В Оренбургской духовной семинарии состоялся круглый стол по теме «Ценности и идеалы
15 апреля 2013 года в Оренбургской Духовной Семинарии в актовом зале состоялся круглый стол по теме «Ценности и идеалы российской цивилизации: традиции и современность библейской и коранической этики», участниками которого выступили преподаватели и студенты трех учебных заведений: Оренбургской Духовной Семинарии, медресе «Хусаиния» и Оренбургского государственного университета.
Цель круглого стола: раскрытие общего понимания ценностей и идеалов религий христианства и ислама в историческом контексте мировой и российской цивилизации. Задачи: раскрытие специфики единства российской цивилизации в полиэтнической и поликонфессиональной структуре общества; понимание единства нравственных заповедей Священного Писания и исторические примеры их соблюдения христианами и мусульманами; сохранение этнокультурных и религиозных традиций в Оренбургской области в условиях нарастающих тенденций глобализации, религиозного экстремизма и нигилизма; выявление роли и перспектив реализации образовательной модели этноконфессионального диалога христиан и мусульман, образовательного сотрудничества между государственными высшими учебными заведениями и духовными религиозными школами для установления этноконфессионального мира.
В рамках круглого стола состоялась презентация книг библиотеки ОренДС по теме: Библия и Коран в культуре народов России. Одной из интересных книг выставки был Коран, подаренный казаками мусульманами ныне покойному митрополиту Оренбургскому и Бузулукскому Леонтию Бондарю.
С докладами выступили иерей Вадим Татусь, проректор по учебной работе ОренДС «Роль духовных школ в духовно-нравственном воспитании будущих пастырей в сфере этноконфесиональной культуры общения». Была раскрыта история становления, развития духовного семинарского образования в Оренбургском крае, восстановление прерванных во время Советской власти традиций семинарского образования, участие ОренДС в культурной и научно-образовательной жизни города Оренбурга. Показана миссионерская специфика Оренбургской семинарии как в дореволюционный период (изучение Корана, арабского языка), так и в современный период (история религий, сравнительное богословие, апологетика, спецкурс «Теория и практика диалога религиозных культур»). Раскрытие этого миссионерского потенциала составляет важную задачу в будущем диалоге семинаристов со студентами высших учебных заведений Оренбурга, в том числе медресе «Хусаиния».
Председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области муфтий Абдель Барый Хайруллин выступил с темой «Оренбургский муфтият и традиции межрелигиозного диалога». С началом своего руководства муфтиятом с 1985 года хазрат Бары участвовал в межрелигиозных встречах с представителями других конфессий. Особенно значимыми были приглашения владыки Леонтия Бондаря на участие в мероприятиях 1000 крещения Руси в 1988 г. и участие в заседаниях Межрелигиозного Совета Оренбургской области. Укрепление дружественных связей между Исламом и Православием является важным шагом в установлении мира и духовного развития Оренбуржья.
С темой «Медресе Хусаиния как духовный образовательный центр мусульман Оренбуржья» выступил директор медресе хазрат Альфит Асхатович Шарипов. В докладе была раскрыта история медресе «Хусаиния» с момента его основания с 1891г. братьями купцами Хусаиновыми. Показаны нравственные примеры помощи мусульман христианам.
Иерей Дионисий Волков, преподаватель ОренДС выступил по теме «Имперская идея российской государственности и задачи этнорелигиозной политики РФ в современности». Докладчик разъяснил отличие имперской политики России от колониальной политики Великобритании. Раскрыл идею «Москва-третий Рим» как цивилизационнообразующая идея в РФ. Высказался о современной глобализации и духовном колониализме Запада, который ведет к обезличенному гетто. И сказал о том, что христианство и ислам могут сохраниться в РФ только при сохранении имперских традиций российской государственности, при верности общей национальной идее Святой Руси.
С темой доклада «Категория мирности в христианской и коранической этике» выступил семинарист 5 курса ОренДС Панич Владимир. Отмечено, что «есть силы, которые заинтересованы в разжигании межрелигиозной розни, создании очагов нестабильности в разных уголках мира. Для этого широко используются современные информационные технологии, социальные сети, методы «промывки мозгов». Именно сейчас, как никогда ранее, важен активный межрелигиозный диалог, целью которого является свидетельство каждой из общин о своей вере и традиции, а также укрепление мира. Наши религии призывают к миру и добрососедству. Христиане считают мусульман своими ближними. Диалог между нами понимается как разумный инструмент общения и поддержания мирных отношений религиозных общин. Мы руководствуемся словами Нового Завета: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12. 18).
