Мудрость выбора Аравии местом возрождения Ислама.

  Для того чтобы понять мудрость избрания Аравийского полуострова местом возрождения Ислама, т.е. местом его восстановления, вначале следует изучить положение, нравы арабов в доисламский период язычества, а также знать географические, политические, а также социальные особенности того региона, где они проживали.

Византия и Иран, которые в те времена являлись супердержавами, были соседями арабов. Византия находилась в бедственном положении из-за религиозных разногласий и конфликтов, возникавших в управляемых ею странах. Правители превратили христианство в инструмент для исполнения своих прихотей, а консулы провозглашали священной книгой ту, которую они желали. По собственной прихоти они объявляли недействительными те книги, которые им были неугодны, а также сами устанавливали принципы и догматы религии. Каждый новый правитель предавал анафеме предыдущего и вносил изменения в основы религии в угодном для себя виде. Моральная деградация и упадок, возникшие в результате чрезмерных налогов, взимаемых с подданных, а также коррупция и взяточничество на всех уровнях управления разъедали и подтачивали Византию, губя ее перспективу.

В Иране наблюдались смута и внутренние беспорядки, связанные как с политикой, так и с моралью общества. В стране господствовала идеология потерявшего честь и достоинство общества, позволявшая человеку жениться на своей собственной матери и даже на своей дочери. Маздеизм, содержащий большое количество ложных и извращенных идей, говоря о совместном использовании таких вещей, как огонь, воздух и вода, объявил о том, что все существующее на свете также подлежит совместному использованию. При этом считалась дозволенной связь со всеми без исключения женщинами, а все имущество было общим.

В то время как цивилизация Греции задыхалась в философских полемиках, дискуссиях, разногласиях, мифах, интригах и разврате, превратившихся в порочный круг, цивилизация Индии переживала свою самую примитивную эпоху, как с точки зрения морали, так и общественного строя…

Арабы же жили вдали от всех этих беспорядков, интриг, испорченности нравов, военных нашествий, в тихом и безопасном для вторжений чуждых культур и цивилизаций регионе, окруженном со всех сторон пустынями. Им не довелось испытать позора и стыда рабства и неволи. Нравы арабов были не испорчены и были подобны сырому материалу, не имеющему формы. Они ничуть не утеряли чистоту своих нравов. Кроме того, они обладали такими достойными похвалы качествами, как целомудрие, щедрость, преданность, верность данному слову, постоянство, терпение, мужество. Однако эти качества у них приобрели крайне извращенные формы. Поэтому они жили, пребывая во тьме невежества, лишенные вождя, способного указать им истину. Так вот, эти их особенности —  подчиняться голосу естества (нафса) и невежественность – в итоге привели к тому, что заложенные в них от природы потенциально прекрасные черты характера приобрели свои крайние формы. Они могли, впадая в низость и мерзость, разрывая сердце обезумевшей от горя матери, во имя защиты своей «чести» закапывать в землю живьем маленьких новорожденных девочек. Могли, проявляя расточительность, проматывать все необходимое для их жизни  имущество лишь для того, чтобы их нельзя было упрекнуть в скупости, а также могли, движимые чувствами смелости, доблести, отваги, удали и лихости, вести длящиеся годами кровавые войны.

С появлением Ислама свойства морали, характерные для века невежественности, подверглись изменениям, обрели свою истинную суть и совершенный вид. То есть, благодаря пророческой миссии нашего Господина Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), старая система взглядов на великодушие, человечность, щедрость, очистившись от вредных крайностей, обрела цивилизованный вид.

Еще один мудрый смысл выбора Аравии местом возрождения Ислама и сокровенная цель его заключались в заверении и обеспечении пророческой миссии нашего Господина Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в такой степени, чтобы ни у кого в сердце не возникло бы сомнения в истинности Его пророчества.

Арабы, в большинстве своем не владевшие письмом и чтением, были невежественными, темными людьми. Поэтому они не находились под воздействием порочной, исчерпавшей себя культуры и философии соседних народов.

