Пятничная проповедь и намаз

Пятничная проповедь и намаз

Пятничная проповедь и намаз

Самым лучшим днем, над которым всходит солнце, является пятница, она занимает в жизни правоверного мусульманина почетное место. Пятница, в честь которой в Священном Коране названа целая сура, является не только днем поклонения, но и праздничным днем мусульман. Пятница – это день духовного собрания, единения и общения верующих. А пятничная проповедь – это своеобразный обмен знаниями и новостями.

Верующие, которые устремляются в мечети для совершения пятничных молитв, слушая проповедь и совершая после нее намаз, очищаются от накопившихся за неделю в их сердцах грехов. Именно поэтому это поклонение является ритуалом еженедельного духовного очищения для верующих. Об этом Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:

“Тот, кто, приняв гусуль, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернется домой очистившимся от всех грехов, совершенных им с прошлой пятницы»[1].

Пятничный намаз, совершаемый в полуденное время, был предписан верующим еще в первом году хиджры. В предании от Табари говорится, что он был предписан еще до хиджры, а выполняться начал лишь после переселения в Медину.

Свой первый пятничный намаз Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил во время переселения в Медину в местечке под названием Рануна[2].

Обязательность пятничной проповеди и намаза утверждена Священным Кораном, Сунной и единым мнением исламских ученых. Отрицание этого является куфром.

Как произнесение проповеди перед пятничным намазом является фардом, также фардом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза. Пятничный намаз включает также восемь ракаатов сунны: четыре из них совершаются до фарда, четыре – после. В самом конце совершаются «зухр аль-ахыра» по два ракаата каждый, но относительно них имеются различные мнения ученых.

Доказательства обязательности пятничного намаза

1 — Аяты

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا

إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِنْ كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

  فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ

«О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете. Когда обрядовая молитва будет завершена, то разойдитесь по земле, взыщите милости Аллаха и поминайте Его многократно, – быть может, вы преуспеете»[3].

2 — Хадисы

 Есть множество хадисов, указывающих на обязательность пятничного намаза. Вот некоторые из них:

«Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные»[4].

«Имена тех, кто безо всякой причины оставляет пятничный намаз, будут высечены в книге лицемеров»[5].

«Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности»[6].

«О люди, знайте, что с этого самого дня и до Дня Суда, пятничный намаз является для вас обязательным. И знайте, что хороши ли ваши имамы, плохи ли, для тех из вас, кто небрежен в отношении дня пятницы, дела ваши будут тщетными»[7].

«Клянусь Аллахом, иногда мне хочется начать пятничный намаз, а затем, назначив вместо себя кого-то другого, выйти на улицу и поджечь дома тех, которые остаются сидеть дома»[8].

Все приведенные выше аяты и хадисы указывают на обязательность пятничной проповеди и намаза.

Приостановление всякой деятельности

во время пятничного намаза

В пятницу, с произнесением второго азана каждый мусульманин обязан, оставив всякую торговлю, работу и деятельность, направиться в мечеть. В ханафитском мазхабе это становится обязательным с произнесением первого азана.

Во времена Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) азан читался, когда он появлялся и начинал восходить на минбар. После этого Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) начинал свою проповедь. Когда же число мусульман стало огромным, по приказу халифа Усмана (радыйаллаху анху) азан стали произносить два раза. Однако, по мнению ханафитских ученых, следует оставить все дела и отправиться в мечеть, услышав первые слова призыва.

Получение разрешения для отлучки

на пятничный намаз

Присутствие на пятничной проповеди и совершение пятничного намаза является повелением Всевышнего Аллаха, то есть обязанностью (фардом) для каждого совершеннолетнего и дееспособного мусульманина. Выполнение этого фарда является как правом, так и обязанностью каждого верующего. Поэтому, на какой бы работе ни находился верующий, он имеет полное право требовать разрешения для исполнения возложенной на него обязанности. Поэтому работодатель, имеющий в своем подчинении работников-мусульман, должен помнить о такой необходимости, как выделение им в пятницу необходимого времени, достаточного хотя бы для совершения пятничного намаза. Это является исполнением религиозного долга, а также способствует распространению и укреплению братских уз между верующими.

Условия пятничного намаза

Условия совершения пятничного намаза, связанные как с выполнением намаза, так и с его принимаемостью Аллахом, подразделяются на две категории.