Тему «Покаяние как христинаская добродетель» представил семинарист 5 курса ОренДС Семенов Сергей. В частности докладчик сказал: «С покаяния начинается духовная жизнь, с него начинается и все доброделание. Покаяние – это дверь, через которую выходят, покидают человека страсти и греховные навыки, и входят в него другие добродетели. Через сердечное сокрушение и исповедание своих грехов происходит возрождение человека посредством помощи Божией. Человек становится способным все более возгревать в себе веру, живую веру, плодами которой служат добродетели. Они-то и открывают дорогу к людям, окружающим нас. Это очень важно в диалоге между религиозными культурами. Нас объединяют территориальные и исторические границы. Мы живем в одной стране, за ценности и идеалы которой мы призваны бороться. По словам ап. Павла «наша брань не против крови и плоти, но против … духов злобы поднебесной» (Еф.6,12), т.е. против бездуховности и нравственной деградации. И нужно помнить, что в этой борьбе без личного покаяния, без возрождения человеческой личности и возрастания в духовной жизни, и без помощи Божией наши усилия будут тщетны».
Продолжая данную тематику выступил шакирд медресе Джоршиев Амангильды «Покаяние как мусульманская добродетель». В данном дакладе сказано: «Различно отношение верующего и неверующего ко греху. Ошибаются неверующие примиряясь со своей греховностью. Творец знает о нас больше чем мы сами и он ведет верующего к борьбе с грехом (джихад). Первым условием покаяния является чувство раскаяния (огорчения по поводу совершенной ошибки). Умен тот верующий, который совершив грех с помощью покаяния немедленно очищается. Умнее его тот, кто постоянно контролирует себя и избегает совершения греха. Еще умнее тот, кто постоянно делает добро и тем самым не оставляет возможности совершения греха».
Шакирд Ташимов Курмангали выступил по теме «Ахляк (нравственность) и адаб (воспитанность) в культуре ислама». Раскрыта роль веры в становлении нравственных основ личности и воспитании истинного шахида — нравственного примера служения людям и Богу. Особо подчеркнуто значение сохранения родственных связей и умения прощать в сфере межличностных и культурных отношений.
Студент философ 3 курса ОГУ Щеглова Мария выступила с докладом «Категория красоты как «спасения мира» в христианском и исламском мире». Раскрыта этимология слова красота, показано историко-философское и богословское значение этого термина. Приведены исторические примеры понимания красоты духовной в смысле святости в христианстве и исламе.
В рамках круглого стола состоялся показ видеофрагмента выступления святейшего патриарха Кирилла в соборной мечети г. Баку в Азербайджане в рамках межрелигиозного саммита.
С докладом «Роль высшей школы в этнорелигиозном диалоге в РФ» выступил доцент ОГУ Мишучков Андрей Александрович, организатор и ведущий круглого стола. В его докладе раскрыта роль студенчества как креативной части российской молодежи в духовном возрождении общества и сохранения этнорелигиозного мира. Обоснован пример патриарха Кирилла из выступления о метафоре диалога с инославными. «Солнце это Бог, лучи – это верующие». Исполняя первую заповедь – «возлюби Бога всем сердцем» верующие идут по этому лучу и становятся нравственно ближе к другим лучам, исполняя заповедь «относись к другому так, как ты хочешь, чтоб относились к тебе». «По слову святителя Иоанна Златоуста: «в главном – единство, во второстепенном – многообразие, а во всем – любовь». Главным являются абсолютные нравственные ценности, данные человеку Богом как его духовная природа и его религиозная идентичность (монотеизм); второстепенное – это национально-культурные и личностные особенности, а дух Божий, дух любви покрывает все несовершенство взаимопонимания между людьми. Общее понимание сторон диалога заключается в том, что материализм и консюмеризм (потребительское движение), ставшие идолами современного мира, приводят к повторяющимся кризисным явлениям в обществе. Размывание в современности нравственных норм, данных в Священном Писании в зависимости от моды, выгоды, субъективности человека приводит к деградации общества, потере сакральных глубин в воспитании в молодом поколении. Общая историческая судьба и ответ на вызовы современности являются для христиан и мусульман объединяющим усилием по созиданию внутреннего духовного человека и Святой Руси в российском обществе. В подтверждение общности для христиан и мусульман России единой национальной идеи и идеала Святой Руси приведены слова Шейх –уль Ислам Талгата Таджуддина на Всемирном Народном Русском Соборе: «За плечами русского народа долгая и прекрасная история. Этот народ создал такие духовные, материальные, культурные и политические ценности, которым нет равных. Недаром русский народ называют народом — богоносцем. Только с верой во Всевышнего творца, только с покорностью и волей к победе над силами зла можно было осуществить все это. Русь по праву называют Святой. И она свята не только для самих русских, но и для нас. Как свята земля, где мы родились и выросли, где становились людьми, преодолевали трудности, учились впервые возносить молитвы Господу миров. Мы и наши предки обильно полили эту землю потом и кровью, возделали с любовью и тщанием каждый ее клочек. Она не может быть не святой. Свята она для русского, но свята она и для татарина, башкирина, мордвина. Святость нельзя делить, ее надо хранить, ей надо служить, непрестанно возвышая себя, чтобы быть ее достойным».
