Российская цивилизация в диалоге культур Оренбуржья — Доклад Баклыкова


Прежде чем говорить о казачестве, мне хотелось бы напомнить, что в 2013 году исполнилось 400-лет Дома Романовых, воцарение которых произошло после изгнания польских завоевателей и принесения 21 февраля 1613 года Соборной клятвы всего народа российского, обязавшегося жить по канонам Православия и под управлением государя из рода Романовых.
Суть Соборной клятвы 1613 года в том, что вся Россия (Русская Православная Церковь и весь Русский Народ), наученная горьким опытом польского ига, на Земско-Поместном (Церковно-Государственном) Соборе 1613 «…дала Богу (именно Богу!) Благочестивый Соборный Обет верно служить Его Помазанникам – Самодержавным Царям из Дома Романовых – вплоть до второго пришествия Христа». При этом было постановлено, что «Тот, кто пойдет против сего Соборного постановления и начнет ратовать за что-либо иное, кроме, как за Православное Царское Самодержавие из Дома Романовых, то таковый, да проклянется в сем веке и в будущем, и отлучен будет от Пресвятой Троицы. Если таковый будет в Священном Сане, то да будет извержен и от Церкви отлучен, как раскольник Церкви Божией, мятежник всего Православного Христианства и разоритель Закону Божию».
Особо стоит подчеркнуть, что Соборную клятву принимали не только русские, но и все народы Российской империи. Равно как все они воевали в ополчении Минина и Пожарского.
Несмотря на это, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге группа товарищей под руководством Якова Юровского злодейски убила царя Николая II Романова и всю его семью. В дальнейшем безбожная власть в течение 70 лет всячески преследовала и Православие, в том числе путем физического уничтожения священнослужителей. Публичного покаяния за эти злодеяния не последовало!

Ну а теперь о казачестве. В Оренбургском казачьем войске казаков-магометан к 1903 году было 8,8% или более 39000 человек. Откуда они появились? Вроде бы прибывали православные алексеевские, ставропольские, исетские казаки…
Известно, что торговые татары появились в первый же год образования Оренбургской губернии. Под руководством Сеита Хаялина они прибыли из Казанского и других уездов и поселились в том месте, которое ныне называется Татарской Каргалой. Тогда прибыло около тысячи человек. Но уже к концу XVIII века в Сеитовой слободе проживало около шести тысяч человек. А 12 октября 1799 года именным указом Павла I все татары были зачислены в Оренбургское казачье войско. В 1802 году часть жителей Сеитовской слободы переселились в деревню Чесноковка и редуты Никольский и Гирьяльский, где образовали казачьи поселения.
Правда в дальнейшем, потребности торговли привели к тому, что 467 казаков-татар были исключены из этого сословия и обращены в податное сословие. Это произошло по Указы императора от 5 января 1819 года. А по переписи 1891 года в Оренбургском казачье войске русских было 87%, татар 6%, нагайбаков – 3%, мордвы – 2%, башкир – 1%, калмыков – 0,5%. Не лишним будет сказать, что казаки-татары были не только в рядовом составе, но и среди офицерского состава. Были и генералы. Известны такие офицерские фамилии как Кочуровы и Дашкины.
В мирное время руководство казачьего войска радело и за быт казаков и за образованность казачат. Достаточно сказать, что Оренбургское казачье войско было первым в России по грамотности. Это обеспечивалось созданием станичных казачьих школ. Так вот. В 1918 году на территории Оренбургского казачьего войска, несмотря ни на какую революцию в русских школах обучалось 56 000 детей, а в мусульманских – 5 000. Были у казаков и технические училища. В том числе они открывались и после Октябрьского переворота. Более подробную информацию по данному вопросу можно получить, прочитав книгу доктора исторических наук Андрея Ганина «Атаман А.И. Дутов».
Разумеется, невозможно было вместе жить, вместе защищать Родину и при этом враждовать. Поэтому в ОКВ казаки разных национальностей и вероисповеданий всегда находили общий язык. В том числе и потому, что был некий свод правил поведения, так называемые «Казачьи заповеди».
На тот момент эти заповеди были пропитаны духом Православия, поскольку Русь тогда официально была православным государством.
Сейчас, как мы знаем, в Конституции России прописано положение, по которому никакая религия и никакая идеология не могут быть господствующими. И потому еще в 2009 году уже современными казаками был проведен круглый стол на тему «Проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и возможность их решения на основе казачьих традиций». В рамках его проведения Казачьи заповеди были отредактированы. В итоге появился наднациональный и надконфессиональный свод правил поведения, который, тем не менее, основах на духовных традициях традиционных для нас Православия и ислама. Документ получил название «Духовные основы жителей Оренбуржья».

Эти основы говорят о следующем:
1. Смолоду готовься защищать свое Отечество. В Оренбуржье общее всегда было выше личного. Оренбуржцы всегда служили родной земле, Святой Руси и своему государству.
2. Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту.
3. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. А прежде чем поучать ближнего, оборотись вначале на себя. Возможно, твое поведение стало причиной поведения ближнего твоего.
4. Помни, что нет народов больших и малых, нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи.
5. Не клянись понапрасну, но, давши слово – держись его! Ибо спроста сказанное неспроста слушано. Стойкость чести – в слове.
6. Чти старших – уважай старость. Каждого старика почитай Отцом своим, а престарелую женщину – Матерью.
7. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду. Помни, что по тебе судят обо всех оренбуржцах и твоем народе. Пусть не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни беспечные доводы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия. Знай: мат еще в XII веке выдумали враги русского народа для оскорбления наших Матерей и Веры. Будь примером в жизни своей. Защити общинного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому душой и телом.
8. Служи верно России, своей малой родине и своему народу, но не вождям.
9. Будь трудолюбив, презирай праздность. Каждый должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но своим трудом.
10. Заранее готовься к семейной жизни. Помни, что только при крепкой семье можно добиться стабильного успеха в обществе. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными От¬чизне. Дай детям достойное образование.
11. Чти отца своего и мать свою. Поминай предков своих во Царствии Небесном.
12. Когда сомнения касаются тебя, и ты не знаешь, как поступить – держись веры предков и поступай по обычаям своего народа. Помни: народные обычаи всегда скрепляли семью, общину и все общество.
13. Погибай, но товарища выручай. Взаимная выручка – основа общественного богатства.

После проведения круглого стола этот свод правил был предложен областной и городской власти. Поддержала его Татьяна Алексеевна Панкова, руководившая тогда образованием города Оренбурга. К сожалению, вскоре она ушла на пенсию, и начинание было забыто.
И потому сегодня я предлагаю вспомнить об этих наработках и попросить губернатора Оренбургской области Юрия Александровича Берга внедрить на территории Оренбуржья. Это будет конкретное предложение сегодняшнего круглого стола.
В заключение хочу сообщить, что 4 ноября в Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия, то есть в Саракташе, будет открыт мемориал воинам-танкистам. Он создан в память о танковой колонне «Димитрий Донской», которая в годы Великой Отечественной войны была построена на средства Русской Православной Церкви, в память о танкистах Великой Отечественной и танкистах, участвовавших в локальных конфликтах в недавнем прошлом нашей страны.
Милости просим в гости! Божественная литургия начнется в 9 утра, открытие мемориала – в 11 часов.
Редактор журнала «Православный духовный вестник Саракташского благочиния» Владимир Павлович Баклыков

Поделиться в соц. сетях

0