Нравственные ценности в исламской культуре
Основой развития страны являются выработанные веками нравственные ценности и идеалы: патриотизм, крепкая семья, трудолюбие и честность, любовь к ближнему, вера, справедливость и взаимопонимание, милосердие, мир во всем. Практически эти же ценности находим в мировых религиях, которые доминируют на территории России: христианстве и исламе.
В наше время часто встречается жестокость и грубость среди молодёжи, рост преступности, психологически травмированные дети.
Понимание необходимости духовно-нравственного оздоровления социальной жизни становится характерным для массового общественного сознания. Наша страна является многонациональной. Но долгое время вопрос о воспитании в исламской традиции не изучался.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. «Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни» [3, с.7].
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: состраданию, жалости, любви к ближнему. В структуре духовности особое место занимают духовно-нравственные ценности, которые оказывают воздействие не только на объективную реальность, но и на социальный мир. Духовно-нравственные ценности детерминируют поведение людей, во многом определяет их взаимоотношения — межличностные, групповые и социальные. Они определяют направленность личности на общечеловеческие ценности.
Нравственные ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. [7, с.18].
По мнению Т.Г. Русаковой, ценности, буквально пропитывающие все социальные структуры общества, виды деятельности, совокупности ролей, представляют собой поле возможных мотивационных образований субъекта. Процесс становления духовного мира человека представляет собой построение им своей внутренней формы, расширение внутреннего пространства своей души на основе интериоризации общечеловеческих ценностей, выраженных в знаково-символической форме. [7, с.19].
Человек всегда и везде стремится и должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя не всегда мы абсолютно уверены в том, что мы поступили наилучшим образом. Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п.
Религия ислам является монотеистической религией, наряду с христианством и иудаизмом претендующей на роль универсальной религии человечества. В исламской культуре, как и в других культурах, есть духовно-нравственные ценности, говорится о достоинстве человека, долге, ответственности, чести, совести. В христианской культуре ценность человека рассматривается в возможности искупления грехов и обретения вечной жизни во Христе, а в исламской культуре ценность человека – в отдаче себя Аллаху и исполнение Его воли. Ислам, как видно из текста Священного Корана — это религия современная, просвещенная и прогрессивная. Истинный мусульманин, прежде всего, уважителен и полон душевной щедрости по отношению к окружающим его людям, высокообразован, честен и добродетелен. Как известно, источниками нравственности и непосредственно связанных с ней правил хорошего тона являются высокочтимые источники ислама – аяты (стих) священного Корана и благородные хадисы; слова и действия пророка Мухаммада.
Образованию и воспитанию в исламе уделяется огромное внимание. Относительно грамоты, получения знаний и их применения пророк Мухаммад говорил: «Получение знаний является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки» (Ибн Маджа), «Мудрость и знания – это пропажа верующего, он возьмет их там, где найдет» (Ибн Маджа). В Священном Коране говорится: «Читай! И Господь твой Щедрейший, Который научил человека тому, Чего он не знал» («Сгусток», аяты 3-5). Знания в исламе рассматриваются как достоинство и обязанность каждого мусульманина. На протяжении всей жизни он должен получать не только религиозное образование, но познавать весь мир, изучать светские науки. Большую роль в формировании подрастающего поколения у народов ислама отводится воспитанию, а именно воспитанию в исламской традиции. «Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей», — считается в исламе. Человек учится на протяжении всей своей жизни. Посланник Аллаха сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их» (Ибн Маджа); «Самое ценное, что дает отец своему ребенку, — хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи). О важности нравственного воспитания свидетельствует хадис, где говорится: «Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их» (Абд-ар-Разак). Таким образом, по исламской традиции считается, что Всевышним Аллахом и Его посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей, ведь в исламе человек должен обладать чувством верности своим обязанностям и обещаниям [2, с.63].
Всевышний Создатель повелел людям избегать злых деяний и предотвращать их, если другие вынашивают такие мысли. Запретил верующим держать в сердцах чувства подозрения и недоверия к ближнему, порицает безнравственность, жестокость, агрессию и кровопролитие. В Священном Коране Аллах неоднократно увещевает людей не совершать зла: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата?! Тогда побойтесь Аллаха (и отстранитесь от этого скверного дела)! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (Сура «Комнаты», аят 12).
Пророк (мир ему) уделял большое внимание благонравию. «Благонравие» — общее название, которое может подразумевать собой любое достойное нравственное качество, украшающее, очищающее и возвышающее собой человека. В качестве примера можно указать на такие черты характера как стыдливость, искренность, кротость, доброта, милосердие, правдивость, скромность и другие. [1, с.124].
Посланник Аллаха сказал: «Поистине, у каждой религии есть нрав, и, поистине, нрав Ислама – скромность» (Ибн Маджа).
В исламе выделяются нравственные обязанности. Они состоят из 5-ти частей: обязанности перед Аллахом, Кораном и Пророком (вера, любовь и благодарность Богу); обязанности перед самим собой (перед телом и душой); обязанности перед своей семьей; обязанности перед родиной и народом; обязанности перед всем [6, с.153].
Ислам, как и другие мировые конфессии, призывает не убивать, не грабить, не причинять зло другим людям; утверждает, что между нравственностью и жизнью человеческого общества в этом мире существует очень тесная связь.
Мусульманин – добропорядочный высоконравственный верующий человек, законопослушный гражданин, семьянин, труженик, приверженец здорового образа жизни. Так можно охарактеризовать идеал настоящего мусульманина.
Литература:
1. Аль-Газали М. Нравственность мусульманина. Пер. с арабского А.И. Рустамова/ М. Аль-Газали. — М.: УММА, 2005. — 363 с.
2. Гюлчук М.К. Культура поведения в исламе./ М.К. Гюлчук. СПб.: ООО «Издательство «Диля», 2008. — 184 с.
3. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. — сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации — www.vestnik.edu.ru/proect.html
4. Коран.
5. Муртазин М.Ф. Религия, школа, общество: мусульманский взгляд./ М.Ф. Муртазин.// Педагогика. Научно-теоретический журнал. 2008. №9. С.79-82.
6. Путь к свету (вероучение, поклонение, нравственность). 2-е изд. перераб. и доп. М.: 2002. — 192 с.
7. Русакова Т.Г. Духовный опыт ребенка: структура, диалектика становления, концепция и технология педагогического содействия. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Saarbrücken, 2011.
8. Харисова Л.А. Духовно-нравственные ценности ислама./ Л.А. Харисова.// Педагогика. Научно-теоретический журнал. 2008. №9. С. 72-78.
Максютова Э.Н.