Российская цивилизация в диалоге культур Оренбуржья — Доклад иерея Вадима Татуся


Цивилизационное единство народов Оренбуржья:
миссия Русской Православной Церкви

Формат нашей встречи – круглый стол, предполагает в отличие от других встреч более непринужденную атмосферу общения, круг единомышленников, обеспокоенных судьбами нашего Отечества. В преддверии праздника 4 ноября – Дня народного единства, и празднования в честь Казанской иконы Божией Матери хотелось бы обратиться к историческому прошлому нашей Отчизны, почерпнуть бесценный опыт наших предков, по выражению А.И. Солженицына, «сохранения и собирания нашего Отечества».
Несколько раз в своей истории Россия стояла на грани исчезновения своей государственности, но благодаря могучему народному патриотическому движению, духовному стержню нашего многонационального народа, она обретала государственную власть, свое цивилизационное призвание. Огромную роль в собирании Святой Руси сыграла Русская Православная Церковь, в этом ее цивилизационная миссия. В этом году страна праздновала 1025-летие Крещения Руси. Этот факт явился избранием цивилизационной альтернативы, стоявшей перед Русским государством. Православная вера, как духовная основа единства общества, определила общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, государства и национально-государственной идеологии.
А что сегодня, какие ориентиры мы можем наметить в цивилизационном единстве народов России? Это, в первую очередь, базисные духовные ценности – святость, любовь к Родине, терпение, жертвенность и другие ценности, которые сформировали общенациональную ментальность российского народа, стали его цивилизационной спецификой, цивилизационной идентичностью. Идентичность, означает с латинского – тождественность, одинаковость, быть частью целого. Эта та духовная связь, которая связывает личность человека с народным духом, с его историческим призванием.

Важным критерием цивилизационного единства народов нашей Родины является русский язык. Основанный в эпоху просветителей славян святых Кирилла и Мефодия в 9 веке, славянский письменный язык стал важным средством укрепления русской государственности, основой многонационального единства народов, средством приобщения к сокровищам мировой культуры. Русская Православная Церковь всячески поддерживает инициативы государства и общественных институтов по укреплению русского языка как средства межнационального общения в РФ, в ближнем и дальнем зарубежье. Сейчас проводится дискуссия о возобновлении сочинений по литературе в средней и высшей школе для всех учащихся, данная инициатива могла бы сыграть важную роль именно в усилении цивилизационного значения русского языка, русской литературы для всех народов России. Замечу, что одним из условий для поступления в семинарии, и, в том числе в Оренбургскую духовную семинарию, является написание сочинения на заданную тему.
Не секрет, что кризис российской цивилизации в 90 годы XX века привел к потере русского языка как источника цивилизационного единства для стран республик бывшего Союза. А ведь русский язык как международный занимает в мире четвертое место после английского, китайского и испанского. Если в начале 90-х годов, в период распада СССР, в мире на нем говорили 350 млн., то сейчас это около 250 млн. человек. В РФ им владеют 138 млн. человек. По данным Фонда «Наследие Евразии» в 2004 году из населения СНГ 35,6 миллионов уже не владели русским языком. В Закавказье – во всех трех странах (Армении, Грузии и Азербайджане) хорошо знает русский язык менее трети населения. На Украине 40% молодежи уже не владеют русским языком. Русский является единственным из ведущих мировых языков, который на протяжении последних 15 лет неуклонно утрачивал свои позиции во всех основных регионах мира и имеет устойчивую тенденцию к сокращению. По экспертным оценкам в 2025 году число его носителей приблизится к 150 млн. человек. В самой Российской Федерации есть показатели, констатирующие слабое владение русским языком. В 2013 году порог не сдавших ЕГЭ школьников составил около 2%, самый низкий результат по Чеченской республике – 30%. Поэтому у нас есть общая задача у всех народов РФ – укрепить русский язык как средство межнационального общения, сделать двуязычие – культурной нормой общения.
Важная миссия РПЦ – развитие и укрепление не только русского языка, но и родных национальных языков, их культурное взаимообогащение, преодоление националистического стереотипа конкуренции языков. Важным шагом в укреплении и сохранении языков стал перевод Библии на языки коренных народов России.
Также миссия Русской Православная Церковь – это сделать привлекательным и понятным церковнославянский богослужебный язык не только для 7-8% граждан, приходящих в храм, но и для всего русскоязычного населения. Сохранение базового сакрального стиля языка – церковнославянского языка в культуре России – есть условие развитие и русского языка как государственного и культурообразующего.

