Духовное развитие
Духовное развитие
وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُم مِّن الْعِلْمِ إِلاَّ قَلِيلاً 1
وَقَالَ رَسُول اللّه (ص): فَإِنَّ حَقَّ اللّهِ عَلَى الْعِبَادِ أَنْ يَعْبُدُوا اللّهَ
وَلاَ يُشْرِكُوا بِهِ شَيْءً2
Уважаемые братья мусульмане,
в аяте, который я только что привел, Господь миров, Господь Востоков и Западов – Всевышний Аллах говорит:
«Они станут спрашивать тебя о духе. Отвечай: «Дух [нисходит] по повелению Господа моего. Но вам [об этом] дано знать очень мало»[3].
Этот аят снизошел тогда, когда Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о том, что такое душа и какова ее природа. И как это становится ясным из аята, Всевышний Аллах не дает людям знания о природе души, храня их у Себя. Те сведения и знания, которые дает о природе души Ислам, настолько точны и лаконичны, что не оставляют места спорам, доводам и домыслам. Значит, истинная природа души известна только Одному Аллаху. И по этой причине, в своей сегодняшней хутбе я буду говорить не о природе души, а о том, каким образом человеческая душа может достичь духовного и морального совершенства через поклонения и служения.
Уважаемые братья мусульмане,
человек – это существо, состоящее из тела и души[4]. Душа – это источник жизни, центр восприятия, осознания и понимания. Именно душа управляет телом человека. Именно поэтому каждая идеология и система, стремящаяся управлять человеком, прежде всего прочего старается завоевать душу, или, как это принято говорить, сердце.
Ислам, призванный даровать человеку счастье земной и вечной жизни, повелевает ему наполнить душу, которая во всех случаях жизни управляет телом, верой в единобожие. Ведь Истина и справедливость, счастье и радость могут придти в человеческую жизнь лишь тогда, когда в его душе есть вера в Единственного Бога. Именно поэтому все пророки, посланники и праведники призывали людей к единобожию, к вере и поклонению Единственному Аллаху, равного Которому нет никого. По этой причине, единобожие – это жизненная система, связывающая первого и последнего человека неразрывной духовной связью. И каждый человек обязан не только сохранить свою веру в Единственного Господа, но и достичь посредством этой веры духовного совершенства.
Поклонение и служение Аллаху, лежащие в основе таухида, или единобожия, это, прежде всего, повиновение Всевышнему Аллаху, выполнение всех Его повелений и запретов, поклонение и служение Аллаху во всех случаях жизни. Все посланники и пророки приносили людям только эту истину.
В Священном Коране Всевышний Аллах повелевает:
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولاً أَنِ اعْبُدُوا اللّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ
«Мы отправили к каждой общине посланника [чтобы он сказал]: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте идола»[5].
ذَلِكُمُ اللّهُ رَبُّكُمْ لا إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ فَاعْبُدُوهُ وَهُوَ
عَلَى كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ
«Это Аллах, Господь ваш. Нет Бога, кроме Него – творца всего сущего. Так поклоняйтесь же Ему, ибо Он – властитель над всем сущим»[6].
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Правом Аллаха является требовать от Своих рабов, чтобы они поклонялись только Ему и не придавали никого равными Ему»[7].
Поэтому каждый человек обязан поклоняться Всевышнему Аллаху, и Аллах имеет полное право потребовать отчет за это с каждого Своего раба. Поклонение Аллаху – это обращение с мольбами и просьбами к Нему Одному, упование на Него и ожидание помощи от Него Одного. Это безусловное подчинение всем повелениям Аллаха. Это отвержение всех других систем, идущих вразрез с религией Аллаха, это признание врагами тех, кого Аллах называет Своими врагами. Это непридавание Аллаху равных и сотоварищей. Так как, кому человек верит и повинуется, тому он и поклоняется. Никто, кроме Аллаха, не достоин поклонения.
Уважаемые братья мусульмане,
значит, для того чтобы наша душа, духовно развиваясь и совершенствуясь, привела нас к материальному и духовному превосходству, нам необходимо идти по пути поклонения Аллаху. Нам необходимо ухватиться за Сунну Досточтимого пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Ведь невозможно достичь духовного совершенства, следуя по пути, противоположному пути Аллаха, Его посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) и Священного Корана. Каким бы ни было материальное состояние и социальное положение человека, всякий, кто отворачивается от Аллаха, Его пророка и Священного Корана, болен духовно. Всякий, кто считает религию средневековьем, насмехается и издевается над верующими, имеет больное сердце. Всякий, кто пытается загасить свет Аллаха, чувствует душевный дискомфорт от таких слов, как Ислам и мусульмане, каждый, кто отворачивается от заповедей Священного Корана и Сунны Досточтимого пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), всякий, кто не верит в воскрешение после смерти и Великий Суд, страдает духовной болезнью. В обществе таких людей царят нечестие, несправедливость, низость и безнравственность.
