Наша беспечность — притчи

Наша Беспечность

Мой собеседник признает исключительно язык цифр. Задай ему вопрос – и первым делом услышишь математические выкладки… Ночь перед отъездом выдалась холодной и необычайно тихой. Весь мир, казалось, утомился и затих. Неожиданно мой собеседник задал вопрос: «Позволь тебя спросить, сколько ты ежегодно жертвуешь из своего дохода?».
Меня поразил этот вопрос, так странно прозвучавший после затянувшегося молчания. Прежде чем ответить, я спросил: «Почему ты интересуешься, если тебе известно, что скрывать сумму пожертвований намного предпочтительнее, чем обнаруживать ее? Как сказал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Семь категорий людей

Аллах (велик Он, Ему принадлежит вся слава) укроет в тени в тот день, когда не будет никакой другой тени, кроме ТЕНИ АЛЬ-АРША…» К одной из них относится «скрывающий свои пожертвования, левая рука которого не знает о том, что делает правая…» Но мой собеседник продолжал настаивать, и я растерялся. Что я мог ответить на этот вопрос? Действительно, сколько раз в год я делаю пожертвования? Этот вопрос мог разрешиться только к концу года. Он заметил мое замешательство.
– Давай я сформулирую вопрос иначе, чтобы тебе было понятнее. Прошло уже около двух недель с начала месяца. Сколько же ты потратил денег за это время на благодеяния?
Я ответил ему сразу и без раздумий:
– Абсолютно ничего не потратил.
Собеседник мой закивал головой, будто он ожидал такой ответ, и опять заговорил языком цифр. Моментально подсчитав, он сообщил: «Да ты не жертвуешь и финика в день! Когда ты видишь нуждающегося, ты ничего не жертвуешь? Наверно, так?» Я утвердительно закивал головой.
– Ты предпринимал попытку их найти? Я имею в виду не только бедных и нищих, но и твоих родственников и соседей.
– Нет, никого я не искал: ни среди соседей, ни среди родственников, – ответил я.
– Допустим, ты ежедневно жертвуешь один риял (денежная единица Саудовской Аравии – прим.). Значит за год накопится 365 риялов. Сумма, естественно, небольшая, – и он выжидательно взглянул на меня.
– Да, это так, – согласился я. Уверенно подтверждая это, я осознавал тем не менее, что не жертвую такую сумму даже за год, хотя она и не слишком велика.

Мой собеседник продолжил:
– Благотворительность – весьма обширная сфера исполнения предписаний нашей религии. Она охватывает и денежную помощь бедным, и предоставление одежды раздетым, и пищи голодным, и обучение неграмотных, и спасение нуждающихся.
Аллах дал тебе деньги, заработок – больше трех тысяч риялов. Так чем же ты помог Исламу и мусульманам? Может быть, ты купил книги для своих собратьев? Или же ты хоть немного участвовал в строительстве мечети? Скольким бедным ты помог?..
Добрые дела необъятны и столь же разнообразны, но, как ты видишь, мы украли у себя возможность их творить, а значит и вознаграждения за них!!! Почему бы, например, тебе не выделять ежемесячно какую-нибудь определенную сумму, которую ты бы мог потратить на добрые дела. Тем более, что в жизни от многого можно отказаться или расстаться с чем-то совершенно безболезненно и без ущерба, скажем, для здоровья.
Теперь давай займемся арифметикой. Если бы ты отказался только от одного стакана йогурта в день, ты бы сэкономил один риял, которого хватит для того, чтобы накормить скромную мусульманскую семью, не видевшую еду день или два. А если бы ты сэкономил на лишней одежде, которую ты привык покупать каждый год, то это составило бы почти сто пятьдесят риялов. И этого оказалось бы достаточно, чтобы купить много книг об Исламе и раздать их в школах.
Твоя жена… Если бы она сильно желала получить в награду то, что есть у Аллаха, и жертвовала бы стоимость одного ее платья: ведь это целых 150 риялов в год! Да этого хватило бы на трансляцию двадцатиминутной исламской радиопередачи в таких странах, где ведется безжалостная идеологическая война против мусульман…
Посмотри, как поступила твоя жена! Да оденет ее Аллах в одеяние спокойствия в дни страха! И да превратит то, от чего она отказалась ради Него в своей жизни в защиту от Ада в Судный День!
Брат мой, возьмем, к примеру, твой дом, увешанный и уставленный изысканными предметами роскоши. Откажись от какой нибудь вещи – и ты сэкономишь около 500 риялов. За эти деньги ты бы мог взять на себя расходы по обучению Корану трех учеников в течение одного года.
Аллаху Акбар! Ты видишь?!
Аллах дал блага в твои руки, не отнимая у тебя возможности пройти жизнь дорогой доброты. Он приумножит и сложит то, что ты пожертвуешь. Искреннее ду`а для тебя поднимется в небо от самого сердца мусульманского ребенка, который изучил Коран благодаря твоей помощи… Почему твой сын не участвует в благотворительных делах? Если бы ты подсказал ему, что, отдав даже лишь одну игрушку, он поможет делу поддержки Ислама, как приятно было бы тебе увидеть на его лице радость, ведь он – сын Ислама. Его 35 риялов ты можешь отдать на развитие исламского журнала, который высоко держит лозунг единобожия. Этих денег хватит на год. Твоя небольшая поддержка поможет журналу продержаться на плаву, а ты и окружающие получите из него полезные знания.
Да поднимет Аллах твоего сына на Эллеин (высокая ступень в Раю – прим.)!

