История возникновения медресе "Хусаиния"

История возникновения медресе «Хусаиния»

 


Город Оренбург, основанный в 1743 году, изначально задумывался не только как административный и военный центр, но и как важнейший пункт в развитии отношений с народами Казахстана и Средней Азии. Посему наше государство, заинтересованное в таком сотрудничестве, вынуждено было смягчить свою религиозную политику и использовать для этого некоторые религиозные институты. Именно из этих побуждений в Оренбургской губернии одна за другой появляются 8 мечетей, одна из которых мечеть Хусаиния. 

Ахмет-бай Хусаинов – уникальнейший человек был купцом первой гильдии. Будучи заметной и влиятельной личностью в Оренбурге,  Ахмед-бай обращается в Городскую Управу за разрешением строительства мечети, но ему отказывают в этом. Спустя год настойчивый купец подает повторное ходатайство. И лишь с этой второй попытки, путем невероятных усилий, МВД и самим Начальником Губернии было дано разрешение на постройку. Мечеть получила название «Хусаиния». Ее архитектура своеобразна. Мощный минарет напоминает колокольню западной церкви, он прикрывает собой несколько громоздкое и ассиметричное здание мечети. В декоре использованы элементы европейских стилей. Мечеть строилась, вероятно, с расчетом на использование ее и для медресе, вскоре построенного рядом. Это объясняет настойчивость Хусаинова в выборе места, где оно оказывалось доступнее, чем на окраине города.

Медресе «Хусаиния» при мечети Хусаиния в городе Оренбурге основано в 1889 г. и  построено в 1891 г. на средства Ахмеда Хусаинова(1837-1910) по  его инициативе и брата Махмуда Хусаинова(1839-1910).

Братья Хусаиновы осознали, что без развития образования нельзя бороться с вековой отсталостью и нищетой, и посчитали своим долгом внести посильный вклад в дело просвещения. На пути к осуществлению своей мечты братья открыли новометодные начальные курсы по подготовке учителей, женскую школу.

По первоначальному замыслу медресе «Хусаиния» должно было строиться в деревне Каргала, имевшее в то время более 10 тыс. жителей и называвшейся городом. Но противники новометодных школ с помощью доносов добились запрещения его постройки в Каргале. И Хусаиновы перенесли строительство в  город Оренбург, а из доставленного материала в Каргале была построена одноэтажная приходская школа.

 Медресе «Хусаиния» с1905 г. находилась на улице Гостинодворской (ныне ул. Кирова). Сооружено под руководством десятника и прораба Хаммата Сайфутдинова трехэтажное здание. Здесь же мечеть, дом имама, двухэтажный дом для учителей и служащих. На строительство израсходовано более 43 364 рублей.

 

Новое трёхэтажное здание из горного камня с центральным отоплением и электрическим освещением было достроено в 1905/1906 учебном году. В нём были размещены учебные классы, кабинеты, библиотеки, интернат и столовая. Для размещения иногородних учащихся предоставлялись также другие дома А.Г. Хусаинова в городе. Эти дома по завещанию должны были считаться собственностью медресе «Хусаиния».

Еще при своей жизни, в Казани Ахмед-бай совместно с Махмут-баем, в течение 10 лет построил 20 мечетей с медресе при них. По высочайшему повелению татарские школы разрешалось открывать только при мечетях, а  так как при имевшихся мечетях уже были медресе, то при основании новых нужно было построить и мечеть. Поэтому место строительства мечети Хусаиновы выбирали  в таких деревнях, где не было школ. Открывали они школы также в местах ярмарок (Макарьевской, Ирбитской, Нижегородской и др.), в Самарканде, Коканде, в Мекке и т.д.

Братья Хусаиновы содержали большое количество стипендиатов в различных профессиональных высших и средних учебных заведениях страны и за рубежом. Были определены крупные суммы для ежегодной выплаты стипендий студентам медицинских, филологических факультетов различных вузов России, Египта, Ливана, Турции, Сирии, а также учащимся ремесленных, реальных, торговых, коммерческих училищ и гимназий в России. Стипендиаты выбирались из числа наиболее способных и прилежных воспитанников «Хусаинии» или других медресе — выбирали тех, кто не имел средств для получения образования.

При жизни А.Г. Хусаинов сам финансировал мечеть и медресе, а после его смерти по духовным завещаниям от 20 января1904 г. и 7 декабря1906 г. был учрежден крупнейший вакуф Российской империи на сумму около 500 тыс. руб., доходы от которого шли на различные благотворительные цели. В1913 г. за счет этих средств на содержание медресе было израсходовано 24718 руб. 17 коп., а 6-й соборной мечети – 720 руб.

С позиции сегодняшнего дня представляет интерес преподавание в медресе «Хусаиния». Оно велось, по новым методам, с большим акцентом на светские и естественные предметы. Помимо основ Исламской религии, изучавшихся на татарском и арабском языках, в медресе преподавались следующие предметы: татарский, русский, арабский, немецкий, французский языки, татарская, русская,  арабская, иранская литература, российская история, татарская история, философия, учение о нравственности, законоведение, педагогика, психология, логика, методика различных предметов, гигиена и медицинские знания, гимнастика, чистописание, черчение, рисование, торговое дело, политэкономия, арифметика, алгебра и труд.