Если бы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предстал перед людьми пророком, обладающим знаниями, почерпнутыми из старых Божественных Книг, обладающим знаниями по истории и культуре соседних цивилизаций и государств, то было бы, конечно, нелегко людям принять за Божественное откровение – вахий – те истины, которые Он принес с собой.

Если бы Ислам возродился среди народов одной из таких стран, как Греция, Византия или Иран, достигших определенной ступени цивилизации и культуры, то совершенно очевидно, что люди испытали бы затруднения в принятии основ и принципов Ислама. Ибо в этом случае, вероятно, ими не было бы принято Божественное происхождение правил и законов Ислама, могли бы появиться сомнения, а также утверждения о том, что они являются плодом этих цивилизаций. Поэтому, дабы не возникли воззрения, противоположные понятию о Божественном происхождении Ислама, наш Господин Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был послан, будучи необученным грамоте, в неграмотную общину. Кроме того, так как Аравийский полуостров находится в самом центре, в точке пересечения Азии, Африки и Европы, он обладает преимущественным географическим положением с точки зрения распространения Ислама.[1]

Мекка, выбранная местом возрождения Ислама, представлена в священном Коране как «долина, в которой не занимаются земледелием».[2] 

Здесь люди занимались лишь торговлей. Те, кто занимается сельским хозяйством, обычно бывают привязаны к земле и не имеют обыкновения уезжать в дальние края. Люди, занимающиеся ремеслом, по роду своей деятельности также бывают далеки от подобной активности и динамичности. Люди же, занимающиеся коммерцией, обладают такими способностями, как готовность совершать долгие и далекие путешествия, умение налаживать и поддерживать связи с различными людьми.

Обладающие этими качествами жители Мекки стали первыми, кому был направлен призыв. Ибо завоевания и победы с целью сообщения истины об Исламе требовали энергичного, активного, подвижного, динамичного образа жизни.

Божественная Воля предоставила языку арабов честь призыва к Исламу, честь выражения Слова Аллаха, сделав его средством оповещения Истины Аллаха. При сравнении арабского языка со всеми другими существующими языками можно увидеть, что он, со своими специфическими, свойственными только ему особенностями, такими как благозвучие, структура слова, словообразование, спряжение глаголов и правила артикуляции, превосходит их. Арабский язык – это язык, позволяющий лаконично, выразительно и четко передать мельчайшие детали и нюансы. Благодаря богатству словаря этот язык способен изящно, тонко и с деликатностью, достойной похвалы, передать любую мысль, выразить любое суждение. Тот факт, что вот уже 15 веков в его правилах не произошло каких-либо изменений, свидетельствует о том, что арабский язык уже в те времена утвердился, завершив свою эволюцию. Среди всех существовавших в то время на земле языков один лишь арабский язык обладал совершенством, полнотой и амплитудой, позволившим ему выражать Божественную Волю.

Аравийский полуостров – это благодатное место возрождения Ислама. В этом месте он уже возобновлялся. Предок нашего Господина Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)  Пророк Ибрахим (алейхис салям) жил здесь и построил Каабу… Мекканцы, сознавая это, считали себя духовными наследниками Ибрахима и Исмаила (алейхумас салям). Таким образом, возрождение Ислама в этом месте призвано было облегчить осмысление и принятия его воззрений. Кроме того, нахождение здесь Каабы, религиозного центра, ровесника истории человечества, также является одним из важных факторов.

Тот факт, что за всеми этими сокровенными смыслами скрывается еще немало других тайн – это истина. Невозможно установить границу и определить Божественную Волю при помощи ряда мудрых, сокровенных смыслов. Исходя их этого, мы завершаем эту тему следующими словами:

«Аллах лучше всех знает то, о чем Он повелел».

 


[1] См. Мухаммад Ильяс Абдулгани «Тариху Мекка», стр. 12, 13.

 

[2] См. «Ибрахим», 37.

Источник Фонд Ихлас

Поделиться в соц. сетях

0