Прекрасные качества

Прекрасные качества

Прекрасные качества (I)

  خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ[1

وَقَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): الْحَيَاءُ مِنَ الإِيمَانِ وَالإِيمَانُ فِى الْجَنَّةِ وَالْبَذَاءُ مِنَ الْجَفَاءِ وَالْجَفَاءُ فِى النَّارِ[2

Уважаемые братья мусульмане,

Ислам – это предание себя повелениям и запретам Вечно Живого и Вечно Сущего Аллаха. Значит, мусульманином является тот, кто в своей вере и поклонении, морали и нравственности, знаниях и культуре, словом, во всех аспектах своей жизни, останется всей душой и телом предан повелениям и запретам Всевышнего Аллаха.

Поэтому вся жизнь мусульманина должна целиком соответствовать Исламу. Так как Ислам пришел не для того чтобы лишь управлять человеком и его действиями, а, прежде всего, для того чтобы исправить его жизнь и нравственность. Поэтому все то, что повелевает Ислам, для человека действительно является благом. А все то, что Ислам запрещает и от чего предостерегает, – на самом деле мерзко и пагубно для него. Там, где есть Ислам,  всегда будет красота и благо, а там, где его нет, всегда будут мерзость и погибель.

Эту хутбу я посвятил такой теме, как благой нрав, и поэтому буду говорить в ней о тех моральных качествах, которые Ислам называет благими и прекрасными.

Уважаемые братья мусульмане,

Всем нам известно, что наши ноги, руки, глаза, уши, язык и наш разум, иначе говоря – все, чем наделил нас Всевышний Аллах, является для нас аманатом, то есть благом, которое наш Господь дал нам на временное пользование. Пользоваться благами, которыми нас наделил Аллах, надлежащим образом является обязанностью каждого мусульманина. И невозможно снискать ни счастья жизни мирской, ни счастья жизни вечной, не выполнив этой обязанности должным образом.

Поэтому, если мы желаем стать зрелыми и совершенными в своей вере и религии, нам необходимо привести свои слова и свои действия в соответствие с Исламом. Мы будем стараться быть обходительными и доброжелательными со всеми окружающими. Ведь Досточтимый Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Мусульманин – это тот, кто добр как по отношению к ближним, так и к другим. И не следует ожидать добра от того, кто не обходителен с людьми»[3].

— Поэтому, если мы желаем быть зрелыми и совершенными мусульманами, мы будем доброжелательны и обходительны со своей семьей, со своими детьми, со своими родственниками и знакомыми, со своими соседями и со всеми людьми.

Ведь и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), терпевший многие годы гонения, оскорбления, притеснения и издевательства мекканских многобожников, вернувшись в родной город со своей победоносной армией, в желании воплотить повеление Аллаха:

خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ

«Будь снисходителен [к людям], вели [им] творить добро и не водись с невеждами»[4], прощает всех, кто попал к нему в плен, сказав лишь: «Да простит вас Аллах». Он не мстит им за то, что они причинили ему, а прощает. Поэтому и вы, будучи последователями своего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), берите пример с его поступков и нравственности.

— Если мы желаем стать зрелыми и совершенными мусульманами, мы будем внимательны при выборе друзей и соседей. Мы будем стараться иметь верующих, умных и благонравных друзей и соседей. Будем помнить, что плохой друг и плохой сосед – это начало всех бед. Ведь Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к Аллаху с молитвой, говорил:

«О Аллах, я ищу Твоей помощи и защиты от зла дня и ночи, от зла дурного часа и зла дурного друга и дурного соседа»[5].

— Если мы желаем стать зрелыми и совершенными мусульманами, мы будем любить своих братьев по вере. Мы будем остерегаться всего, что нарушает единство и солидарность, братство и любовь среди мусульман. Будем помнить, что все повеления Ислама основаны на единстве и братской солидарности мусульман. Об этом Всевышний Аллах повелевает в Священном Коране:

وَلاَ تَكُونُوا كَالَّذِينَ تَفَرَّقُوا وَاخْتَلَفُوا مِن بَعْدِ مَا جَاءهُمُ الْبَيِّنَاتُ

 وَأُوْلَـئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Не уподобляйтесь тем, которые распались на группировки и разошлись во мнениях, после того как к ним пришли ясные знамения. Таким уготовано суровое наказание»[6].