В конце девятнадцатого века учебные классы были сгруппированы по разрядам: 3 начальных класса (ибтидаия), 4 средних класса (рушдия), 4 класса, подготовительных к высшему (игдадия), и 3 высших класса (усса). Так как повсеместно средние классы обучали детей по разным программам, для поступающих в разряд «игдадия» из других учебных заведений организовывался годичный подготовительный класс – «тахзирия». Окончившие разряд «игдадия» получали свидетельство и звание учителя средней школы. Как видите, чтобы получить диплом об окончании полного образования в медресе, ребятам нужно было преодолеть четыре ступени. Но наиболее способные ученики могли пройти за один год двухлетнюю программу.

Учебные планы и программа постоянно совершенствовались согласно требованиям времени и широко публиковались в печати. Вот перечень только некоторых дисциплин, которые преподавали в медресе в то время: ахляк (учение о нравственности), Коран, вероучение, теология, богослужение, фикх (юриспруденция) — велись на татарском и арабском языках. Также: история, чистописание, пение религиозных песен, русский, арабский, татарский языки, арифметика, физика, черчение, тригонометрия, психология, логика, бухгалтерия, астрономия, медицинские основы и многое другое. Преподавание в медресе велось по новым методам, с большим акцентом на светские и естественные предметы, в программе были также и религиозные дисциплины.

Но надо отметить, что изначально медресе «Хусаиния» готовило не служителей религиозного культа, а учителей начальных, средних и высших школ, и работников культурных, хозяйственных учреждений, т.е. специалистов широкого профиля и всесторонне образованных людей. Если ребята выбирали для себя путь религиозного служения, помимо всех экзаменов, они должны были сдать еще один, лично муфтию. Переводные и выпускные экзамены во всех классах и разрядах в медресе проводилось максимально публично, с привлечением большого числа педагогов из других школ и представителей различных слоёв населения из разных городов. Их отзывы об экзамене позже публиковались в печати. Медресе пользовалось популярностью в народе вплоть до своего закрытия властями в1919 г.

Последний выпуск в медресе «Хусаиния» состоялся в1919 г. За 32 года существования медресе выучилось 2050 человек. Из стен медресе «Хусаиния» вышли государственные и партийные деятели, духовные лидеры, выдающиеся писатели, журналисты, деятели просвещения, науки, культуры народов тюркской языковой группы.

Ряд ученых, которые прославили отечественную науку, заслуживших широкое признание, получили воспитание в медресе. Медресе «Хусаиния» окончили многие государственные и общественные деятели, поэты, писатели, деятели науки и культуры страны. В медресе воспитывались будущие видные писатели, поэты и журналисты, Среди них: Муса Джалиль, герой Советского Союза, Лауреат Ленинской премии, поэт-патриот, известный всему миру своим подвигом, своими бессмертными стихами, он учился здесь с 1914 по 1923 годы; Шаехзада Бабич (1895-1919)- выдающийся башкирский поэт-сатирик, автор песен, легенд и сказок; Жиангали Телябирганов – казахский писатель, журналист, драматург, редактор газет и журналов в Казахстане; Валиди Ахмед Заки (1890-1970) – известный тюрколог, историк, автор более 50-ти научных работ, профессора Стамбульского университета, и многие другие. К известным выпускникам-деятелям науки относятся: Джихангир Абзгильдин – ученый, автор книг по астрономии и учебников по философии и т.п.; Мухаммед Галлеев (М.Гали) – видный литературовед, прозаик, старший научный сотрудник Казанского филиала АН СССР; Худайберган Жубанов – первый профессор-казах, филолог, языковед, литературовед в Казахстане; Мидхат Файзуллин – известный ученый рентгенолог, профессор, автор многочисленных научных трудов, заслуженный деятель науки РСФСР, драматург Мирхайдар Файзи (1891-1928), актер, режиссер, один из основоположников татарского профессионального театра Ильясбек Кудашев-Ашкадарский (1884-1942),  и многие другие.

Всех выпускников и воспитанников медресе  трудно перечислить, но что бы  передать какую роль медресе сыграло в их жизни, приведем одну цитату выпускника: «Всё, что я сумел сделать в жизни при своей деятельности, я обязан этому медресе, ибо моё мировоззрение и готовность служить народу формировалось именно там». Ш.С. Чураев.

В начале двадцатого века, на базе медресе «Хусаиния» возникли первые советские ВУЗы: ТИНО (Татарский институт народного образования), ВИНО (Восточный институт народного образования), БИНО (Башкирский институт народного образования), КИНО (Казанский институт народного образования), которые сыграли огромную роль в победе культурной революции в России в те не лёгкие времена.

Вот уже 120 лет дает людям духовные знания историческое мусульманское учебное заведение города Оренбурга – медресе «Хусаиния», прославившееся в свое время далеко за пределами Оренбургской губернии и с которым связано много исторических личностей не только нашего края.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Денисов Д.Н., Моргунов К.А. 130 лет Центральной соборной мечети Оренбурга. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 100 с.
  2. Искандаров А.Р., Искандаров Р.Ш. Сеитов посад: Очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы. — Казань: Татар. кн.изд-во, 2005. – 175 с.
  3. Искандаров Р.Ш. Оренбургские татары: историко-энциклопедический очерк. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2009. – 271 с.
  4. Край Оренбургский. Праведной дорогой ислама. Оренбург: Издательство «Орлит-А», 2007. – 192 с.
  5. Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. – Оренбург: «Яна Вакыт», 1997. – 254 с.
  6. Хабибуллина Г.Ю. Исламское образование.-М.: ООО «ГК ИТЛ», 2007. – 164 с.

Автор: Максютова Альфира Науратовна,

                                                                                                                                                                                      Студентка ОГПУ Института Естествознания и Экономики

 

Поделиться в соц. сетях

0