Доклад Альфит хазрата на встрече о мусульманском образовании

Доклад Альфит хазрата на встрече о мусульманском образовании

Уважаемый Михаил Викторович!
Уважаемый Юрий Александрович!
Досточтимый Верховный муфтий шейх уль-Ислам ТалгатСафаТаджуддин,
Дорогие гости и участники нашего собрания.
Разрешите поприветствовать всех вас традиционным приветствием ислама
«Ассалямуалейкумварахматуллаhи вабаракатуh» —
«Мир вам, Милость Всевышнего и Его благословение».

Существующая сегодня система многоуровневого образования, которая включает в себя медресе, исламские вузы и курсы повышения квалификации показала свою востребованность, значимость и актуальность. Она позволила упорядочить процесс обучения и профессиональной подготовки имамов именно в отечественных духовных образовательных учреждениях.
Но, как известно, прогресс не стоит на месте. В мире постоянно становится все больше грамотных людей. И в будущем уже система исламского образования может включать в себя не только 3 уровня, но и 4 и 5. Например, как было в историческом медресе «Хусаиния»: ибтидадия, рушдия, игдадия, галия. Надеюсь, в будущем у мусульманских религиозных деятелей появится возможность получать ученую степень богословских наук. И это станет ещеодним уровнем системы образования.
Не должны мы также забыть и о воскресных приходских школах, которые вполне могут стать начальным уровнем и базой подготовки студентов для медресе, где будет видна и работа имама.
Ведь Верховый муфтий ТалгатТаджуддинна одной из встречс ними посоветовал каждому имаму «не просто сидеть в мечети, а работать хотя бы с 12 учениками».
Среднее профессиональное медресе должно готовить служителей для своих приходов, давая имзаконченное полноценное образование. Как раз на них вся надежда, что они заполнят места в сельских или районных мечетях, где требуется имам. Как известно, «Природа не терпит пустоты». Чтобы эти пустующие ниши не заполнили представители радикальных течений и деструктивных сект, мы должны позаботиться, чтобы их заполнили наши воспитанники.
А потом уже с каждого региона идут дальше учиться в высшие исламские учебные заведения. Так получается непрерывная цепь получения образования.
Чтобы было понятно: это как раньше ребенка принимали в октябрята, затем в пионеры, а потом он становился комсомольцем, и коммунистом умирал. То есть человек с малых лет воспитывался на одной идеологии.
Так же должно быть и с религиозным образованием.
И параллельно для каждого уровня должна функционировать система дополнительного образования – повышение квалификации.
Причем повышение квалификации должно быть не только для работников мечети, но и для преподавателей, их дальнейшая аттестация.
Статус педагогов религиозных учебных заведений должен быть таким же, как и в светских.
Я понимаю, что религия отделена от государства, но раз преподаватели ведут образовательную деятельность, и требования к религиозным учебным заведениям предъявляются аналогичные как к светским, то надо подумать, что можно сделать, чтобы у преподавателей также шел педстаж, выслуга лет была.
И нужно просто поддерживать, поощрять наших педагогов, чтобы они с еще большим рвением посвящали себя своей работе и служению обществу. Ведь именно преподаватели обучают имама, так называемого идеолога.
В советское время, очень хорошо понимая необходимость образования и важность изречения «Кадры решают все», учителям даже запрещали заниматься личным хозяйством, чтобы они не отвлекались от своей главной и основной миссии – просвещения, образования народа.
Уважаемые коллеги!
Каждый из нас старается, прилагает усилия в своей отрасли.
Выполняя задачи, поставленные руководством нашей страны о воссоздании отечественной исламской богословской школы, Духовным управлением мусульман Оренбургской области путем образовательного процесса в «Медресе «Хусаиния», ведется успешная деятельность в этом направлении.
За 24года его окончили более 500 человек, из которыхоколо 130работает в приходах Оренбуржья.
И из 100 % всех мечетей 80% укомплектованы именно выпускниками «Хусаинии». Кроме того, нужно отметить, что значительная часть выпускников продолжила свое образование в высших исламских учебных заведениях России.
Резюмируя, коротко можно сказать, что основная проблема – это финансы.Как ее решить? Можно перенять дореволюционный опыт – возродить институт вакфов, адаптировав его к современным условиям, расширить грантовую деятельность.
Второе – это разработать механизм дальнейшего трудоустройства, контроля, и самое главное – поддержки имамов. Государство,несомненно, выиграло бы, если бы нашло способ поддержать их в финансовом плане.
Третье – это поддержка преподавателей и молодых специалистов (оплата, жилье).
Это, конечно не все проблемы, но если правильно организовать систему исламского образования, можно получить кадры, воспитанные на российских исторически сложившихся традициях, которые будут еще больше трудиться,стараться на благо нашей Родины – Великой России.
Благодарю за внимание!

Поделиться в соц. сетях

0