И когда мой собеседник воспарил со мной на такие высоты богобоязненности и благочестия, он с воодушевлением произнес: «Видишь, ведь это не сказывается ни на твоем жилье, ни на питании, ни на твоем гардеробе». И поразив меня в самое сердце, добавил: «Клянусь Аллахом, я видел многих в поисках всего лишь куска хлеба! А ведь того, что у тебя остается лишним от ежедневного обеда, хватило бы для бедной семьи на целую неделю».

Плачут глаза от беды твоей, о умма моя!
Оплакивать будем доколе тебя, о умма моя?!
Мы немного помолчали. Я боролся со слезами смущения, переполнившими мои глаза.
Мой собеседник растроганным голосом произнес: «Сколько бедных ты накормишь, скольким нуждающимся поможешь, сколько раз ты постучишь в двери доброты и сколько награды за это приобретешь!..»
– Если ты внимательнее посмотришь, то увидишь, что это только вершина огромного айсберга. Так, если бы благосостоятельный мусульманин, собирающийся в турпоездку, отказался от нее и пожертвовал ее стоимость, – то он смог бы обеспечить пропитанием и одеждой целый мусульманский поселок, или даже два, в течение целого года!..

И собеседник мой в сердцах махнул рукой:
– Представь себе, сколько еще можно найти подобных примеров.
И он оставил меня наедине с языком цифр. В моих ушах звучал стон мусульманских детей: «Где вы, мусульмане? Почему вы покинули нас?»
Воображение мне живо рисовало, кому и как я сумел бы помочь: больным, голодным, сиротам… Как же я мог оставаться равнодушен к их мольбам доселе? Как я был слеп и глух до этого дня, пока не встретил благородного мусульманина, так ярко и убедительно говорившего языком цифр?!
Из книги Абдуль Малика аль-Касем, «На пороге будущего»

Важность милостыни

Рассказывают, что мимо пророка Исы (мир ему) и его апостолов прошел красильщик тканей. Пророк Иса (мир ему) сказал своим ученикам, чтобы они в обеденное время посетили могилу этого красильщика. Но он не умер, и когда снизошел ангел Джабраил (мир ему), пророк Иса (мир ему) спросил его: «Разве ты не говорил мне, что этот красильщик умрет?» Джабраил (мир ему) ответил: «Да, говорил, однако он раздал милостыню, после того как я сказал тебе об этом, и таким образом спасся от смерти».

