Любовь и служение Корану
Коран — это истинное вероучение, руководство к Прямому Пути, правильные способы поклонения, благородные назидания, мудрые наставления, основы высокой морали. Коран — это исцеление от болезней духовных, физических, социальных; Коран — это помощь в решении жизненных проблем. В Коране даны совершенные рецепты для истинного духовного и физического умиротворения и счастья, указаны ключи к благам в ближайшей и в будущей жизни. Словом, всё, в чём нуждается человек, собрано в благостной и изобильной милостью Небесной Книге — в Коране. Эта Книга — Слово Аллаха. Смыслы аятов Всевышнего относительно Его книги таковы:
«Поистине, ниспослали Мы вам Книгу, в которой содержится назидание вам. Так неужели вы не уразумеете?» (Сура «аль-Анбия», 21 / 10).
«…Явились вам от Господа Нур (Свет) и Писание ясное, коим ведёт Он по путям мира тех, кто приемлет благоволение Его, выводит из мрака на Свет по соизволению Своему и наставляет к пути правильному» (Сура «аль-Маида», 5 / 15—16).
«О люди! Пришло к вам увещевание от Господа вашего, исцеление от (недуга неверия, поразившего) сердца (ваши), а также наставление на Путь Прямой и милость (Аллаха) уверовавшим (в Него)» (Сура «Йунус», 10 / 57).
Знать о существовании этой великой Книги, уметь её читать, читать искренне и с любовью, с пониманием смысла — это залог успеха верующего человека в жизни мимолётной, здешней, а также в жизни будущей. Знание Истин этой книги и претворение их в жизнь — это спасение от страданий земных и страданий в вечности. Книга Аллаха раскрывает перед верующим необъятные горизонты Знания, Истинного Знания. Глубокими смыслами пропитаны суры, аяты, каждое слово и буква Корана. Смыслы Корана невозможно постичь до конца, открываются они верующим по Воле Аллаха, по Его соизволению и желанию. Не случайно толкователи Корана, муфассиры, после того, как раскрывали смысл аятов и давали людям наставления на их основе, в конце в обязательном порядке произносили: «Истинное знание принадлежит Аллаху». Однако верующим достаточно даже общего понимания Корана, чтобы, упорядочив свою жизнь на его основе, прожить её счастливо и достойно.
Наилучшим ориентиром для верующих в понимании Корана является человек, избранный Всевышним Аллахом, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям). Он является живым воплощением Истин Корана, великим её толкователем. Он прививал верующим интерес к книге Аллаха, осознание необходимости знания её положений, уважение, почитание и любовь к ней. Асхабы, сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), ждали, когда будет ниспослан очередной новый аят, старались следовать его указаниям. Коран ниспосылался по частям в течение двадцати трёх лет, это открывало верующим возможность, глубоко восприняв смыслы аятов, усвоив их, сделать их сутью своего существа. И то, насколько верующий уделяет время Корану — мера, показатель его веры и таквы, богобоязненности. Не случайно асхабы-кирам, когда научались от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) 10 аятам, не переходили к десяти следующим, пока не понимали, не осознавали, не следовали тому, чему научились, пока не воплощали в жизнь и не закрепляли полученные знания (Ибн Ханбал, 5, 410). Например, Абдуллах бин Умар (радыяллаху анху) смог сказать, что выучил одну суру, когда изучал её восемь лет, пока каждый её аят не утвердился в его сознании и не стал образом жизни, не стал его сутью (Муватта, «Коран», 11).
Знать Коран — значит, верить в Аллаха, любить Его, надеяться на Него. Поэтому Коран играет особую роль в жизни мусульман, являясь источником Истинных Знаний, тем, к чему верующий прибегает за наставлением, советом, успокоением, исцелением. Всевышний Аллах благоволит к рабам, питающим особую любовь к Корану, посвящающим его изучению жизнь, вплетающим Коран в ткань каждого своего дня. Однажды Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
— Без сомнения, среди людей есть те, которые близки к Аллаху.
Асхабы-кирам спросили:
— О, Посланник Аллаха, кто эти люди?
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:
— Они последователи Корана, они воспитанники Корана… Они самые истинные рабы Аллаха (Ибн Маджа, «Мукаддима», 16).