А — Условия, связанные с обязательностью:

1 — Совершающий пятничный намаз должен быть мужчиной. Посещение пятничной проповеди и совершение пятничного намаза для женщин является необязательным.

2 — Совершающий пятничный намаз должен быть свободным человеком. Для рабов и невольников совершение пятничного намаза является необязательным.

3 — Совершающий пятничный намаз должен постоянно проживать в этом населенном пункте. Тем, кто по религиозным канонам является путником (мусафиром), пятничный намаз является необязательным.

4 — Совершающий пятничный намаз должен быть здоровым человеком. Старикам и больным, не способным самостоятельно добраться до мечети, посещение пятничной проповеди является необязательным.

5 — Совершающий пятничный намаз должен быть способным передвигаться и видеть. Парализованным и слепым на оба глаза посещение пятничной проповеди является необязательным.

6 — Путь до мечети совершающего пятничный намаз должен быть беспрепятственным и безопасным. Так, например, в сильный дождь, снег, мороз или гололед или в случае вражеской осады посещение пятничного намаза является не обязательным.

Те, кто может выполнять эти условия, обязаны посещать пятничные проповеди. Те, кто по каким-то причинам не может совершать пятничный намаз, должен, как обычно, совершать полуденный намаз. Тем, кто совершает пятничный намаз, полуденный намаз совершать необязательно.

Б — Условия принимаемости

Для того чтобы пятничный намаз, совершение которого является обязательным, был принимаемым, следует следовать следующим условиям:

1 — Пятничный намаз должен совершаться во время полуденного намаза. Пятничный намаз не может совершаться ни до, ни после наступления времени полуденного намаза. Поэтому пятничный намаз не может быть возмещен (када) в другое время.

2 — До совершения пятничного намаза должна произноситься проповедь. Эта проповедь, которая читается с намерением пятничной проповеди, должна произноситься как минимум перед одним человеком. Проповедь, произносимая без джамаата, или намаз, совершаемый с джамаатом, который собрался лишь на намаз, являются недействительными.

3 — Кроме имама, на пятничном намазе должны присутствовать еще три человека.

4 — Место, где совершается пятничный намаз, должно быть общеизвестным и доступным для каждого.

5 — Человек, возглавляющий пятничный намаз, должен иметь на это разрешение. Этот человек может назначать вместо себя другого.

6 — Место, где совершается пятничный намаз, должно находиться в черте населенного пункта.

Пятничная проповедь и ее условия

Пятничная проповедь является обязательным (фардом) ритуалом, а также условием принимаемости дня джум’а. Пятничная проповедь читается перед пятничным намазом. Праздничные проповеди, так как являются сунной, читаются после праздничных намазов.

Проповедь является и ритуалом поминания, и своеобразным наставлением. Проповедь делиться на две небольшие части, между которыми хатыйб присаживается и читает ду’а. В обеих частях воздается хвала Аллаху и произносятся салаваты в честь Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). В первой части проповеди, после вознесения хвалы Аллаху, мусульманам дается наставление, во второй части произносятся салаваты Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и совершаются ду’а.

 Рукны проповеди

Наиважнейшим рукном пятничной проповеди является поминание Всевышего Аллаха. Поэтому проповедь может состоять всего лишь из таких тасбихатов, как «Субханаллахи, альхамдулилляхи, ля иляха илляллах». Вместе с тем, не следует сильно укорачивать проповедь, а удлинять ее салаватами Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям).

Условия принимаемости пятничной проповеди

1 — Пятничная проповедь должна произноситься во время пятничного намаза.

2 — Пятничная проповедь должна произноситься перед пятничным намазом.

3 — Пятничную проповедь следует произносить с намерением пятничной проповеди.

4 — Пятничная проповедь должна произноситься перед джамаатом.

5 — Между пятничной проповедью и фардом пятничного намаза хатыйб не должен никуда отлучаться.

Сунны хутбы

1 — Нахождение хатыйба рядом с минбаром, прежде чем он взойдет на него.

2 — Взойдя на минбар, повернуться лицом к джамаату и внимать азану.

3 — Произносить проповедь, взойдя на минбар.

4 — Чтение второго (внутреннего) азана с появлением хатыйба.

5 — Разделение проповеди на две части.

6 — Между двумя частями проповеди присесть и произнести ду’а.

7 — Произносить слова восхваления, салаваты и шахадаты в обеих частях проповеди.