Уважаемые братья мусульмане,

— Если мы желаем стать зрелыми и совершенными мусульманами и заслужить счастья жизни этой и жизни вечной, то будем благочестивы и благонравны. Не следует ожидать добра от того, у кого нет стыда и совести. Те, у кого нет стыда и воспитания, представляют бедствие как для самих себя, так и для общества, в котором живут. Чтобы избавиться от этой беды, нам, в первую очередь, необходимо уделять внимание нравственному воспитанию молодежи. Об этом Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Стыдливость – это отражение веры. А вера – в раю. Грязная и оскорбительная речь мучительна как для своего хозяина, так и для окружающих его. А все, что мучительно, – в аду»[7].

— Если мы желаем стать зрелыми и совершенными мусульманами, мы всегда и во всех ситуациях будем стараться быть справедливыми. Справедливость – это источник счастья как в личной, так и в социальной жизни человека. Глупо искать счастье там, где нет справедливости. Могут ли дать счастье и радость своим детям родители, или своим подчиненным – начальники, или ученикам – преподаватели, не придерживающиеся в своих действиях и поступках справедливости? Именно поэтому религия наша призывает во всем придерживаться справедливости, давая творящим справедливость благую весть. Так, в одном из хадисов Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:

«Те, кто при жизни был справедлив, представ перед Аллахом, будут удостоены высочайших степеней и усажены на лучезарные сидения»[8].

— Если мы хотим быть зрелыми и совершенными мусульманами, мы будем стараться быть искренними и чистосердечными в своих делах. Мы будем стараться соверщать все свои дела ради довольства Одного Аллаха. Будем знать и помнить, что ни одно поклонение, ни один поступок, совершенный ради показухи, славы или личной выгоды, не имеют перед Аллахом никакой ценности. Аллах принимает поклонения и благодеяния лишь искренних рабов Своих и оберегает их от всего дурного и пагубного. Об этом говорится в Священном Коране, где рассказывая о Йусуфе (алейхиссалям), спасшемся лишь благодаря своей искренности, Всевышний Аллах говорит:

كَذَلِكَ لِنَصْرِفَ عَنْهُ السُّوءَ وَالْفَحْشَاء إِنَّهُ مِنْ عِبَادِنَا الْمُخْلَصِينَ

«Так [повелели Мы], чтобы отвратить от него зло и прелюбодеяние, ибо он, воистину, из числа Наших верных рабов»[9].

Поэтому, уважаемые братья мусульмане,

прежде чем наступит наш последний вздох, давайте прислушаемся к голосу нашей веры и обезопасим себя от побуждений и наущений нафса и шайтана. Давайте поставим во главу всех наших слов и действий нравственность и мораль Ислама. Давайте жить так, как подобает истинным мусульманам, украшая жизнь свою благими поступками. Давайте любить друг друга братской любовью. Давайте всегда и везде будем справедливыми. Давайте относиться к людям по-доброму. Не забывайте, что однажды мы непременно будем давать отчет за все, что совершили.

Хутбу свою завершаю повелением Всевышнего Аллаха:

  يَوْمَ تَشْهَدُ عَلَيْهِمْ أَلْسِنَتُهُمْ وَأَيْدِيهِمْ وَأَرْجُلُهُم بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«В тот день, когда их языки, руки и ноги будут свидетельствовать против них о том, что они творили»[10].

 

… اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ

قُلْ إِنِّي أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ اللَّهَ مُخْلِصًا لَّهُ الدِّينَ[11

 

Прекрасные качества (II)

 

  فَلَنَسْأَلَنَّ الَّذِينَ أُرْسِلَ إِلَيْهِمْ وَلَنَسْأَلَنَّ الْمُرْسَلِينَ[12

وَقَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): مَنْ لاَ يَرْحَمْ لاَ يُرْحَمْ[13

Уважаемые братья мусульмане,

на прошлой неделе в своей хутбе я говорил о тех нравственных качествах, которые должны быть присущи каждому мусульманину, сказав, что во главе всех наших слов и действий должны стоять нравственность и мораль Ислама.                                  На этой неделе я решил продолжить эту тему.