Такими воспитанниками Корана были являющиеся для нас примером почтенные асхабы-кирам и аулия. Их уважительное, трогательное отношение к Корану, ответственность перед ним, стремление к знаниям и к духовному совершенствованию привели к тому, что они были удостоены чести жить в асру саада, в самую счастливую эпоху человечества. Они жили счастливо, потому что жили с Кораном. Они украсили свою нравственность нравственностью Корана, нравственностью Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Асхабы-кирам много читали Коран и не желали, чтобы день проходил без чтения хотя бы одной страницы этой Ясной Книги. Их день начинался с Корана. Благочестивый Осман (радыяллаху анху) много читал Коран, так, что по некоторым свидетельствам, даже обветшало два рукописных экземпляра Корана (Каттани, 2, 197). Благочестивый Умар и благочестивый Усман (радыяллаху анхума) утром, сделав омовение, первым делом брали в руки Коран. Абдуллах бин Умар (радыяллаху анху) каждое утро брал в руки Коран, целовал его и в порыве воодушевления произносил: «Это завет моего Рабби (Господа), это Его ясный указ» (Каттани, «Тератиб», 2, 196—197). Когда благочестивый Икрима (радыяллаху анху) открывал Коран для чтения, то терял сознание, настолько глубоко он осознавал, беря в руки Книгу, что она от Аллаха. Он прижимал Священную Книгу к груди и произносил: «Это слово моего Рабби (Господа), это Его Книга» (Хаким, «Мустадрак», 3, 272). Анас (радыяллаху анху) рассказывал о том, что когда ученики писали аяты Корана, заучивая их, то приходилось стирать ранее написанное. Ученики относились с почтением даже к растворённым в воде чернилам: воду собирали в особый сосуд, выливали в чистые места, куда не ступали люди, или же в открытые, чистые источники, в колодцы. Кто хотел, выпивал эту воду с намерением получить исцеление от Аллаха (Каттани, 2, 200). Таким образом, сахабы действовали по Корану, жили по нему и благодаря мудрости Книги достигли совершенных человеческих качеств. Абдуллах бин Масуд (радыяллаху анху) так говорил о знающих Коран наизусть, хафизах: «Мусульманин, которому Всевышний Аллах даровал честь быть хафизом, должен отличаться особым духовным состоянием. Когда обыкновенные люди спят, он должен находиться в состоянии молитвы, должен совершать намаз. Когда люди кушают, он должен предпочесть соблюдение поста. Когда люди беззаветно и беззаботно веселятся и развлекаются, он должен думать о том, что будет следовать за всем этим. Он должен совершать любое действие, думая о последствиях. Когда люди смеются, на глазах благочестивого человека должны появится слёзы от осознания несовершенства своего служения Аллаху… Когда люди отдают время разговору между собой, он должен хранить молчание. Когда люди гордятся, он должен отличаться скромностью. На том, кто выучил по воле Аллаха Коран наизусть, большая ответственность… (Абу Нуам, «Хилье», 1).
Великие учёные Ислама, аулия, посвятившие свои жизни изучению Корана, которым Всевышний Аллах раскрывал ясные и тайные смыслы слов и аятов, говорят о том, что знания, которые они получают, и произведения, ими написанные — это всего лишь небольшой свет или отражение одного луча Корана.
В истории Ислама было немало людей, почтительное отношение к Корану которых, легендами передавалось из поколения в поколение, и их жизни служили примером для потомков. Так было и с основоположником Османского халифата благочестивым Османом Гази. Его любовь к Корану отличалась особой утонченностью. Однажды ему пришлось остаться на ночь в доме известного алима того времени, шейха Адабали. На стене отведённой ему комнаты в специальной рамке находился экземпляр Корана. Этот человек так и провёл ночь на ногах, дабы не проявить неуважения к Священной Книге… Это уважение и любовь к Корану были столь сильны, что проявлялись в каждом шаге этого великого человека, исходили у него изнутри. Сыну своему он завещал: «О, сын! Не отрывайся от законов Корана! Правь справедливо! Корми голодных! Старайся служить тем, кто служит Исламу…».
Необходимость нашей веры и нашего предназначения — по мере сил наших понять, выучить самим и обучить других этой высочайшей Книге. Самый большой подарок, который могут подарить друг другу люди — это раскрытие Истин Корана. Самое большое наследство, которое могут дать родители своим детям — это украсить их жизнь культурой Корана, привить им кораническую нравственность. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Коран — это такое богатство, после которого не будет нищеты и бедности, и кроме него нет другого богатства» (Хайсами, «Маджмауз-заваид», 7, 158). Счастье зависит от того, насколько человек смог в зависимости от своих способностей вобрать в себя знания и мудрость, исцелить себя этим чистейшим источником Знания.
Невнимательное, беспечное отношение к Корану… Нет более страшной ошибки, которая бы так губительно отражалась на духовной жизни человека. И чтобы избежать подобного, необходимо самому человеку, его близким, детям приобщиться к культуре Корана. Часто читать его, задумываться над смыслом. Коран — божественное руководство на все случаи жизни. Люди испытывают жажду знания, стремление познать Истину, ибо только в ней находят освобождение и восторг, поэтому так живо интересуются фактами прошлого. Одна треть Корана посвящена Пророкам и их историям, с тем, чтобы люди могли черпать в них для себя пример. Аят Корана гласит: «В самом Коране приводим Мы людям притчи всевозможные, чтоб извлекли они урок» (Сура «аз-Зуммар», 39 / 27). Поэтому рекомендуется выделить особое время для чтения коранической истории Пророков. В этом будет большая польза, как взрослым, так и детям. Воспитание Кораном — это ответственность, которая возложена на родителей. С момента появления на свет ребёнок должен слышать чтение Корана, а сердце его должно войти в мир этой Книги. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Кто изучит Коран с малого возраста, Коран проникнет в его тело и кровь (то есть он осветится изнутри светом Корана)» (Али Муттаки, «Кенз», 1, 532).