8 — Произнесение обеих частей проповеди лицом к джамаату и стоя.

9 — Наставлять верующих.

10 — Помолиться за верующих во второй части проповеди.

11 — Позаботиться о краткости обеих частей проповеди.

12 — Произносить проповедь, чтобы слышали все присутствующие.

13 — Прочесть хотя бы один аят из Священного Корана.

14 — Слушать проповедь в молчании.

15 — Перед началом проповеди прочесть про себя «а’узу-бисмиллях».

16 -В городах, взятых боем, произносить проповедь, держа в руках саблю или меч.

17 — Понизить голос во второй части проповеди.

18 — По окончании проповеди произнести икамат.

Это некоторые сунны пятничной проповеди. Пренебрежение этими суннами является нежелательным (макрух).

Достоинства дня джум’а и его порядок

Гусуль

День джум’а – это еженедельный обряд коллективного поклонения верующих, то есть их общественный день. Принять в этот день гусуль и отправиться в мечеть является великим достоинством. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и следующие по его стопам великие люди уммы считали пятничный гусуль благим деянием и всегда призывали к этому и других. Относительно него существует множество хадисов Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), вот некоторые из них:

«Пусть тот из вас, кто желает пойти на пятничный намаз, примет гусуль»[9].

«Правом Аллаха является спросить мусульманина, чтобы один раз в неделю он присутствовал на пятничной проповеди и был чист (принял гусуль)»[10].

«Даже если вы не осквернены, вам следует принимать по пятницам гусуль и мыть голову»[11].

«Принимать по пятницам гусуль является личным долгом каждого мусульманина»[12].

Облачение в чистые одежды

и умащение благовониями

Наша религия является религией чистоты. Мусульманин должен стараться всегда и везде быть чистым и еще большее внимание он должен уделять своей чистоте и опрятности по пятницам. Он также должен стараться одевать на пятничный намаз свою самую чистую и самую красивую одежду, так как облачение по пятницам в чистую одежду, умащение благовониями, укорачивание ногтей, волос и бороды является предпочтительным для дня джум’а. Приход на проповедь в грязной одежде и носках является грехом. Об этом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:

«Каждый мусульманин с наступлением пятницы должен почистить зубы, принять гусуль, облачиться в чистую одежду и, если есть, умастить себя благовониями»[13].

«Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди»[14].

Отправление на пятничный намаз

заранее и пешком

После принятия гусуля, умащения благовониями и облачения в чистые одежды, не менее поощряемым действием в пятничный день является отправление в мечеть пешком. Об этом существует множество хадисов Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), вот некоторые из них:

«В пятничный день перед воротами каждой мечети встает ангел и начинает в порядке очереди записывать в книгу деяний имена тех, кто пришел в этот день в мечеть. Когда в мечети появляется имам и начинает свою проповедь, ангелы закрывают свои книги и отправляются слушать хутбу. Таким образом, те, кто пришел в мечеть в ранние часы, получают награду, равную верблюду. Пришедшие позже – награду, равную курице, еще позже – яйцу»[15].

«Тот, кто в ранние пятничные часы, приняв гусуль, отправится пешком в мечеть и, не проронив ни слова, прослушает пятничную проповедь и совершит намаз, получит за каждый сделанный им по пути в мечеть шаг награду, равную награде за год поста и молитв»[16].

Предостережение о том,

чтобы не создавать неудобства другим

Несмотря на то, что совершать намаз в первых рядах в нашей религии является весьма поощряемым действием, не всегда пришедшим в мечеть на пятничную проповедь позже других удается найти место в первых рядах, а зачастую и внутри мечети вообще, что заставляет их толкаться и беспокоить уже занявших места прихожан, принуждая их перемещаться со своих мест. Это неодобрительное и даже недозволенное нашей религией действие. Об этом в хадисах Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказано:

«Приходящие в мечеть на пятничную проповедь с опозданием и создающие для присутствующих всяческие неудобства прокладывают для себя ничто иное, как мост в ад»[17].

«Те, кто пытаются растолкать людей и найти для себя место, когда хатыйб, взойдя на минбар, начинает проповедь, схожи с теми, чьи внутренности разбросало от попадания в геенну огненную»[18].