Уважаемые братья мусульмане,

всем нам известно, что наша великая религия Ислам со всеми своими повелениями и запретами является единой, целостной системой. А неотъемлемую часть этого единого целого составляет Исламская нравственность. Поэтому каждый мусульманин, следующий своей религии, должен стремиться к приобретению Исламской нравственности. Благой нрав – это красота мусульманина, поэтому:

Если мы, украсив себя нравственностью Ислама, желаем стать совершенными мусульманами, то во всех своих словах, убеждениях, делах и поступках будем правдивыми. Ведь правдивость – это основа нашей веры. Именно правдивость лежит в основе всякого блага, а добро и благо ведет в рай. Принципы Ислама гласят, что тот, кто не правдив, не имеет перед Аллахом никакой ценности.

В одном хадисе рассказывается, что некий человек обратился к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

– О Посланник Аллаха, научи меня слову, которое даст мне полное и истинное понимание религии Ислам, слово, которое я не услышу больше ни от кого.

На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Скажи: «Я уверовал в Аллаха», а затем будь правдив в этом[14].

— Если мы желаем быть совершенными мусульманами, нам должны быть присущи такие моральные качества, как милосердие и сострадание. Милосердие и сострадание – это божественные качества. Поэтому следует помнить, что тот, кто не проявляет милости и сострадания по отношению к созданным, не почувствует божественной милости и сострадания на себе. Именно поэтому в своих хадисах Досточтимый посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:

«Тот, кто не проявляет милосердия и сострадания по отношению к другим, не увидит милости и сострадания по отношению к себе»[15].

«Аллах проявляет сострадание по отношению к тем, кто сострадателен к другим. Поэтому старайтесь быть сострадательными по отношению к тем, кто на земле, и тогда и те, кто на небесах, будут сострадательны к вам»[16].

— Если мы хотим стать совершенными мусульманами, нам должна быть присуща надежность. Следует остерегаться и избегать всего, что может подорвать доверие к вам, ведь общество, в котором нет взаимного доверия, обречено на позор и погибель. И кому должны верить и доверять люди, если не мусульманам? Ведь даже пророк Ислама (саллаллаху алейхи ва саллям) имел прозвище «Аль-Амин» – Благонадежный!

Поэтому и мы, приверженцы Ислама и последователи своего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), будем стремиться быть благонадежными. Будем пользоваться теми материальными и духовными благами, которыми наделил нас Аллах, так, как предназначено Им. В противном случае, на нас падет тень лицемерия и двуличия. А лицемеры – это самые нечестивые из всех людей.

В одном из хадисов наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:

«У лицемерия есть три признака: невыполнение обещаний, ложь в словах и коварство»[17].

Уважаемые братья мусульмане,

— Если мы желаем стать истинными мусульманами, снискать божественное благоволение и удостоиться вечного рая, мы будем хозяевами своего языка, который дает повеления нашему телу. Ведь язык, который читает Священный Коран, взывает к Аллаху и поминает Его Имя, является ключом всех благ, а язык, поносящий религию и призывающий к греховному является источником всех зол и бед. Если испортится язык, придет в расстройство все тело. Язык, который говорит много, пустословит, лжет, сквернословит, сплетничает и клевещет, не может быть языком мусульманина. Поэтому каждому из нас следует говорить либо правду и побуждать к благому, либо молчать. Об этом Досточтимый пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Тот, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, пусть либо говорит только правду, либо молчит»[18].

— Если мы желаем стать совершенными мусульманами, мы будем терпеливыми ко всем трудностям жизни. Мусульманин, будучи рабом Аллаха, может столкнуться в своей жизни с трудностями даже большими, чем те, которые выпадают немусульманам. Несмотря на это, он должен продолжать следовать по своему пути, указанному ему Господом и Его посланником (саллаллаху алейхи ва саллям), оставаясь стойким и терпеливым. Да, совершенство в вере и религии требует многих жертв и доставляет много трудностей, что требует терпения, выносливости и самоотверженности. Поэтому каждый из нас должен уметь жертвовать ради религии Истины своим имуществом, а когда нужно – и своей жизнью. Нужно уметь, когда это необходимо, терпеть голод и жажду, сносить обиды и оскорбления. Однако, несмотря ни на что, нужно продолжать жить Исламом и воплощать его в жизнь…

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

إِنَّهُ مَن يَتَّقِ وَيِصْبِرْ فَإِنَّ اللّهَ لاَ يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ

«Воистину, если кто-либо богобоязнен и терпелив, то Аллах непременно вознаграждает тех, кто творит добро»[19].