По окончании круглого стола была принята резолюция ко всей христианской и мусульманской общественности:
«Мы, представители духовных учебных заведений г.Оренбурга, преподаватели и учащиеся Оренбургской духовной семинарии и медресе «Хусаиния» пришли к взаимопониманию по вопросам этноконфессионального диалога и следующим общим выводам:
— Христианство и ислам как две исторические мировые религии, традиционные для культуры России, поддерживают этноконфессиональный мир и стремятся к общим культурно-историческим и нравственным ценностям, в их реализации в историческом развитии российской цивилизации, повышению духовной роли России в мировом сообществе.
— Развитие российской цивилизации в сложившейся полиэтнической и поликонфессиональной структуре общества возможно только на исторической бесконфликтной модели отношений между христианством и исламом на базе общего общественного идеала Святой Руси.
— Понимание культурного многообразия, как заложенного Творцом принципа жизни является важным в диалоге культур. Христианство и ислам как мировые религии равноправно относятся ко всем этнокультурным традициям в РФ и воспитывают равное уважительное отношение к каждой национальной культуре и особую любовь к своей национальной культуре.
— Христианство и ислам – важнейшие религиозные социальные институты российского общества, у которых по отношению к государству, обществу и другим социальным институтам (образование, семья) стратегически совпадают цели – стабильное гражданское демократическое общество с высокой нравственностью. Межрелигиозный диалог выступает необходимым элементом духовной целостности общества, сохраняющего свои религиозные традиции.
— Вслед за признанием свободы собственного выбора в религиозной вере, христианство и ислам признают право свободы в вере и у других людей. В Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека (Москва, 2008г.) и в Основных положениях социальной программы российских мусульман (Москва, 2001г.) говорится о свободе вероисповедания как фундаментальном праве личности в религиозной традиции. Утверждение свободы веры противостоит прозелитизму (пропаганде перехода верующих в другую религию) и фанатизму (веры в Бога без любви к людям), принуждению к вере и другим манипуляциям в вере, которые системно присущи псевдорелигиозным образованиям, являются отклонением от свободы веры, заложенной в Священном Писании.
— Мы совместно осуждаем международный терроризм как крайнее проявление фанатизма, не имеющего ничего общего с религиозными традициями, с духовной свободой человека. Международный терроризм действующий под прикрытием религиозных целей является общей проблемой для христиан и мусульман, решение которой возможно в нравственном и политическом их единстве.
— Призываем к социальному сотрудничеству все духовенство и мирян христианских и мусульманских общин как нераздельных частей российского народа в целях нравственного и материального благополучия общества, к совместным усилиям в противостоянии негативным явлениям: наркомании, алкоголизма, социальной несправедливости между бедными и богатыми, морального разложения, культурного колониализма, потребительства, загрязнения окружающей среды и т. д. Опасные тенденции бездуховности, выраженные в неверии, экуменизме (объединении всех религий), нравственном релятивизме (неразличении добра и зла), пороках общества разрушают гражданское общество России, расшатывают базисные этнокультурные и религиозные традиции. Невежество в сфере религиозной культуре и нравственная распущенность являются причиной нигилизма молодежи и попыток религиозного экстремизма.
— Одной из значимых площадок этнорелигиозного диалога в обществе являются образовательные учреждения, которые призваны воспитать достойное поколение граждан России, опираясь на базисные ценности христианства и ислама. Реализация образовательного диалога в этноконфессиональной сфере позволит преодолеть проблемы ксенофобии в обществе, достичь национального и нравственного единства граждан.
— Введение предметов «Основ православной культуры» и «Основ исламской культуры» в среднюю школу призвано способствовать нравственной консолидации педагогов и учащихся на общем понимании единства нравственных заповедей Священного Писания христиан и мусульман, опираться на исторические примеры святости и общим соблюдением этих заповедей христианами и мусульманами.
— Участники встречи декларируют, что не собираются «объединять веры», участвовать в процессах религиозной глобализации, ибо это противоречит основам религиозных традиций, опирающейся на культурно-духовное своеобразие каждой из них. Такой синкретический подход ведет не к объединению людей, а к еще большему их разделению, в силу нравственной и религиозной дезориентации.
— Понимая всю сложность богословских и исторических различий в отношениях христианства и ислама, участники круглого стола призывают всех христиан и мусульман воздерживаться от необоснованной клеветы друг на друга, что является нарушением заповеди Священного Писания: «не лги» (Сура3:78) и «блаженны миротворцы» (Матф.5:9), подвергать исторической оценке все аргументы в отношении к друг другу и отказаться от уничижения религиозных традиций.
Источник: http://orends.ru/