 Стараться быть ближе к минбару

О том, что, когда имам читает пятничную проповедь, находящийся рядом с минбаром получает великое вознаграждение, в одном из хадисов Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится:

«Тому, кто, приняв гусуль и явившись в мечеть на пятничную проповедь, займет место неподалеку от минбара и выслушает проповедь, не проронив ни слова, будут прощены все его прегрешения, совершенные им с прошлой пятницы»[19].

Применение мисвака

Чистка зубов мисваком перед каждым второстепенным и обязательным намазом является весьма поощряемым в нашей религии действием. Особенно это поощряемо при совершении коллективных и пятничных намазов. В хадисах о необходимости чистки зубов Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит следующее:

«Намаз, который совершается с применением мисвака превосходнее любого другого в семьдесят раз»[20].

«Чистите зубы, используя мисвак, так как это причина чистоты рта и довольства Господа»[21].

«Если бы я не боялся обременить свою умму, я бы приказал вам чистить зубы перед каждым намазом»[22].

Внимательность при проповеди

Молча слушать пятничную проповедь является фардом, тогда как разговаривать во время нее является недозволенным (харамом). Внимать словам хатыйба, слушая его с благоговейным трепетом, является обязанностью каждого  мусульманина. Об этом в хадисах Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится следующее:

«Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим»[23].

«Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим», а разговор во время проповеди лишает благ самого дня джум’а»[24].

«Если пришедший на пятничный намаз сможет избежать трех вещей, он очистится от грехов до следующей пятницы, это – создание неудобств для других, разговоры и поучение других словами типа: «Замолчи»[25].

Час принятия всех молитв

В пятничный день есть такой час, в который принимаются все молитвы, и который называется часом принятия всех молитв. Существуют различные мнения относительно того, на какое время пятницы приходится этот час. Наиболее правдоподобным представляется мнение, что это время с начала произнесения имамом проповеди и до завершения пятничного намаза. О том, что искренне совершенные в это время молитвы будут непременно услышаны, в хадисах Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится следующее:

«В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, ни одна из которых не отвергается Всевышним Аллахом»[26].

«С момента, когда имам взошел на минбар, и до завершения намаза принимаются все молитвы и взывания взывающих»[27].

Произнесение благословений и приветствий

О достоинствах частого произнесения благословений и приветствий Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) в самый благословенный из всех дней недели – пятницу в хадисах говорится следующее:

 «Самый благословенный из всех дней недели – пятница. Поэтому старайтесь в этот день произносить как можно больше благословений и приветствий, ибо благословения и приветствия ваши, поистине, доходят до меня»[28].

«Самый близкий ко мне в раю будет тот, кто больше других произносил при жизни в мой адрес благословений и приветствий. Поэтому и вы старайтесь произносить больше благословений и приветствий в самый благословенный из дней и ночей – в пятницу»[29].

Из всех приведенных выше хадисов становится ясным, что встречающий пятницу и проводящий ее так, как повелевал Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), а также посещающий пятничную проповедь и выполняющий ее сунны и требования, найдет у Аллаха великую награду. Ведь достичь совершенства веры и души возможно лишь путем, указанным Аллахом и Его Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям).

Особенности,

на которые должен обращать внимание хатыйб

Речь, включающая в себя восхваления Аллаха и произнесения салаватов Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), состоящая из двух частей и произносимая перед пятничным и после праздничного намаза называется «хутбой» или проповедью. Человек, произносящий проповедь называется «хатыйб». Хутба, будучи неотъемлемой и обязательной частью пятничного намаза, представляет собой поминание, поклонение и наставление.

Со времен Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) до нашего времени там, где совершается пятничный намаз, непременно произносится и пятничная хутба, и так будет продолжаться до конца времен. Поэтому хутба, освещающая религиозную и повседневную жизнь мусульман, является одновременно и весьма важной обязанностью каждого из них, в то время как на хатыйбов возлагается наиболее серьезная ответственность. Хатыйб, на которого возлагается донесение до людей общих и других истин Ислама, должен быть очень внимателен в своем выборе тем проповедей, также как и формы их изложения. Так как хатыйб должен быть не просто хорошим оратором, а, в первую очередь, жить в соответствии с тем, к чему призывает.