Выбор жениха

В Мерве жил человек, которого звали Нух ибн Марьям. Он был главой Мерва и городским судьей. У него было много благ, большое состояние и красивая и хорошая дочь. Ее руки просили много видных сановников из числа богатых и состоятельных людей, но никого из них он не осчастливил. Он был в растерянности от этого и не знал, за кого из них выдать ее замуж, говоря себе: «Если я выдам ее за такого-то, то разгневаю такого-то».

У него был цветущий сад, в котором было много фруктовых деревьев. И был у этого человека слуга-индиец, набожный, богобоязненный, которого звали Мубарак. Он сказал слуге: «Я хочу, чтобы ты отправился охранять сад». Слуга отправился туда и пробыл в саду два месяца.

Однажды его господин пришел в сад и сказал ему: «Подай мне гроздь винограда». Он подал ему одну гроздь, но виноград оказался кислым. Его господин сказал: «Дай мне другую». Он дал ему еще одну гроздь, которая тоже оказалась кислой. И хозяин спросил его: «Почему из такого большого сада ты угощаешь меня только кислым виноградом?» Слуга ответил: «Потому что я не знаю, где сладкий, а где кислый». И его хозяин воскликнул: «Боже мой, ты прожил в этом саду два месяца, и не знаешь, где сладкий, а где кислый виноград!?» Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не пробовал его, и не знаю, сладкий он или кислый». Его господин спросил: «Почему ты не кушаешь его?» Слуга ответил: «Потому что ты приказал мне охранять его и не приказывал мне есть его, а я не обманываю тебя».

Судья подивился ему и сказал: «Да сохранит Аллах твою честность!» Он понял, что этот юноша очень умен, и сказал ему: «О, юноша, ты понравился мне, и ты должен делать то, что я тебе приказываю». Мубарак ответил: «Я подчиняюсь Аллаху и тебе». Судья сказал: «Знай же, что у меня есть красивая дочь, и к ней уже сваталось много великих и важных людей, но я не знаю, за кого мне выдать ее замуж. Скажи, что ты думаешь об этом?» Слуга ответил: «Язычники во времена джахилийи хотели благородства происхождения и родства, а иудеи и христиане ищут красоту, но во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) искали веру и праведность, а в наше время люди ищут богатства. Выбирай, что ты хочешь из этих четырех вещей?» И сказал ему судья: «Юноша, я выбрал веру и праведность и хочу выдать свою дочь за тебя, потому что я нашел в тебе благочестие и веру, испытал в тебе богобоязненность и честность». Слуга ответил: «О господин, я подневольный раб, черный индиец, как ты выдашь за меня свою дочь и будешь доволен мной, ведь ты купил меня за свои деньги?» И сказал ему судья: «Пойдем в дом, чтобы устроить это дело».

И когда они дошли до дома, судья сказал своей жене: «Знай, что этот индийский юноша — верующий и богобоязненный. Мне понравилась его праведность и я хочу женить его на моей дочери. Что ты скажешь?» Она ответила: «Тебе решать. Я пойду и расскажу об этом дочке, потом передам тебе ее ответ».

Мать пришла к девушке и передала ей послание от ее отца. Она сказала: «Я буду делать все, что вы мне скажете, и не ослушаюсь повеления Аллаха и вашего повеления, и не буду вам перечить».

И выдал судья свою дочь за Мубарака и дал им много богатства. Она родила от него сына, которого он назвал ‘Абдуллах. Он известен во всем мире — ‘Абдуллах ибн Мубарак — набожный ученый, рассказчик хадисов. И пока стоит мир, от него передаются хадисы.

Да, о, брат, если ты намерен жениться, то ищи ту, у которой есть вера, и не ищи ту, у которой есть известность и богатство. Потому что богатство обратится злом, и не даст его тебе женщина. И если ты ищешь жену, то не ищи ее для исполнения желания, но ищи ее с намерением, что она верующая и праведная, чтобы она боялась и слушалась тебя и была тебе спасением от Ада.

Виноград

Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить. Перс сказал:

— Давайте купим ангур!

