История и современность медресе «Хусаиния»
Знания — суть человеческой жизни,
Знание — ключ к преодолению любых трудностей.
Знание — это жемчужина человеческой души.
Суфийский шейх, имам и ученый
Габдрахим Утыз-Имани (1754— 1834)
Единственным родом занятия, которое человек не оставлял на протяжении всего своего существования, является поиск знаний. От колыбели и до смертного одра человек в той или иной степени занят поиском знаний, иной раз даже сам того не подозревая. Такова природа человека, и эта природа толкает его на все новые и новые открытия и свершения.
Вот уже 120 лет дает людям духовные знания историческое мусульманское учебное заведение города Оренбурга — медресе «Хусаиния», прославившееся в свое время далеко за пределами Оренбургской губернии и с которым связано много исторических личностей не только нашего края.
Предпосылки возникновения медресе «Хусаиния» берут свое начало еще в XVIII веке. Первый муфтий в Российской империи Мухаметжан Хусейнов, будучи человеком прогрессивных взглядов, предложил правительству проект реорганизации мусульманского образования, в котором он предлагал создать мусульманское училище при Императорском Казанском университете и в Оренбурге. По проекту наряду с религиозными науками предусматривалось преподавание и светских дисциплин. Предполагалось глубокое изучение персидского, арабского, турецкого и татарского языков. Муфтий считал, что знание русского языка для духовенства обязательно. Но имперское правительство того времени решило иначе, и эта реорганизация образования отсрочилась более чем на век.
Главными фигурами в истории возникновения медресе стали братья Хусаиновы, которые в народе получили имена: Ахмад бай (1837–1910), Гани бай (1839–1902) и Махмут бай (1839–1910). Выходцы из Татарской Каргалы, братья с малых лет уже приучились к труду, сами добывали себе средства к существованию. Ахмад был единственным помощником в семье: он пас скот, делал саманные кирпичи, промышлял ловлей сусликов, благодаря этому получил науку на всю жизнь, покупал мелкие товары коробейника и шел в степь — в кочевья, где менял свой товар на шкуры животных и через несколько таких оборотов смог купить лошадь с телегой. Дальше он приспособил к этому делу своих младших братьев: Гани и Махмуда. И эта дружная, старательная троица через 35 лет (с 1853 по 1888 г.) накопила четыре миллиона рублей. Они осознали, что без развития образования нельзя бороться с вековой отсталостью и нищетой, и посчитали своим долгом внести посильный вклад в дело просвещения. Деятельность Хусаиновых в строительстве мечетей и школ по времени совпадает с зарождением и упрочением новых методов обучения (разделение учащихся на определенные по возрасту классы, преподавание светских наук согласно требованию Корана, оборудование классных комнат партами, классной доской и новый — звуковой метод обучения букварю), что составляет сущность новометодных (джадидских) школ.
На пути к осуществлению своей мечты братья открыли новометодные начальные курсы по подготовке учителей, женскую школу, при них в течение десяти лет было построено 20 мечетей и медресе в Казани и различных деревнях. Помимо этого, Ахмад бай платил за работу учителям более 40 новометодных школ и обеспечивал учебниками и учебными пособиями более 200 школ. Медресе повышали уровень образованности в сельской местности.
Хусаиновы целиком были на стороне новометодных школ. Против старых методов обучения в школах, против кадимистских школ Ахмад бай говорил «Я скопил с пяти рублей четыре миллиона, про меня нельзя сказать, что я ленивый, неспособный, но я четыре года ходил в школу, а читать, писать не научился, значит — виновата школа, а не я».
[toggle title=»В дальнейшем«]
Но самым значительным вкладом Хусаиновых было основание учебного заведения, медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Оно было открыто в 1889–90 учебном году и руководилось попечительским и педагогическим советами. Новое трехэтажное здание с центральным отоплением и электрическим освещением было достроено в 1905–06 учебном году. В нем были размещены учебные классы, кабинеты, библиотеки, интернат и столовая. В этом здании на пересечении современных улицы Бурзянцева и пер. Мало-Торгового сейчас располагается факультет ОГАУ. Число учащихся в медресе в некоторые годы доходило до 500 человек и часто превышало определенное в завещании Хусаиновых число, что говорит о процветании медресе и о его популярности.