Самое ценное, что может оставить в наследство му’мин — это богатство Вечности. Он должен показать своим детям не преходящее удовольствие, а немеркнущий путь великого счастья. Первое условие для этого — создание атмосферы духовной и физической связи ребёнка с Кораном. По этой причине мусульманин на протяжении всей своей жизни должен быть учеником Корана и, по мере того, как он перенёс в жизнь Знание Книги, должен быть учителем Корана. История свидетельствует, что люди, семьи и нации оставили добрый след в истории в зависимости от того, насколько глубоко они жили Кораном. Не случайно Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), обращаясь к верующим, в прощальной хутбе сказал: «…Я оставляю вам такой аманат, благодаря которому, если будете его придерживаться, не собьётесь с Пути. Этот аманат — Книга Аллаха и Сунна Пророка…» (Хаким, 1, 171 / 318).
Знание Корана — это баракат и спокойствие, спасение от бурь и невзгод жизни. Благополучие людей в период их глубокой внутренней близости к Корану, в период, называемый асру-саадат, когда мусульмане жили под сенью пророчества, зависело от их старания служить этой Священной Книге, и истинный баракат крылся именно в этом. Наше время — это тот период, когда усердие и старания на пути изучения Корана являются жизненно важными вещами. Знание законов и наставлений Корана даёт сильный толчок к духовному пробуждению людей, тем самым указывая им их истинное предназначение. Ибо от всех живых существ человек отличается лишь предназначением… предназначением быть рабом Аллаха. Сегодня, когда люди лишены понятия стыдливости, нравственности, когда люди находятся в оковах зависимости от наркотиков, алкоголя, когда увеличивается количество убийств и преступлений, когда ослабло чувство патриотизма, изучение Корана имеет огромное значение. Проявлять халатность в этом вопросе — значит подвергнуть опасности себя, свою семью, своё окружение и всю мусульманскую умму. Изучать Коран — это большая ответственность. Чтобы устоять на ногах, когда бурный селевой поток грязи готов увлечь нас за собой, когда людям навязывается необходимость следовать моде, когда кругом неверие и преступления, мы обязаны обучить Корану наших близких, нашу семью, всех тех, кого мы знаем и любим. Мы должны стараться распространить свет Корана и покой, от него исходящий. Мы должны помнить, что если не сделать этого, то человек останется в вечном убытке, разменяет вечность на монеты сиюминутности.
Время, в которое мы живём, заковало людей в темницы беспечности: люди годами могут не вспоминать о своём Создателе. Так происходит, что целые поколения теряются в беспощадном потоке времени и неверия. Люди потерянного времени не могут найти себе приют в этой жизни, как не смогут его найти и в вечности. Для того, чтобы выучить иностранный язык или добиться успеха в мирской жизни, люди прикладывают неимоверные усилия, при этом забывают или отбрасывают на второй план потребности души, не реализуют своё истинное предназначение. Это вызывает глубокую печаль. Но как счастливы те верующие, что смогли передать своим детям любовь и уважение к Корану. Поток добрых дел таких людей будет записываться в Книгу их деяний, даже если их не будет на земле, они оставят после себя потомство, которое будет молиться за них.
Мы обязаны дать детям такое воспитание, которое пробудит в них любовь к Аллаху, Корану и Родине. Любовь к Корану — свежий, благодатный дождь, который возрождает наши пустынные души. Если мы не будем жить Кораном, то мы не сможем достичь изумрудной весны Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Сад нашей души, как земля, страдающая от зноя и бесплодности, ожидает дожди, наполненные духовностью Корана и амали салих — добрых дел. Эти дожди возродят к жизни ростки доброты, милосердия, чуткости, любви. Таким образом, на человека, вбирающего в себя коранические знания, все станут равняться, видя его умным, мудрым, щедрым, добрым, надёжным, чутким и верным. Все творения этого мира будут пользоваться добром его рук, его речей, его души. Наши великие предшественники, придавая большое значение благотворительности, помощи всем нуждающимся творениям Аллаха, которая является в этом мире самым достойным выражением искренней любви к Нему, служат для нас примером понимания того, что Коран — великое благо для всех людей. Мы должны украсить духовностью Корана наши сердца и лица и приложить все усилия для того, чтобы перейти в иной мир мусульманами.
О Всевышний Аллах! Укрась наши души знанием Корана! Возроди наши души благодатью Истинного Знания! Даруй нам Милость, чтобы мы могли предстать перед Тобой, благодаря заступничеству Корана! Как будут счастливы верующие, чьи любовь и уважение к Корану на Божественных весах перевесят все остальные деяния! О Аллах, причисли нас к этим истинным Твоим рабам! О Аллах, защити нас от жизни без Корана, без веры, без нравственности! Даруй нам насыб жить в истинном величии Корана райской жизнью! Даруй нам благословение быть продолжателями духовности Корана!
Аминь!