Человек, способный духовно и морально совершенствоваться посредством своей веры в Аллаха и поклонения – это тот, кто смог преодолеть самого себя. Это человек, который поборол свой гнев, обиду и личные амбиции. Тот, кто не смог преодолеть себя, не мог положить конец своим страстям и желаниям, является духовно и морально слабым человеком. Духовно слабый человек не сможет устоять перед разрушающими атаками куфра и неверия. Многобожие – это величайшая опасность, которая ведет к разделению и розни, порождает смуту и раздор, и лишь в такой среде может существовать. Ибо источником всех разногласий, нечестия, смуты и несправедливости является ширк, то есть многобожие.
Человек, оскверняющий свою душу ширком, не обладающий духовной чуткостью и проницательностью, является духовно нищим человеком. Это – человек, который лишен способности рассуждать, брать назидание и осмысливать. Ведь в Священном Коране говорится:
لَهُمْ قُلُوبٌ لاَّ يَفْقَهُونَ بِهَا وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لاَّ يُبْصِرُونَ بِهَا وَلَهُمْ آذَانٌ لاَّ يَسْمَعُونَ بِهَا أُوْلَـئِكَ كَالأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ أُوْلَـئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ
«У них сердца, которые не разумеют, глаза, которые не видят, уши, которые не слышат. Они подобны скотам и даже еще более заблудшие. Невежды они [в делах религии]»[8]
صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ فَهُمْ لاَ يَرْجِعُونَ
«Глухие, слепые, не сойдут они [с ложного пути]»[9]
Да, сердца, которые осквернены ширком, на самом деле подобны камням, – такие же твердые и не имеющие ценности. Но даже камни имеют души, даже они взывают к Аллаху и поклоняются Ему. Об этом в Священном Коране говорится:
ثُمَّ قَسَتْ قُلُوبُكُم مِّن بَعْدِ ذَلِكَ فَهِيَ كَالْحِجَارَةِ أَوْ أَشَدُّ قَسْوَةً وَإِنَّ مِنَ الْحِجَارَةِ لَمَا يَتَفَجَّرُ مِنْهُ الأَنْهَارُ وَإِنَّ مِنْهَا لَمَا يَشَّقَّقُ فَيَخْرُجُ مِنْهُ الْمَاء وَإِنَّ مِنْهَا لَمَا يَهْبِطُ مِنْ خَشْيَةِ اللّهِ وَمَا اللّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ
«Потом ожесточились ваши сердца и стали как камень и даже еще жестче. И, воистину, есть камни, из которых бьют родники, есть такие, которые раскалываются и исторгают воду, и есть такие, которые низвергаются [с горных вершин] от страха перед Аллахом. Аллах ведает о том, что вы творите»[10].
Поэтому, уважаемые братья мусульмане,
Давайте совершенствовать себя и свои души верой в Единственного Аллаха и поклонением Ему. Давайте будем искренними мусульманами, сердца которых связаны с Аллахом и Его посланником (саллаллаху алейхи ва саллям). Не будем обманываться благами этой суетной мирской жизни, забывая о Господе нашем. Питая свои тела, не будем забывать о пище духовной. Откроем окна душ наших красоте жизни вечной. Не будем забывать, что человек смертен, а Аллах Вечен. И к Одному Аллаху – наше возвращение.
… اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ
وَاذْكُرِ اسْمَ رَبِّكَ بُكْرَةً وَأَصِيلا[11]
[1] Аль-Исра’, 17/85.
[2] Муслим шарх том 1: 223 № 49.
[3] Аль-Исра’, 17/85.
[4] Некоторые ученые считают, что человек состоит из души, разума и тела.
[5] Ан-Нахль, 16/36.
[6] Аль-Ан’ам, 6/102.
[7] Сахих-и Муслим шарх том 16: 223 № 49
[8] Аль-А’раф, 7/179.
[9] Аль-Бакара, 2/18.
[10] Аль-Бакара, 2/74.
[11] Аль-Инсан, 76/25.