Контингент воспитанников медресе состоял из жителей всех губерний России, Крыма, Кавказа, Средней Азии и Сибири. Все они носили единую форму и подчинялись распорядку дня и правилам, которые были выработаны попечительским и педагогическим советами. Правила были очень строгими, но именно это позволяло родителям привозить своих семи-восьмилетних сыновей и оставлять их в интернате без волнения за их воспитание. Многие из них учились бесплатно, хотя некоторые родители все же выплачивали определенную сумму. Медресе помогало неимущим воспитанникам, им выдавалась школьная форма и даже прожиточный минимум во время каникул.
Далее, в начале двадцатого века, на базе медресе «Хусаиния» возникли первые советские вузы: Татарский институт народного образования, Восточный институт народного образования, Башкирский институт народного образования, Казанский институт народного образования, которые сыграли огромную роль в победе культурной революции в России в те нелегкие времена.
Развитие педагогической и научной деятельности медресе, как и всякого высшего учебного заведения, определялось, с одной стороны, социально-экономическими и политическими условиями в стране и особенностью положения Оренбуржья, с другой — уровнем развития науки в соответствующий период времени. Представлять медресе «Хусаиния» как оторванное от окружающего мира учебное заведение неверно, т. к. оно всегда было в гуще событий. Такому быстрому, прочному становлению и растущей популярности медресе способствовал блестяще подобранный педагогический коллектив. Он представлял собой передовую науку по всем обучаемым дисциплинам.
Большинство преподавателей медресе имели капитальные труды по своей специальности, а также по общепедагогическим вопросам в области просвещения, культуры, здравоохранения, внешней и внутренней политики страны и многим другим. Почти все имели переводные работы с арабского, турецкого, французского, английского и немецкого языков. Некоторые из этих трудов сохранились до сих пор. Ведущие преподаватели медресе являлись также авторами первых советских учебников, словарей, географических и исторических карт и атласов. Постановка преподавания, например, татарского языка и литературы, была направлена на воспитание любви к своему народу, родному языку, и очищению его от иноязычных слов, что и сейчас является вполне актуальным.
Как правило, преподаватели сами писали и их работы печатались на страницах периодической печати, выступали с рецензиями и критическими статьями. Это вызывало большой интерес у шакирдов, и поэтому многие из них начали печататься уже в студенческие годы, следуя примеру учителей.
Здесь преподавали Ризаэтдин Фахретдин, Сагит Рамеев, Муса Бигиев, Сагит Сунчалей, Шариф Камал, Фатих Карими и др. В «Хусаинии» не было разделения на факультеты, учебный план был для всех слушателей одинаковым, и поэтому выпускники медресе, во время работы могли стать преподавателями по избранной ими специальности или обучать всем школьным дисциплинам.
Из архивных документов мы узнаем, что многие преподаватели, независимо от своей основной специальности, вели уроки татарского, арабского языков и литературы в начальных классах, так как изучению этих предметов уделялось особое внимание и много часов.
Медресе «Хусаиния» окончили многие государственные и общественные деятели, поэты, писатели, деятели науки и культуры страны, даже меньшая часть которых достаточна была бы для украшения истории любого вуза.