— Зачем покупать ангур, лучше купить эйнаб, — возразил араб.

Но тут вмешался турок:

— К чему спорить? — сказал он. — Не нужен нам ни ангур, ни эйнаб, мы должны приобрести на этот динар узум!

Грек тоже выразил своё несогласие:

— Если уж что-нибудь покупать, то нужно взять стафил! — заявил он.

Каждый из них стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И всё потому, что им в тот момент не повстречался знаток, который смог бы им объяснить, что все они говорят об одном и том же и что слова «ангур», «эйнаб», «узум» и «стафил» означают «виноград», который все они хотели купить, но каждый думал об этом на своём языке.

Лев в плену

 Однажды лев пробрался в хлев к быку

И съел его, насытившись до лени.
Затем уснул, забывшись на боку.
В плену не видно солнца, темны тени…
Пришел хозяин, в хлеве темнота…
И нежно шерсть погладил у питомца.
А лев подумал: — Он сошел с ума!
Наверно, в темноте не видит солнца.
Возможно он от страха бы… сгорел!
Глупец, я — царь зверей, любимец бога! —
Хозяин… не услышал, не сумел.
И дверь забил покрепче у порога.
()
Любой из нас, достигши славы льва,
Не должен до отвала наедаться,
И спать в хлеву. Звучит в веках молва:
Нам жизнь дана, чтоб жить, преображаться.

Дервиш у двери

Дервиш постучал в дом попросить кусок хлеба.

— Это не пекарня, — сказал владелец.

— Может, тогда есть кусочек хрящика?

— Разве это похоже на мясную лавку?

— Немного муки?..

— Ты слышишь мельничные жернова?

— Воды?..

— Это не колодец!

Что бы дервиш ни попросил, человек отвечал тупой насмешкой и отказывался что-либо дать. В конце концов, дервиш вбежал в дом, приподнял свой халат и присел, как если бы собирался справить большую нужду.

— Эй, эй!

— Тихо, ты, жалкий человек. Покинутое место прекрасно подходит, чтобы облегчиться, и поскольку здесь нет ничего живого или же средств для жизни, оно нуждается в удобрении.

Джалалиддин Руми

Джалалиддин Руми является одним из ученным Ислама и суфизма. Многие люди приходили к нему за советом и мудрым словом. Однажды к нему пришла соседская женщина с мальчиком и сказала:

— Я уже испробовала все способы, но ребёнок не слушается меня. Он ест слишком много сахара. Пожалуйста, скажите Вы ему, что это нехорошо. Он послушается, потому что он Вас очень уважает.

Руми посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал:

— Приходите через три недели.

Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Непонятно… Люди приходили из далёких стран, и Руми помогал им решать большие проблемы сразу… Но она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребёнка и сказал:

— Приходите ещё через три недели.

Тут женщина не выдержала, и осмелилась спросить, в чём дело. Но Руми лишь повторил сказанное.

Когда они пришли в третий раз, Руми сказал мальчику:

— Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья.

— Раз Вы мне советуете, я больше не буду этого делать, — ответил мальчик.

После этого мать попросила ребёнка подождать её на улице. Когда он вышел, она спросила Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто? Джалалиддин признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трёх недель будет достаточно, но ошибся…

Один из признаков настоящего Мастера таков: он никогда не станет учить тому, чего не прошел сам. Мастер честен, и в первую очередь с собой. Его слова слиты с реализацией. Слова Мастера проистекают из его личного опыта, его мудрость живёт в нём самом, не в писаниях. Здесь трудно не вспомнить чаньское изречение: «Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным».

Глупец и смерть

Как-то один глупец предстал перед очами царя Сулеймана (мир Ему).

— Что ты хочешь, — спросил царь.

— Ко мне, о царь, ночью явился ангел смерти, остановился возле меня и долго смотрел на меня недобрым взглядом!

— Чем же я тебе могу помочь? — удивился царь.

— О Султан, прикажи ветру, пусть он умчит меня в Индостан, и там я сумею спрятаться от этого ангела смерти, — взмолился несчастный глупец.

