Воспитание и образование в семье 2ч.
Великим достижением ислама является его дух и нравственность Анализируя степень разработанности исследуемой темы, еще раз отметим, что в современной педагогической науке она ещё не изучена достаточно полно, а в советское время считалось нецелесообразным ее изучать, так как существовали идеологические запреты, требовавшие только критического рассмотрения этого опыта. Сегодня ситуация коренным образом изменилась в сторону большей открытости системы школьного воспитания по отношению к различным видам культур, в том числе и религиозной как источнику, способствующему утверждению духовных ценностей в сознании людей Духовно-нравственный потенциал во многом присущ и Исламу. В результате обнаруживается противоречие между возможностями благотворного влияния на духовное развитие детей, заложенными в нравственно-педагогической культуре Ислама, и неподготовленность школы к их разумному применению в рамках ценностей своей воспитательной системы.
Объективная оценка, понимание истинной ценности воспитательного потенциала Ислама потребовали проведения анализа и синтеза педагогических знаний, накопленных к настоящему времени в педагогической науке по данному вопросу.
Объект исследования: семья, где осуществляется нравственное воспитание детей.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания детей и молодежи в семье.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения специальной литературы и сложившейся практики провести комплексное исследование педагогических основ семейного воспитания в исламе, созвучного современным нравственным нормам светского общества.
Анализ литературы по теме исследования и предварительное исследование позволили сформулировать гипотезу, исходящую из того, что успешное духовное воспитание детей возможно в случае если:
• воспитание и обучение детей проводить с ориентиром в сторону признания многих достоинств исламской культуры, особенно в отношении ее нравственно-духовного компонента и во взаимосвязи со светским содержанием обучения и воспитания;
• учитывать исламские традиции при воспитании подрастающего поколения, созвучные современным нравственным нормам общества;
• целенаправленно использовать бесценный педагогический опыт, в котором сконцентрированы достижения и особенности исламской педагогики в области.
Выделенные основная цель и рабочая гипотеза позволили определить и конкретные исследовательские задачи:
• рассмотреть важнейшие особенности семейного воспитания детей в новых условиях социально-экономических отношений и в связи с ними изменения основ семейного воспитания детей;
• определить значимость семейного воспитания для развития современного общества;
• обосновать взаимосвязь и взаимопроникновение семейного и исламского воспитания в условиях современного светского общества;
• определить благоприятные условия для воспитания детей в современном обществе;
• разработать научно-теоретические и практические рекомендации, направленные на
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• психолого-педагогический, теоретический анализ и . •,методы анализа методической . литературы по исследуемой проблеме; общенаучный, диалектический метод познания социальных процессов и явлений. Работа над исследованием осуществлялась в несколько этапов:
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-практических рекомендаций по устранению существующих, в настоящее время, недостатков в организации и осуществлении семейного воспитания детей. Содержащиеся в работе положения, выводы и практические рекомендации найдут применение при составлении тематических планов лекций и бесед с родителями, учебных планов и программ по семейной педагогике, при создании новых поколений учебно-методических пособий для родителей, преподавателей и учащихся, в курсе лекций по педагогике в вузах, в институтах повышения квалификации.
СОДЕРЖАНИЕ: Работа состоит и
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы и заключение:
• Ислам как сфера духовного обогащения личности претендует на самостоятельную позицию в системе семейного воспитания;
• воспитание в семье как приоритетное направление его развития повысило авторитет Ислама по признакам насыщенности идеями гуманистического отношения к человеку;
• обострение проблем семьи как главного места воспитания детей повышает роль религиозных традиций Ислама с его развитой семейной этикой, основанной на взаимоуважении и высокой ответственности за воспитание детей;
• стратегия свободного развития образования проявляет себя в новой позиции отношения семьи к религии -на замену конфронтации пришли отношения общности по критерию уважения к нравственным ценностям;
• Ислам — это инструкция морали и жизни для таджикского общества и в настоящий момент правильная пропаганда этой инструкции сегодняшнему обществу приобретает большое значение;
• воспитание детей в Исламе считается важнейшей социальной задачей;
• правильное воспитание детей в семье является одной из священных задач родителей, и Ислам признает воспитание морали и веры у детей важной задачей родителей, и то, что их воспитание является обязательным;
• связь между семьей и школой также является основным критерием воспитания грамотного нового поколения. Воспитание и образование начинается с семьи и в дальнейшем развивается в контакте семьи и школы;
• национальные особенности таджикской семьи с точки зрения Ислама заключаются в осознании чувства ответственности родителей за воспитание ребенка;
• воспитание в семье приводит к биологической (экологической) чистоте и здоровью общества, способствует экономическому и политическому развитию, а также вкладывает свою долю в развитие науки и культуры.
На основании сделанных выводов можно сформулировать следующие рекомендации:
• необходимо провести систематизацию источников Ислама (текстов Корана, хадисов, художественных текстов, научных работ) с целью популяризации и усиления воспитательных смыслов, содержащихся в учении;
• целесообразно создание специальных курсов нравственно-просветительского характера для родителей с применением воспитательных смыслов Ислама, созвучных современному светскому обществу;
активно применять положительный исторически сложившийся опыт семьи в воспитании гуманистически ориентированной, трудолюбивой личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию;
уделить приоритетное внимание в организации воспитания на устоях ислама в формах совместной деятельности школы и семьи во внеурочное время, с учётом светского содержания обучения и воспитания;
установить интеграционные связи в системе изучения школьных знаний о человеке (история, литература, музыка) с образной и этической парадигмой семейного воспитания на ценностях Ислама;
совершенствовать формы и методы использования в семейной воспитании подрастающего поколения передовых нравственных заповедей, содержащихся в источниках Ислама и созвучных нравственным нормам современного светского общества.