Дурные качества
Дурные качества (I)
وَلا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلا تَمْشِ فِي الأَرْضِ مَرَحًا إِنَّ اللَّهَ
لا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ[1
وَقَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): لاَ يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مَنْ كَانَ
فِى قَلْبِهِ مِثْقَاَلُ ذَرَّةٍ مِنَ الْكِبْرِ[2
Уважаемые братья мусульмане, в соответствии с нашей верой и убеждениями, единственной религией, способной дать нам счастье жизни земной и жизни вечной, является Ислам. Поэтому все то, что Ислам называет дурным и порицаемым, является дурным и порицаемым. Каждый мусульманин должен принимать эту истину именно так.
На хутбе прошлой недели мы говорили о тех нравственных качествах, которые должны быть присущи каждому мусульманину. Сегодня же я буду говорить о тех качествах, которые Ислам признает дурными и пагубными, которые не должны быть свойственны ни одному мусульманину.
Уважаемые братья мусульмане,
— прежде всего, что наша религия определяет как греховное и запретное, – это сплетни. Это духовная болезнь, которая порождает между людьми вражду, раздор, уничтожает любовь и дружбу. Поэтому ни один мусульманин не может осквернять свою честь и душу сплетнями и пересудами о других людях. Сплетни, которые Священный Коран сравнивает с «поеданием мертвого тела близких и братьев», Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) разъясняет как «поминание человека так, как ему бы не понравилось»[3].
Аллах в Священном Коране повелевает следующее:
وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ
«Не подглядывайте и не злословьте [за спиной] друг друга. Разве захочет кто-либо из вас злословить о своем покойном брате? Отвратительно вам это! Так бойтесь Аллаха»[4].
А значит, мусульманин должен страшиться Аллаха и избегать сплетен.
— Другим качеством, которое наша религия называет греховным и запретным, является выискивание чужих ошибок и недостатков. Мусульманин не должен опускаться до того, чтобы искать и обсуждать ошибки и недостатки других. Ведь мусульманин должен не разрушать, а созидать.
Категорически запрещая и порицая выискивание чужих ошибок и недостатков, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) во многих своих хадисах говорил:
«Не завидуйте друг другу, не отдаляйтесь друг от друга. И не ищите ошибок и недостатков у мусульман…»[5]
Следующий этому наставлению Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) мусульманин будет занят лишь своими ошибками и недостатками, не находя времени и возможностей для чужих.
Уважаемые братья мусульмане,
— другим качеством, которое наша религия называет греховным и пагубным, является чрезмерная привязанность к мирскому. Мусульманин – это человек, который знает меру своим желаниям и потребностям. И, как для жизни вечной, он будет стараться и для жизни мирской. Однако никогда и ни при каких обстоятельствах мусульманин не перейдет ту грань, которую установил в отношении мирских благ Ислам. Поэтому убеждение: «Самое главное – заработок, а все остальное – не важно» губит мусульманина и его веру. Причина такой религиозной неразборчивости в различении харама и халяля кроется в чрезмерной привязанности и любви к мирскому. Люди, зараженные болезнью алчности, ради достижения своих целей, которыми могут быть богатство, степень или слава, готовы пожертвовать всем и пойти на любой грех и кощунство. Они могут раболепствовать перед теми, от кого зависит решение их вопроса и достижение их цели. А если на их пути встречается слабый и беззащитный, то, не моргнув глазом, они нарушают их права и посягают на их собственность.
Поэтому, предупреждая о такой опасности, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Остерегайтесь распущенности и алчности, так как именно алчность погубила тех, кто жил до вас»[6].
«Вред, который нанесет стаду пара голодных волков, гораздо меньше того, что причинит вере человека чрезмерная любовь и привязанность к имуществу и богатству»[7].
Поэтому мусульманин не может быть слишком привязан к деньгам, имуществу, своему положению, славе.