Обязанность хатыйба – доводить до людей то, к чему призывает их Аллах, – настолько ответственна, что, для того чтобы достойно справляться с ней, ему необходимо уделять внимание и многому другому, а именно:

1 — Хатыйб должен быть совершенной духовной личностью. Хатыйб, на которого возлагается ответственность доводить до сердец и душ свет веры, прежде всего прочего должен сам быть человеком непоколебимой, живой и глубокой веры. Именно поэтому для того, чтобы слова были эффективными, а хутбы благословенными, хатыйб должен позаботиться о чистоте своей собственной веры.

2 — Хатыйб должен быть образованным человеком. Хатыйб, не обладающий развитым интеллектом, не может быть успешным в своих проповедях.  О чем может поведать другим тот, кто не знает смысла того, о чем говорит и к чему призывает? Именно поэтому хатыйб должен обладать не только глубокими академическими знаниями, но знать как ораторское искусство, так и культуру народа, с которым работает.

3 — Хатыйб должен быть искренним и тактичным человеком. Под искренностью имеется ввиду желание заслужить своими действиями лишь довольство Всевышнего Аллаха. Понимающий и чувствующий это сердцем хатыйб будет осторожен в своих публичных высказываниях, избегая обидных и отталкивающих слов и движений, будет стараться довести до людей божественное слово и религию, заставить их задуматься, не разжигая смуты и раздора среди прихожан и мусульман вообще.

4 — Хатыйб должен сам действовать в соответствии с тем, что он проповедует. Хатыйб, который не живет в соответствии с тем, что проповедует, и действия которого расходятся со словами, не может быть серьезно воспринимаем джамаатом. Такой имам находится в величайшем испытании, а слова его – тщетны.

5 — Хатыйб должен любить свое дело и выходить к людям с радостью. Хатыйб, который выполняет свою обязанность так, будто несет тяжелую ношу, не может ничего дать и своим прихожанам.

6 — Хатыйб должен уделять особое внимание чистоте и гигиене. Как речь хатыйба, так и его одежда, и весь внешний вид производят на людей неизгладимое впечатление. Можно даже сказать, что одежда и внешний вид хатыйба – это его самое внушительное наставление. Поэтому задумывающийся о значимости и важности своей обязанности хатыйб будет уделять особое внимание чистоте и аккуратности своего внешнего вида. Хатыйб, который является к своим прихожанам неопрятным и неухоженным, с самого начала обрекает себя и свои проповеди на провал.

7 — Хатыйб должен говорить об актуальных проблемах. Так как актуальность поднимаемых вопросов производит на слушающих больший эффект.

8 — Хатыйб должен подготавливать свои проповеди сам. Хатыйб, заимствующий текст проповедей у других, должен уметь пересказать его своими словами. Делая это, он должен помнить об интеллектуальном, духовном и культурном уровне слушающих его, иначе его проповедь не принесет ожидаемых результатов.

9 — Хатыйб должен подкреплять свою проповедь надежными доводами. Для этого ему необходимо знать различные интерпретации толкований приводимых им аятов и хадисов. Он также должен уметь связать свою хутбу с повседневной жизнью и привести примеры из реальной жизни.

10 — Хатыйб не должен примешивать к своей проповеди чуждые Исламу мысли и суждения. Каждым своим словом хатыйб должен уметь раскрыть живые, всеобъемлющие и спасающие принципы Ислама.

11 — Хатыйб должен уметь сделать свою хутбу интересной и краткой. Об этом в одном из хадисов говорится так:

«Продолжительность совершаемого намаза и краткость хутбы указывают на глубокое понимание человека. Поэтому старайтесь продлять свои намазы и укорачивать хутбы»[30].

12 — Хатыйб должен уделять особое внимание своей интонации и дикции. Хатыйб, знающий о том, что звуки и слова оказывают на человека особое воздействие, должен избегать режущих слух звуков и слишком громкого голоса, используя подобающий тон речи и внятно произнося слова, при необходимости интонационно воодушевляя свою речь.

13 — Хатыйб должен уделять внимание своим жестам и мимике. Произнося проповедь, хатыйб не должен стоять неподвижно. Когда нужно, он должен уметь жестикулировать, оживляя свою речь. Но при этом он не должен особо предаваться эмоциям, грозя находящимся на улице кулаком. Не менее важна и мимика хатыйба: там, где нужно вызвать страх, он должен уметь сделать вид лица грозным, а там, где обрадовать, – сделать лицо доброжелательным.