Из стен этого учебного заведения вышли многие люди, которые без преувеличения составляют цвет татарской, башкирской, казахской интеллигенции: Муса Джалиль, поэт-герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии, известный всему миру своим подвигом, своими бессмертными стихами, он учился здесь с 1914 по 1923 год; Шаехзада Бабич (1895–1919) — выдающийся башкирский поэт-сатирик, автор песен, легенд и сказок; Жиангали Телепбергенов — казахский писатель, журналист, драматург, редактор газет и журналов в Казахстане; Ахмедзаки Валиди (1890–1970) — известный тюрколог, историк, автор более 50 научных работ и многие другие. К известным выпускникам-деятелям науки относятся: Джихангир Абзгильдин — ученый, автор книг по астрономии и учебников по философии и т. п.; Мухаммед Галеев (М. Гали) — видный литературовед, прозаик, старший научный сотрудник Казанского филиала АН СССР; Худайберган Жубанов — первый профессор-казах, филолог, языковед, литературовед в Казахстане; Мидхат Файзуллин — известный ученый рентгенолог, профессор, автор многочисленных научных трудов, заслуженный деятель науки РСФСР, Шагит Худайбердин (1896–1924), драматург Мирхайдар Файзи(1891–1928) и многие другие.
При жизни А. Г. Хусаинов сам финансировал медресе, а после его смерти по духовным завещаниям от 20 января 1904 г. и 7 декабря 1906 г. был учрежден крупнейший вакуф Российской империи на сумму около 500 тыс. рублей, доходы от которого шли на различные благотворительные цели.
[/toggle]
[toggle title=»Медресе «Хусаиния» сегодня«]
Медресе Хусаиновых просуществовало 30 лет (1889–1919 гг.) и было закрыто. В конце 80 х годов двадцатого века деятельность религиозных организаций, в том числе и мусульманских, возрождалась по всей России. В Оренбургской области стали активно открываться старые и новые мечети. Возникла острая необходимость в профессиональных служителях исламского культа, и в 1991 году муфтиятом (мухтасибат в то время) было решено открыть двухгодичные курсы по подготовке имам-хатыбов и муэдзинов. Так, в 1991 году, с Божьей помощью, возобновило свою деятельность медресе «Хусаиния», которое является правопреемником исторического мусульманского учебного заведения города Оренбурга — медресе «Хусаиния», основанного купцами Хусаиновыми. Оно вновь стало обучать молодых людей основам религии — Ислама, призывать к добру и вере в Единого Творца, помогать ищущим знания.
Открытие медресе способствовало возрождению традиционной для оренбургских мусульман системы религиозного образования, подготовки кадров мусульманского духовенства, духовных наставников верующей молодежи.
Предпосылки для возобновления деятельности медресе появились еще в 1989 году, когда при Соборной мечети Оренбурга были открыты воскресные курсы по основам Ислама для всех желающих. На первых порах занятия проводились в подвале Соборной мечети, уроки вел сам муфтий Абдельбарый-хазрат Хайруллин, а затем были переведены в двухэтажное здание во дворе мечети, которое в последующем стало современным зданием Духовного мусульманского образовательного учреждения — медресе «Хусаиния».
Основной целью медресе было и есть одно — удовлетворять потребность мусульман области в духовных, религиозных знаний. Наряду с этим, перед медресе также стоит задача в подготовке квалифицированных кадров — имамов, преподавателей основ Ислама, служителей при мечетях, т. е. специалистов исламского вероисповедания. В 1993 году муфтием было решено открыть в медресе отделение для обучения девушек, будущих преподавательниц основ Ислама и арабской графики (‘’абыстай’’ или мугаллима). Женское отделение в медресе «Хусаиния» было одним из первых, открывшихся в России.
С 1999 года работает четырехгодичное заочное отделение. Студенты приезжают на сессии 4 раза в год на одну неделю и обучаются по определенным программам. Сегодня количество студентов заочников более ста человек.