— Другим качеством, которое наша религия называет греховным и пагубным, является зависть. Зависть к чужому имуществу, благополучию и способностям – это заболевание, которое сжигает изнутри как отдельные личности, так и целые общества. Первая кровь, которая была пролита на земле, была пролита из-за зависти. Шайтан стал навеки проклятым из-за собственной зависти. Иначе говоря, в основе всех зол и бед лежит зависть.
Именно поэтому Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Сторонитесь зависти, так как зависть съедает добрые дела подобно тому, как огонь съедает дрова»[8].
«Не разрывайте друг с другом отношений, не отворачивайтесь друг от друга, не держите друг на друга зла, не завидуйте и будьте, о рабы Аллаха, друг другу братьями»[9].
Поэтому мусульманин, считающий себя приверженцем уммы Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), посланного милостью мирам, не может носить в сердце и пылинки зависти.
— Другим качеством, которое наша религия называет дурным и пагубным, является высокомерие и гордыня. Высокомерие и гордыня – это превознесение себя над другими. Это качество не мусульманина, а шайтана. Нафс и шайтан, используя против человека его высокомерие и себялюбие, заставляют смотреть на других свысока. Величие присуще только Всевышнему Аллаху, и Он не любит тех, кто, забыв о своей ничтожности, считает себя великим.
В Священном Коране Всевышний Аллах повелевает:
وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا إِنَّ اللَّهَ
لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ
«Не являй на лице презрения к людям и не шествуй по земле горделиво – воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов»[10].
Наш любимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из хадисов говорил:
«В рай не войдет тот, в сердце которого есть высокомерие размером хотя бы с пылинку»[11].
Поэтому мусульманин всегда и во всем должен избегать высокомерия и гордыни. Мусульманин не может превозноситься над другими, даже если его материальное или какое-либо другое положение позволяют ему это. Ведь лишь Аллах дает блага и наделяет ими. И блага эти даются не для того, чтобы ими гордиться или хвалиться, а для того, чтобы быть благодарными за них.
Поэтому, уважаемые братья мусульмане,
следует избавляться от таких греховных и пагубных качеств, как занятие сплетнями, выискивание чужих ошибок и недостатков, алчность, зависть, высокомерие и гордыня. Следует знать, что самый превосходный среди людей тот, кто самый превосходный из них в своем нраве. И только к Аллаху наше возвращение.
… اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ
كُلُّ نَفْسٍ بِمَا كَسَبَتْ رَهِينَةٌ[12
Дурные качества (II)
أَمْ حَسِبَ الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ أَن لَّن يُخْرِجَ اللَّهُ أَضْغَانَهُمْ[13
وَقَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): مَنْ كَفَّ غَضَبَهُ كَفَّ اللّهُ عَنْهُ عَذَابَهُ[14
Уважаемые братья мусульмане,
Ислам – это великая и сильная религия, посланная для того, чтобы ее повеления и запреты, являющиеся заповедями Господа миров, воплощались людьми в жизнь. Мусульманин, являясь представителем религии Всевышнего Аллаха на земле и избранником, которого Всевышний Аллах удостоил чести уверовать и последовать Его религии, в случае реализации всех предписаний этой религии имеет шанс снискать счастья как жизни земной, так и жизни вечной. То, что требуется от него, – это поминать Всевышнего Аллаха во всех случаях жизни, следовать Его повелениям и избегать того, что Он запретил. Один из величайших недостатков сегодняшних мусульман – это следование лишь некоторым предписаниям Ислама и пренебрежение другими. И по этой самой причине они никак не могут избавиться от всяческих бед и неприятностей. Да и тех, кто обратил бы на это внимание и взял бы это за назидание, не так уж много. Следует ли говорить о том, что общество, в котором пышным цветом расцветает грех и злодеяния, не является мусульманским обществом? Есть ли в нас самих, в словах наших, делах, поступках, на наших улицах, в наших домах хоть запах Ислама? Разумно ли искать в таком обществе счастья?
Поэтому, если мы желаем жить в обществе счастья и благоденствия, нам необходимо услышать голос Ислама, устремиться к благому и, не жалея сил, избавляться от пагубных качеств.