Говоря иначе, хатыйбы, на которых возлагается доведение до людей истин Исламского вероучения, в вере своей, знаниях, поклонениях, нравственности, образе жизни, речи и внешнем виде должны быть совершенной личностью. Хатыйбы, на которых возлагается доведение до верующих этих истин с пророческой кафедры, должны выполнять эту обязанность достойно. Хатыйб, произносящий хутбу и следующий в этом всем предписаниям, суннам и адабам, а также оставаясь при этом совершенно серьезным и искренним, удостаивается благоволенья не только Аллаха и Пророка пророков (саллаллаху алейхи ва саллям), но и всех верующих. Поэтому, для того чтобы быть успешным хатыйбом и уметь производить на слушающих благоприятное впечатление, необходимо уделять всему вышеперечисленному особое внимание.

И, если старание и усердие – от нас, помощь, наставление и решение всех вопросов – в руках лишь Одного Аллаха.

ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُمْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَنْ سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

«Призывай [о, Мухаммад] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с указанного Им пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути»[31].

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ

«О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете!»[32].

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللّهِ لِنْتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لاَنفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ

«По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [Мухаммад] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих»[33].

Хвала Аллаху Господу миров!

Две части хутбы

После того как совершаются первые четыре ракаата пятничного намаза, муаззин вслух читает 56 аят суры аль-Ахзаб:

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا

صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

В это время хатыйб встает со своего места и направляется к минбару. Поднявшись на минбар, хатыйб поворачивается к джамаату лицом и, сев, слушает второй азан. После этого он встает и вслух для все собравшихся произносит первую часть хутбы на арабском языке:

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ إِنَّ الْحَمْدَ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَمِنْ سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَنْ يَهْدِهِ اللّهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلاَ هَادِىَ لَهُ، نَشْهَدُ أَنْ لاَ اِلَهَ اِلاَّ اللّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كَلِّ شَىْءٍ قَدِير، وَنَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدِنَا مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَحَبِيبُهُ وَرَسُولُهُ أَكْرَمُ رَسُولٍ وَخَيْرُ بَشِيرٍ وَنَذِيرٍ، الَّلهُمَّ صَلِّ وَسَلِّمْ وَبَارِكْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ. أَمَّا بَعْدُ: إِنَّ أَصْدَقَ الْحَدِيثِ كِتَابُ اللّهِ، وَأَحْسَنَ الْهَدْىِ هَدْىُ مُحَمَّدٍ، وَشَرَّ الأُمُور مُحْدَثَاتُهَا، وَكُلَّ مُحْدَثَةٍ بِدْعَةٌ، وَكُلَّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةُ ، وَكُلَّ ضَلاَلَةٍ فِى النَّارِ. اِتَّقُوا اللّهَ يَا عِبَادَ اللّه أُوصِيكُمْ بِتَقْوَى اللّهِ وَطَاعَتِهِ، إِنَّ اللّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَوُا وَالَّذِينَ هُمْ مُحْسِنُونَ. قَالَ اللّهُ تَعَالَى فِى كِتَابِهِ الْكَرِيم، أَعُوذُ بِاللّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمٍ – بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Прочитав первую часть хутбы на арабском языке, хатыйб зачитывает аяты и хадисы, о которых намеревается говорить в своей хутбе. После этого он произносит свою хутбу и завершает ее так:

أَلاَ إِنَّ أَحْسَنَ الْكَلاَمِ وَأَبْلَغَ النِّظَامِ كَلاَمُ اللّهِ الْمَلِكِ الْعَزِيزِ الْعَلاَّمِ كَمَا قَالَ تَبَارَكَ وَتَعَالَى فِى الْكَلاَمِ، وَإِذَا قُرِئَ الْقُرْآنُ فَاِسْتَمِعُوا لَهُ وَأَنْصِتُوا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُون. أَعُوذُ بِاللّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيم – بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

После этого хатыйб читает аят, который читается в конце каждой хутбы, а про себя совершает следующую ду’а:

بَارَكَ اللّهُ لَنَا وَلَكُمْ وَلِسَائِرِ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ اَلأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَاتِ بِفَضْلِهِ وَرَحْمَتِهِ إِنَّهُ قَرِيبٌ مُجِيبُ الدَّعَوَاتِ

Прочитав эту ду’а, хатыйб встает и вслух для всех собравшихся произносит вторую часть хутбы на арабском языке:

