова пророка Мухаммада (алейхиссалям):
«Может случиться так, что уделом человека, который простаивает ночь в молитве, станет только бессонница, и может случиться так, что уделом постящегося станет только голод и жажда» (Согласованный хадис).
Хадж, как намаз и пост является поклонением и прежде чем его выполнять, нужно соблюсти определенные условия (шарты и рукны).
Какой смысл ехать на паломничество, если ты не выстаиваешь намазы, занимаешься запретными делами? Зачем ехать туда и там совершать грехи? Мне доводилось видеть в Мекке тех, кто просто «решил» съездить в Хадж. На молитвы в мечеть не ходят, ходят только по магазинам, в гостинице играют в карты. Поэтому позвольте предостеречь и вас, дорогие единоверцы, от подобных вещей.
Тот, кто отправляется к Дому Аллаха в Мекку, является Его гостем и на нем лежит огромная ответственность, он должен осознавать и понимать всю милость Всевышнего. Хадж подобен некому договору с Господом. В случае добросовестного выполнения всех пунктов договора, Он дарует тебе место в благоуханном Раю. В хадисе говорится:
«Малый Хадж (умра) смывает грехи, совершенные до следующего умра, а наградой за принятый Хадж будет только Рай» (Согласованный хадис).
Согласно словам пророка (алейхиссалям) Хадж – это лучший джихад на пути Господа:
Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка: «О, посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принимать ли и нам участие в нем?» На это пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Нет, ибо наилучшим джихадом (для вас) является безупречный Хадж»(Аль-Бухари).
Что касается тех, кто остается у себя в стране и не едет в Хадж, то им не стоит забывать величие десяти дней месяца Зуль-Хиджы. Этот месяц входит в число Запретных, совершенные в нем хорошие и плохие дела приумножаются. Чтобы узнать значимость десяти дней Зуль-Хиджы откройте Священный Коран и прочтите аят:
«Клянусь десятью ночами!» (Сура «Заря», аят 2).
В достоверном хадисе пророк (алейхиссалям) сказал:
«В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит (совершение их) в эти дни», — имея в виду (первые) десять дней (месяца Зуль-Хиджа)» (Сахих).
К праведным делам мы относим помощь нуждающимся, совершение намаза, соблюдение поста, посещение больных, изучение Корана и прочие поступки. Жизнь человека ограничена временем, никому из людей, ангелов и джиннов не суждено прожить вечно. Время нужно использовать с пользой. Кто пренебрегает ею, тот окажется в убытке. Как утверждают некоторые хадисы, Пророк (алейхиссалям) с наступлением Зуль-Хиджы постился:
«Посланник Аллаха (алейхиссалям) постился в день Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хиджа, три дня каждый месяц, и понедельник с четвергом» (Абу Дауд).
Праздник жертвоприношения Ид аль-Адха, или еще как принято его именовать Курбан-байрам приходится на десятое число Зуль-Хиджы и продолжается еще два дня. В эти праздничные три дня поститься нельзя.
На девятое число Зуль-Хиджы приходится один из лучших и величайших дней в году – день Арафа. Арафа – это гора в 20 км. от Мекки. Наш пророк (алейхиссалям), когда совершал свой последний Хадж, именно стоя на ней читал известную Прощальную проповедь. Именно тогда им (алейхиссалям) был прочитан аят, который предвещал конец пророческой миссии.
Однажды один иудей сказал Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах):
«О Повелитель правоверных, в вашей Книге есть аят, который вы читаете. Если бы такой аят был ниспослан нам, иудеям, то мы бы сделали этот день праздником». Тогда Умар спросил его: «Что это за аят?». Иудей привел слова Аллаха Всевышнего из Корана: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (Сура «Трапеза», аят 3). Умар сказал: «Мы знаем в какой день и где Пророку алейхиссалям) было ниспослано это откровение. Это случилось, когда он был на Арафате, в пятницу» (Согласованный хадис).
Не важно, совершаем мы Хадж или нет, но с наступлением дня Арафа, мы должны просить у Всевышнего прощения так, как будто это наш последний день на Земле. Согласно мазхабу имама Абу Ханифы (да будет над ним милость Аллаха) держать пост паломнику в день Арафа является мустахабом, при условии, что пост не ослабит его от совершения «дуа». Что касается тех, кто не совершает Хадж, то им тоже предпочтительней поститься. О посте в день Арафа Пророк (алейхиссалям) сообщил:
«Он служит искуплением грехов прошлого года и следующего» (Муслим).
Является ваджибом произносить ташрик такбир.
По мнению Абу Ханифы, верующие начиная со времени утреннего намаза дня Арафата (за день до наступления праздника) до полуденного Аср-намаза дня праздника должны (ваджиб) произносить слова «ташрик-такбира». Их произносят после каждого фарз-намаза, который выполняется вместе с джамаатом.
«Такбир-ташрик» — это следующие, всем известные слова:
«Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля иляха илляллаху ва Аллаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль-хамд»
«Аллах Велик, Аллах Велик! Нет божества, кроме Аллаха, Аллах Велик! И все восхваления Аллаху!»
Во время праздничных дней мусульмане совершат жертвоприношения. В аяте Священного Корана Всевышний повелел:
«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Обильный», аят 2).
ОренИсламПресс