В 2000 году директором медресе становится Альфит (Абдулла) хазрат Шарипов, один из первых выпускников современного медресе «Хусаиния», который начал свою деятельность в медресе с 1995 года в качестве преподавателя. Этот энергичный человек, преодолевая трудности, стремится к качеству преподавания, не только увеличивая учебную и методическую литературу. Его стараниями в 2003 году медресе «Хусаиния» получило лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданную Управлением профессионального образования Оренбургской области. В 2007 году медресе получило новую лицензию от Министерства образования Оренбургской области. С 2004 года в медресе успешно функционирует очно-заочное (вечернее) отделение. Обучение на нем длится четыре года, студенты вечернего отделения посещают занятия три раза в неделю. Эта форма обучения пользуется большой популярностью среди мусульман, которые не имеют возможности посещать занятия в дневное время из-за занятости на работе или основном месте учебы. Количество студентов вечерников в настоящее время превышает шестьдесят человек. С целью повышения интеллектуального и общего развития студентов и всех желающих в медресе регулярно проводятся мероприятия, посвященные празднованию Дня рождения Пророка Мухаммада (Мавлид), викторины, конкурсы. Ежемесячно организуется игра «Что? Где? Когда?», на знание основ религии, а также на общее развитие. Аналогично проводились игры «Поле чудес» и «Умники и умницы». Неоднократно проходил показ женской мусульманской моды. Также были организованы конкурсы среди детей на лучший рисунок и лучшую поделку на исламскую тематику.
[/toggle]
[toggle title=»Система обучения в медресе«]
Качество образовательного процесса постоянно совершенствуется. На сегодняшний день в медресе работают преподаватели, имеющие высшее религиозное образование. Все они, отучившись в «Хусаинии», продолжили обучение в высших исламских учебных заведениях России, а затем вернулись преподавать в стены родного медресе.
Обучение в медресе «Хусаиния» ведется по 4 формам:
1) очное отделение — срок обучения 2 года;
2) заочное отделение — срок обучения 4 года. Студенты приезжают на сессии 4 раза в год, продолжительность сессии — одна рабочая неделя. Обучение проводится, в соответствии с разработанными программами медресе;
3) очно-заочное (вечернее) обучение — срок обучения 4 года. Режим занятия: вторник, среда, четверг с 18.00 до 20.30 часов;
4) воскресная форма обучения — для всех желающих вольнослушателей.
Контингент студентов — заочников, вечерников, воскресников (а иногда и студентов дневного отделения) составляют представители различных профессий. Среди них немало людей, имеющих высшее светское образование. Также в числе студентов есть кандидаты и доктора наук. В медресе обучаются шакирды не только из Оренбурга и Оренбургской области, но также из Башкортостана, Казахстана, Самарской и Свердловской областей. Всего в настоящее время в медресе учится более двухсот студентов.
Учебный процесс организован в соответствии с установленной образовательной программой. Учебный год в медресе «Хусаиния» начинается 1 сентября и состоит из осеннего и весеннего семестров, заканчивающихся зачетами и экзаменами. В течение учебы студенты пишут курсовые работы на различные темы. Обучение в медресе завершается сдачей выпускных итоговых экзаменов и защитой дипломных работ. Выпускники получают лицензированный диплом об окончании медресе установленного образца.
Студентам медресе выдаются студенческий билет и зачетные книжки
В настоящее время обучение в медресе ведется по следующим предметам:
1. Коран — чтение с соблюдением правил.
2. Тафсир — толкование аятов Священного Корана.
3. Фикх — мусульманское право.
4. Акаид — наука о ЕдиноБожии.
5. Ахляк — этика и мораль, поведение мусульманина.
6. Хадис — изучение изречений Пророка Мухаммада (мир Ему).
7. Арабский язык — диалог и грамматика.
8. Имам вазыйфа — обязанности имама.
9. Вагаз-хитабат — составление и чтение проповедей.
10. История Ислама — изучение истории и жизни всех Пророков.
11. Татарский язык.
12. Основы педагогики и психологии.