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ حَمْدَ الْكَامِلِينَ وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَأَصْحَابِهِ أَجْمَعِينَ، تَعْظِيمًا لِنَبِيَّهِ وَتَكْرِيمًا لِفَخَامَةِ شَأْنِ شَرَفِ صَفِيِّهِ فَقَالَ عَزَّ وَجَلَّ مَنْ قَائِلٌ مُخْبِرًا وَآمِرًا،إِنَّ اللّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِىِّ يَاَأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْليمًا، اَلَّلهُمَّ صَلِّ وَسَلِّمْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ. اَللَّهُمَّ بَارِكْ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعَالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجَيدٌ

После этого хатыйб, подняв руки ладонями вверх и понизив голос, произносит следующую ду’а:

اَلَّلهُمَّ ارْضَ عَنِ الأَرْبَعَةِ الْخُلَفَاءِ سَيِّدِنَا أَبِى بَكْرٍ وَعُمَرَ وَعُثْمَانَ وَعَلِيٍّ ذَوِى الصِّدْقِ وَالْوَفَاءِ وَبَقِيَّةِ الْعَشَرَةِ الْمُبَشَّرَةِ وَآلِ بَيْتِ الْمُصْطَفَى وَعَنِ الأَنْصَارِ وَالْمُهَاجِرِينَ وَالتَّابِعِينَ إِلَى يَوْمِ الْجَزَاءِ، اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَاتِ ،اَللَّهُمَّ رَبَّنَا آتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِى الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَالسَّلاَمُ عَلَى الْمُرْسَلِينَ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

После этого хатыйб читает про себя «агузу-бисмилляхи», произносит вслух следующий аят, сходит с минбара и возглавляет пятничный намаз[34].

اِنَّ اللّهَ يَاْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالاِحْسَانِ وَاِيتَاءِ ذِى الْقُرْبَى وَيَنْهَى

 عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَالْبَغْىِ يَعِيظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرونَ[35]


[1] Абу Дауд, ат-Тадж том 1: 280.

[2] Исламская Энциклопедия, раздел Джума и Хутба.

[3] Аль-Джума,62/9-10.

[4] Абу Дауд, Байхаки, Хаким ат-Тадж том 1: 274.

[5] Шафии, ат-Тадж том 1: 274.

[6] Муслим, Рияд ас-Салихин пер. том 2: 441.

[7] М.А.Кексал, Мухаммад и Ислам том 1: 21.

[8] Муслим, Книга Фикха Четырех Мазхабов том 1: 334.

[9] Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи ат-Тадж том 1: 279.

[10] Таджрид пер. том 3: 49 № 488.

[11] Таджрид пер. том 3: 27 № 482.

[12] Бухари, Муслим Рияд ас-Салихин пер. том 2: 442 № 1156.

[13] Таджрид пер. том 1: 33.

[14] Абу Дауд, Ибн Маджа том 1: 279.

[15] Абу Дауд, Ибн-и Маджа ат-Тадж том 1: 2.

[16] Абу Дауд, Тирмизи, Насаи ат-Тадж том 1: 280.

[17] Тирмизи ат-Тадж том 1: 289.

[18] Ахмад, Табарани Таджрид пер. том 3: 68.

[19] Муслим, Тирмизи ат-Тадж том 1: 288.

[20] Ахмад, Хаким Таджрид пер. том 3: 36.

[21] Ахмад Таджрид пер. том 3: 35.

[22] Ахмад Таджрид пер. том 3: 35.

[23] Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи ат-Тадж том 1: 288.

[24] Ахмад Таджрид пер. том 3: 101.

[25] Ахмад Таджрид пер. том 3: 102.

[26] Бухари, Муслим Рияд ас-Салихин пер. том 2: 444.

[27] Муслим Рияд ас-Салихин пер. том 2: 445.

[28] Абу Дауд Рияд ас-Салихин пер. том 2: 446.

[29] Шафии, Байхаки ат-Тадж том 1: 292.

[30] Муслим, Ахмад ат-Тадж том 1: 282

[31] Ан-Нахль, 16/125.

[32] Ас-Саф, 61/2.

[33] Али Имран, 3/159.

[34] В праздничных хутбах вместо этого аята читается последний аят суры аль-Исра.

[35] Ан-Нахль, 16/90

Книга  <52 ПЯТНИЧНЫЕ ПРОПОВЕДИ на каждую неделю года>

Поделиться в соц. сетях

0