Сулеймана (мир Ему)немедленно приказал ветру доставить его в Индостан, а через некоторое время он сам встретился с ангелом смерти и спросил его:

— Почему ты, о посланец Бога, так недобро посмотрел на одного несчастного, что тот убежал в Индостан от семьи и близких?

— Мне самому странно, — ответил ангел. — Но Бог велел мне взять эту душу в просторах Индостана и отправить её в ад, и поэтому я очень удивился, что этот грешник был здесь, возле тебя. Но, слава Богу, он сразу же умчался в Индостан, и я сумел выполнить повеление Господа в точности!

Нужно всегда помнить, что если человек не может скрыться от себя, то от Бога он тем более никогда не скроется.

Лисица, волк и лев

  Однажды лев позвал с собой на охоту волка и лисицу, чтобы те помогли нести ему добычу на обратном пути. При этом царь зверей нарушил известное всем правило, гласящее, что лев охотится один, но он решил, что его величие это не умалит, как не умаляют блеск Луны окружающие её звёзды.

Охота их не была долгой, и вскоре были пойманы зубр, заяц и козёл. Щедрость льва была известна, и его спутники предвкушали справедливый делёж добычи. Но лев заметил алчный блеск в их глазах и решил их за это наказать. «Я этим попрошайкам выдам за их алчность как следует», — подумал он и зарычал, вселив страх в своих подручных, а после этого сказал:

— Ну-ка, волк, чтобы никто из вас не упрекал меня в несправедливости, раздели добычу сам!

Волк, дрожа от страха, предложил:

— Ты, лев, как самый большой охотник среди нас, съешь зубра, мне же сгодится и тощий козёл, а лисица пусть удовольствуется зайцем!

Наглость волка разозлила льва, и он зарычал в ответ:

— Ты не волк, а поганая дворняга, если считаешь, что твой совет хоть чего-нибудь стоит!

Сказав это, он ударил волка своей огромной лапой, и тот упал замертво. Лев же обратился к лисе:

— Как же ты теперь разделишь эту свежатину?

— Я думаю, что тебе на завтрак следует съесть зубра, — с почтением сказала лиса, — козлом же ты сможешь пообедать. А зайца, о мой повелитель, ты, пожалуйста, съешь на ужин, потому что обильный ужин вреден даже царям.

Когда лев выслушал лису, гнев его прошёл, и он воскликнул:

— Где же ты, лисица, научилась такой мудрости, которая позволила тебе не оплошать передо мной?

— О, царь зверей, — отвечала лиса, — больше всего мудрости мне прибавило то, что я видела, как ты поступил с волком.

— Ты мне мила, лиса, тем, что сумела проявить хитрость там, где это было нужно, а хитрость во все времена была столь же важна, как ум и доблесть! — сказал лев.

Лиса же благословляла свою судьбу за то, что лев сначала обратился к волку.

А мы добавим, что блажен тот, кто способен учиться на чужом счастье или несчастье и поступать по этому опыту.

Халиф и Лайли

  Когда халифу указали на одну девушку и сообщили, что это — Лайли, он спросил её:

— Неужели ты и есть та самая Лайли, что свела с ума бедного Кайса? Но я, хоть убей, не нахожу в тебе никакой красоты!

В ответ ему юная дева прошептала:

— Чтобы увидеть мою красоту, ты должен быть Маджнуном. Ты должен смотреть на меня его глазами и быть верным мне в обоих мирах. Ты должен пьянеть от одного моего прикосновения и, находясь в этом

сладком опьянении, не желать отрезвления. Такое безумие дарует нам прозренье и способность видеть Истину во всём её блеске. Если же все твои мысли крутятся вокруг того, с чего тебе будет убыток, а с чего барыш, то мне тебя очень жаль, потому что ты никогда не познаешь блаженства и будешь видеть только тень жизни!

Так и мы нередко проводим жизнь в погоне за тенями и призраками и не видим Истины и Красоты.

Поделиться в соц. сетях

0