Индустрия «Халяль» в России: прошлое, настоящее, будущее
Мусульмане России, живя в основном в сельской местности, в прежние времена употребляли продукты питания, происхождение и способ приготовления которых им были хорошо известны. Урбанизация затруднила мусульманам, проживающим в городах, доступ к продуктам, которые разрешены канонами ислама.
В конце прошлого столетия были попытки организовать предприятия по производству религиозно дозволенной «халяльной» продукции. Открывались цеха по переработке мяса и производству колбасной продукции «Халяль» в Московской области, в Татарстане. Однако серийное производство не развивалось по нескольким причинам:
— отсутствовали стандарты «халяльных» продуктов;
— недостаточный уровень религиозных знаний у мусульман;
— неразвитость торговой сети «халяль»;
— из-за малых объемов потребления производители не получали необходимой прибыли и теряли интерес производству.
Cоздание местных религиозных организаций, массовое приобщение мусульман к знаниям, развитие СМИ повлекло увеличение спроса населения на продукты «Халяль». «Спрос рождает предложение» и производители колбасных изделий стали использовать в торговых марках названия типа «мусульманский», «татарский», «халяль», дополняя их изображениями мечетей, полумесяцев, порой, не заботясь о содержимом производимых колбас. Информация о сомнительном происхождении продукции распространялась среди мусульман.
Чтобы продукты соответствовали стандарту «Халяль» необходимо, чтобы он:
— не содержал чего-либо, что считается запретным («Харам») по исламскому закону;
— не был приготовлен, переработан, перевезен или хранился с использованием каких-либо средств или приспособлений, которые не очищены от чего-либо «Харам»;
— пищевые продукты «Халяль» могут готовиться, перерабатываться и храниться в специально отведенных помещениях или на других технологических линиях при условии, что принимаются необходимые меры для предотвращения контакта между продуктами «Халяль» и «Харам»;
Убой разрешенных животных, обитающих на суше, должен осуществляться с соблюдением нижеследующих правил:
— лицо, производящее убой животного, или руководящее процессом убоя, должно быть совершеннолетним, находящимся в здравом рассудке, мусульманином, знающим процедуру убоя, независимо от национальности;
— животное, подлежащее убою, должно быть живым или считаться живым в момент убоя;
— животное должно быть здоровым и не быть зараженным чем-либо, могущим нанести вред здоровью людей, употребляющих его в пищу;
— непосредственно перед убоем животного, или одновременно с перерезанием основных шейных артерий, должна быть произнесена фраза «Бисмилля. Аллахукбар», — молитвенная форма с чистосердечным намерением убоя живой твари, с разрешения Всевышнего, поэтому использование магнитофонных или иных звуковоспроизводящих устройств и аппаратуры (ввиду невозможности намерения) не допускается;
— инструмент убоя должен быть острым;
— при акте убоя должны быть перерезаны трахея, пищевод и основные артерии и вены в области шеи;
— разделывание туши разрешается после того, как вытечет основная часть крови;
— не допускается оглушение животного перед забоем с помощью молота, топора, удара в жизненно важные органы тела и т.п.;
— не допускается затачивание инструментов для убоя в присутствии животного;
ОренИсламПресс