На хутбе прошлой недели я говорил о тех нравственных качествах, которые Ислам называет дурными и пагубными, и которые не могут быть присущи мусульманину. На этой неделе я решил продолжить эту тему.
Уважаемые братья мусульмане,
— одним из качеств, которые наша религия называет дурными и пагубными, является враждебность и мстительность. Враждебность и мстительность – это болезни сердца. Это зло, которое изнутри разрушает человека, семьи и целые общества, уничтожая любовь и сострадательность. В сердце истинного мусульманина не может быть места таким чувствам, как враждебность и мстительность. Ведь если сердца, которые должны гореть любовью к Аллаху и Его посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям), загорятся огнем вражды и мести, в обществе не будет мира и радости. Поэтому Ислам запрещает разжигание вражды и мести. Мусульманину полагается прощать, ведь мусульманин – это не тот, кто таит злобу, а тот, кто умеет прощать.
В аяте, который я привел в начале своей хутбы, Всевышний Аллах повелевает нам:
«Неужели те, чьи сердца ущербны, полагают, что Аллах не выведет на свет их злобу?»[15]
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«На того, кто умеет сдерживать свой гнев, не будет в гневе и Сам Аллах»[16].
Значит мусульманин, который страшится расчета и наказания, не будет и не сможет питать вражды по отношению к другим.
— Другим качеством, которое наша религия называет греховным и пагубным являются плохое мнение о людях и клевета. Быть плохого мнения о людях и клеветать является посягательством на внутреннюю жизнь другого человека. Никто не имет права иметь о людях плохое мнение и клеветать на них. Мусульманин должен сторониться всего, что является источником споров, раздоров и смут. О том, что следует избегать предубеждений, подозрений и клеветы, которые нарушают покой не только отдельных людей, но и целых обществ, говорится во многих аятах Священного Корана и хадисах Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Вот некоторые из них:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِّنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ
«О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны»[17].
وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِغَيْرِ مَا اكْتَسَبُوا فَقَدِ احْتَمَلُوا
بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُّبِينًا
«А те, которые злословят о верующих, мужчинах и женщинах, безо всякой на то причины, взваливают на себя бремя навета и явного греха»[18].
إِنَّ الَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُحْصَنَاتِ الْغَافِلَاتِ الْمُؤْمِنَاتِ لُعِنُوا فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Воистину, те, которые обвиняют в неверности целомудренных, не ведающих [греха], верующих женщин, да будут прокляты в этом мире и будущем! Им уготовано великое наказание»[19].
«Сторонитесь низких домыслов, так как это худшие из мыслей»[20].
Поэтому мусульманин не будет говорить о том, о чем у него нет достоверного знания, и занимать этим свои мысли и время.
Уважаемые братья мусульмане,
— другим качеством, которое наша религия называет пагубным и греховным, является неискренность, показуха. Показуха – это желание показать людям свои поклонения, благодеяния и набожность ради их похвалы, уважения, почета и славы. Такое поведение не может быть поведением мусульманина. Ведь поклонение и благодеяние, которое совершается не ради довольства Аллаха, а ради чего-то другого, является пустым и бесполезным действием. Ведь Всевышний Аллах принимает только те поклонения, которые совершаются от чистого сердца и только ради Него Одного. Поклоняться ради похвалы от людей – это многобожие и притворство.
Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Больше всего меня беспокоит в отношении вас то, что вы снова начнете придавать Аллаху равных»[21].
Значит, показуха – это ничто иное, как многобожие, то есть придание Аллаху равных, а всякое деяние, в котором присутствуют элементы многобожия, является пустым. Следует знать, что место многобожия и притворства – огонь.
Всевышний Аллах в Священном Коране повелевает:
فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ الَّذِينَ هُمْ عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ الَّذِينَ هُمْ يُرَاؤُونَ
«Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово, которые лицемерят»[22].
Поэтому мусульманин не приблизится ни к чему из того, что может поставить его веру и благие дела под сомнение и угрозу, например, неискренность и показуха.