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا لَقِيتُمْ فِئَةً فَاثْبُتُوا وَاذْكُرُوا اللّهَ كَثِيرًا لَّعَلَّكُمْ تُفْلَحُونَ

«О вы, которые уверовали! Когда вы сходитесь в бою с ратью, будьте упорны и поминайте Аллаха многократно: быть может, вы преуспеете»[20].

— Если мы желаем достичь совершенства в своей вере и религии, мы будем знать свою ответственность во всем. Будем помнить о том, какая это ответственность – нести доверенный нам Самим Аллахом Священный Коран. Будем помнить о том, что наши руки, ноги, глаза, уши, чувства и разум будут нести ответственность за все, что они делали. Будем помнить о том, что наше имущество и наши дети – для нас лишь испытание.

Господь наш в Священном Коране повелевает:

فَلَنَسْأَلَنَّ الَّذِينَ أُرْسِلَ إِلَيْهِمْ وَلَنَسْأَلَنَّ الْمُرْسَلِينَ

«[В Судный день] призовем Мы к ответу тех, к кому направляли посланников, призовем к ответу [и самих] посланников»[21].

Поэтому, уважаемые братья мусульмане,

надо успеть стать истинными мусульманами, прежде чем:

فَإِذَا جَاءتِ الصَّاخَّةُ يَوْمَ يَفِرُّ الْمَرْءُ مِنْ أَخِيهِ  وَأُمِّهِ وَأَبِيهِ  وَصَاحِبَتِهِ وَبَنِيهِ  لِكُلِّ امْرِئٍ مِّنْهُمْ يَوْمَئِذٍ شَأْنٌ يُغْنِيهِ

«… раздастся [второй] трубный глас, и когда брат бросит в беде своего брата, мать, отца, жену и детей своих, ибо каждому человеку будет не до них…»[22] Ведь, желаем мы того или нет, километры нашей жизни, убегая, остаются позади. А на нас надвигается День Великого Суда и Расчета. И поэтому нам следует быть готовыми к нему. Следует знать и помнить, что источником благонравия и благочестия является лишь Ислам. Тот, кто не живет Исламом, не может обладать истинно прекрасной нравственностью. Поэтому служить Аллаху и поклоняться Ему, уметь облачиться в нравственность Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), увидеть и вобрать в себя свет Священного Корана – это основа всего, и, конечно, основа прекрасной нравственности. Да снизойдет божественная милость на тех, кто прошел через это, достигнув совершенства.

… اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ

  إِنَّ رَبَّكَ لَبِالْمِرْصَادِ[23


[1] Аль-А’раф, 7/199.

[2] Тирмизи «ат-Тадж» том 5: 60.

[3] Ахмад «Муснад» том 2: 400.

[4] Аль-А’раф: 199

[5] Табарани: 250 № 90 (А.Х.Берки).

[6] Али Имран, 3/105.

[7] Тирмизи «ат-Тадж» том 5: 60.

[8] Муслим «Рияд ас-Салихин» пер. том 2: 79 № 663.

[9] Йусуф, 12/24.

[10] Ан-Нур, 24/24.

[11] Аз-Зумар, 39/11.

[12] Аль-А’раф, 7/6.

[13] Бухари, Муслим «Рияд ас-Салихин» пер. том  1: 278 № 223.

[14] Муслим «Рияд ас-Салихин» пер. том 1: 122 № 85.

[15] Бухари, Муслим «Рияд ас-Салихин» пер. том  1: 271 3 223.

[16] Абу Дауд «Адаб» 58.

[17] Муслим «Иман»: 107.

[18] Бухари, Муслим, Тирмизи «ат-Тадж» том 5:183.

[19] Йусуф, 12/90.

[20] Аль-Анфаль, 8/45.

[21] Аль-А’раф, 7/6.

[22] ‘Абаса, 80/33-37.

[23] Аль-Фаджр, 89/14.

 

Поделиться в соц. сетях

0