Когда пост можно не держать (часть №3)
Путешествие (сафар).
Ислам разрешает не соблюдать человеку пост, удаляющемуся от мест родных на растояние не менее чем на 82 километров. В подобном случае путнику разрешаеться не соблюдать пост во время Рамадана в течение всего времени путешествия, после завершения которого человек обязан постится. Путешествие считаеться завершёным либо после возвращения человека домой, либо в таком случае, когда он принимает решение остатся там, куда он направлялься, не менее чем на 15 дней.
Если человек решил двинутся в путь после появления зари, то есть с наступлением времени поста, в этот день ему не разрешаеться не постится. Причина заключаеться в том, что его путешествие начинаеться после наступления времени поста, который в подобных случаях следует доводить до конца, так как отправление в путь не дает право нарушать пост, оно лишь дает не приступать к нему. Путнику не разрешаеться нарушать пост, но разрешаеться не начинать постится, если же он нарушит пост, ему следует только возместить этот день. Указанием на то, что путнику разрешаеться не соблюдать пост, являються слова Аллаха Всевышнего: «…а кто заболеет или (будет находится) в пути, (должен постится) столько же (дней, сколько их было пропущено,) в другие дни» (Коран, 2:185).
Ещё одним указанием служит хадис Анаса бин. Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мы часто находились в пути вместе с Пророком с.а.с. и постившийся не порицал не соблюдавшего пост, а не соблюдавший пост — постившегося» (Аль-Бухари и Муслим).
Однако если пост не причинит вреда путнику, ему лучше постится, поскольку всё равно будет обязан возместить его впоследствии. Кроме того, соблюдение поста в Рамадане лучше возмещения, на что указывают слова Всевышнего: «…а пост для вас ещё лучше…» (Коран, 2:184).
Что же касаеться слов Пророка с.а.с. «Пост в пути соблюдаеться не от благочестия» (аль-Бухари; Муслим) и других его слов: «Эти (люди) — ослушники» (Муслим), которые были сказаны им о тех его сподвижниках, которые соблюдали пост в пути, когда мусульмане выступили в поход для завоевания Мекки, то, возможно, причина заключалась в том, что в этих случаях соблюдение поста причиняло людям вред и вызывало все возможные затруднения.
Если путник, который вознамериться не соблюдать пост, остановиться где-либо до полудня (Ад-дахват Аль-кубра), не совершив до этого ничего такого, что приводит к нарушению поста, ему следует постится. Объясняеться это тем, что в подобном случае нет ни каких уважительных причин, в силу которых человеку разрешаеться отказыватся от соблюдения поста в такое время, когда можно принять решение соблюдать его.