В качестве факультатива организованы занятия по информатике и основам компьютерной грамотности. По действующей системе многоступенчатого образования студенты, отлично обучавшиеся в медресе, имеют возможность беспрепятственного перевода на третий курс РИУ в Уфе для продолжения обучения. Отучившись там два года — получают диплом бакалавра, проучившись еще два года — степень магистра. Кроме того, по окончании медресе желающие могут продолжить обучение в других Исламских институтах, стать имам-хатыбом в приходе, или поступить в любое высшее учебное заведение для получения светского образования, и продолжить обучение, будучи духовно развитыми. Ведь Россия нуждается именно в духовно развитых, образованных гражданах.
Медресе разработало учебно-методические пособия по изучаемым предметам. За многие годы образовательной деятельности выработана и успешно функционирует система обучения, позволяющая студентам получить комплексные религиозные знания и дающая возможность поступления в высшие мусульманские учебные заведения для продолжения образования.
Медресе активно участвует в научных и образовательных мероприятиях города и области. Руководители медресе неоднократно были участниками различных научно-практических конференций и круглых столов по проблемам воспитания культуры толерантности в современном обществе, истории Ислама в Оренбуржье и его развития в настоящее время, по проблемам распространения наркомании и алкоголизма в Оренбуржье и многих других.
Особое место в деятельности преподавателей и студентов занимает воспитательная и духовно-просветительская работа. В медресе важнейшей составной частью учебного процесса является учебная практика шакирдов в местных религиозных организациях — мечетях области.
С каждым днем в медресе улучшаются и бытовые условия. Для студентов медресе работает столовая, где они бесплатно питаются три раза в день. Создан компьютерный класс. Открыта библиотека, в которой собрана необходимая литература, фильмы, компьютерные программы для изучения Корана и арабского языка. Библиотеку стараются непрерывно пополнять. Также в планах руководства — открытие при медресе медиа-студии, задачей которой будет выпуск литературы и компакт-дисков религиозной тематики, создание и поддержание сайта, посвященного медресе «Хусаиния» и Исламу в Оренбуржье в целом.
С 1993 года (с момента первого выпуска) медресе окончили 290 студентов. Около 70% выпускников работает в приходах области. Все они ведут учебную деятельность по духовно-нравственному воспитанию народа: как правильно читать намаз, держать пост, выполнять другие религиозные обряды. География распространения выпускников медресе не ограничивается Оренбургской областью, многие живут и служат и за ее пределами в разных регионах России.
[/toggle]
[toggle title=»В быстро меняющемся мире«]
Основная задача медресе — подготовка кадров мусульманского духовенства для Оренбуржья, но не менее важной является задача помочь социально неблагополучной молодежи встать на путь истинный, найти свое место в жизни. Обучение в медресе проводится в комплексе с формированием духовной и просвещенной личности, воспитанной в традициях толерантности, межрелигиозного согласия. Воспитание, полученное в медресе, является надежной защитой от пьянства, наркомании, от соблазнов, подстерегающих современную молодежь. В процессе получения религиозного образования учащиеся приобретают трудовые навыки, учатся строить, ремонтировать, готовить, содержать в порядке свое здание, заботиться друг о друге.
Медресе «Хусаиния» играет важную духовно-просветительскую роль в формировании современной личности. Обучение и воспитание под руководством опытных преподавателей медресе позволяет оградить от негативного влияния окружающей среды, научить видеть главное в жизни, быть трудолюбивыми, отличать истинные ценности от ложных, стремиться к успеху и уверенно ориентироваться в быстро меняющемся мире.
Руководство медресе не останавливается на достигнутом и прилагает максимум усилий, для того, чтобы повысить уровень образования и чтобы в это учебное заведение стремились поступать как можно больше студентов. И чтобы как можно больше выпускников, выйдя из стен медресе, прожили свою жизнь в поклонении Всевышнему и распространяя истинные знания — Ислам. Знания, полученные в медресе, будут крепкой опорой в жизни человека. Так как эти духовные ценности являются богатством, как в этой временной жизни, так и в той — жизни вечной.
[/toggle]
Автор: А. А. Шарипов
«ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕДРЕСЕ «ХУСАИНИЯ»»