— Другим качеством, которое наша религия называет пагубным и греховным, является сквернословие. Мусульманин – это тот, кто всегда и во всех ситуациях является хозяином своим рукам, языку и телу. Поэтому мусульманин не может произносить грязные, циничные слова. Те, кто сквернословит и учит этому других, может удостовериться, что это ведет к духовному падению уже в этой жизни. Наша религия запрещает ругаться не только на людей, но и на животных.
В одном из своих хадисов Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:
«Сквернословие в адрес мусульманина является нечестием, убийство его является куфром»[23].
Это значит, что мусульманин будет избегать тех слов, которые заставят его сожалеть как в этой жизни, так и в жизни будущей.
— Другим качеством, которое наша религия называет дурным, пагубным и греховным, является раздор и нечестие. Раздор и нечестие – это настраивание людей против друг друга. Это пренебрежение повелениями и запретами Всевышнего Аллаха. Смута и нечестие не могут быть занятиями и качествами мусульман, так как эти занятия и качества свойственны лишь неверным, лицемерам и нечестивцам. Мусульманин не может быть источником раздора и вражды. Аллах в Священном Коране ставит смутьянов ниже человекоубийц[24], поэтому не может любить их.
Поэтому мусульманин будет избегать всего, что может поставить под угрозу как его собственное, так и всеобщее спокойствие, а, в первую очередь, смуты и нечестия. Это повеление Аллаха. В Священном Коране об этом говорится:
وَلاَ تُفْسِدُوا فِي الأَرْضِ بَعْدَ إِصْلاَحِهَا
«Не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней установлена была праведность»[25].
Поэтому, уважаемые братья мусульмане, если мы желаем достичь в нашей вере и религии зрелости и совершенства, снискать довольства Всевышнего Аллаха и заслужить счастья жизни мирской и жизни вечной, будем стараться избавляться от всех дурных, пагубных, а посему греховных качеств, о которых шла речь выше. Следует оберегать как себя, так и других, от таких пагубных качеств, как высокомерие, гордыня, воровство, лицемерие и ложь. Следует знать, что все эти пагубные и дурные качества не присущи мусульманину. Мусульманин – это человек, прекрасный во всех проявлениях. Да снизойдет милость Аллаха и мир на тех, кто смог украсить свою жизнь нравственностью Ислама!
… اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ
أَيَحْسَبُ الْإِنْسَانُ أَنْ يُتْرَكَ سُدًى[26
[1] Лукман, 31/18.
[2] Муслим, Тирмизи «ат-Тадж» том 5: 32.
[3] Муслим «Рияд ас-Салихин» пер. том 3: 110 № 1552..
[4] Аль-Худжурат, 49/12.
[5] Муслим «Рияд ас-Салихин» пер. том 3: 153 № 1601.
[6] Муслим «Кяшф Аль-Хафа» том 1 41 № 79.
[7] Тирмизи, Ахмад «ат-Тадж» том 5: 29.
[8] Абу Дауд, Ибн Маджа «ат-Тадж» том 5: 29.
[9] Муслим «Рияд ас-Салихин» пер. том 3: 153 № 1601.
[10] Лукман, 31/18.
[11] Муслим, Тирмизи «ат-Тадж» том 5: 32.
[12] Аль-Муддасир, 74/38..
[13] Мухаммад, 47/29
[14] Табарани, «Селамет йоллары», том 4, с. 410, № 1534.
[15] Мухаммад, 47/29.
[16] Табарани, «Селамет йоллары», том. 4, с. 410, № 1534.
[17] Аль-Худжурат, 49/12.
[18] Аль-Ахзаб, 33/58.
[19] Ан-Нур: 23.
[20] Бухари, Муслим «Рияд ас-Салихин» пер. 3:155 № 1604.
[21] Тирмизи Худуд: 24; Ахмад «Селамет йоллары» том 4: 358 № 1512.
[22] Аль-Ма’ун, 107/4-6..
[23] Бухари, Муслим, «Селамет йоллары», том 4: 390 № 1515.
[24] Аль-Бакара, 2/191..
[25] Аль-А’раф, 7/56.
[26] Аль-Кыямат, 75/36.