Следующий критерий цивилизационного единства народов РФ – евразийский характер их происхождения и сосуществования.
Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии. Распространение и утверждение христианства и ислама среди народов, населявших территории будущей России, происходило примерно одновременно — на рубеже IX-X веков. В X-XVII веках были заложены условия для развития диалога русской и восточных, мусульманских культур. Таким образом, народы, приняв практически одновременно Православие и ислам, приобщились к культурному наследию Востока и Запада – Греции, Византии, Ирана, арабских стран, что заложило уже тогда противоречивость в цивилизационном устройстве Российского общества. Многообразие конфессий, представляющих мировые религии и вместе с тем мирно уживающихся на единой территории – специфическая черта российской цивилизации. Ведущим качеством евразийского единства народов становится державность – сакральное отношение к сильной центральной власти, объединяющей народы. Такое качество ментальности стало сплавом влияния Востока – ханской власти и византийской модели правления. Символом такой евразийской модели власти может, является шапка Мономаха, по исторической легенде – византийский подарок, на самом деле не что иное, как золотая тюбетейка, которую хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту. Но слияние этих двух легенд очень символично. Сами мусульмане воспринимали власть московского царя с точки зрения ислама как законную, унаследованную от монгольских ханов. Отсюда, например татарское наименование царя Ивана Грозного – Акпадишах, т.е. Белый царь, или, как называли русские, хан Золотой Орды. Поэтому татары, башкиры и другие народы, исповедовавшие ислам, активно шли на службу к царю. Они составляли опору легкой конницы, служили военачальниками и чиновниками. Только в Ливонии во второй половине XVI века служило более 50 тысяч мусульман. Взаимопонимание русских (православных) и мусульман помогло при присоединении Сибири, а затем и Северного Кавказа.
Важную роль при становлении российской цивилизации сыграла византийская традиция Православия. Она стала ядром в становлении Русского государства X-XV веков, укреплению России как централизованного государства XVI-XVII веков и легло в основу идеологии самодержавной власти Российской империи. Таким образом, задача создания централизованного Московского государства, основываясь на Священном Писании, ставилась в одну связь с задачей спасения всего человечества, искупительной миссией христианства. В российском сознании возникла и надолго утвердилась идея, глубоко укорененная в Православии: «Мы в ответе за спасение всего мира».
Православная индентичность – это святость. «Вы – соль земли» (Мф. 5:13), – сказал Спаситель всем Своим последователям. А соль в древности использовали, чтобы уберечь что-либо от гниения, распада. В осуществлении этих заповеданных слов Спасителя и заключается сегодня цивилизационная миссия Русской Православной Церкви. Миссия Церкви – есть миссия спасения человека, собирания «стада Христова». Эту задачу Церковь осуществляет неизменно во все времена, в разных исторических обстоятельствах и невзирая на них. Как Тело Христово, она «не от мира сего» (Ин. 18:36). Однако Церковь ведет народ в Царство Небесное тропами земными. Отсюда и проистекает цивилизационная миссия Церкви. А заключается она в удержании в сознании людей закона добра и Божественной правды как ориентира исторического развития народов и цивилизаций.
Во время визита на Украину Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл произнес: «Я думаю, что наше единство — единство духовного пространства Святой Руси, исторической Руси, — это огромной силы цивилизационный проект, и он не предназначен для того, чтобы быть ведомым». Эсхатологическое значение этой цивилизационной миссии – единство духовной и светской власти, символом которой – герб нашего государства, двуглавый орел. Эта миссия опирается на слова святого апостола Павла из 2-й главы 2-го Послания к Фессалоникийцам: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Удерживающим, или по-гречески Катехоном, в понимании православной традиции является государственная власть, ограждающая общество от беззакония и греха. И у государства Российского и у Церкви – одна геополитическая задача, собирание народа и территории Евразии в одно целое, ибо у нас одна историческая судьба.
Геополитическая задача православных и мусульман России – отстоять свое историческое прошлое ради будущего, свою духовную идентичность в условиях информационных войн, хаоса. Идет необъявленная война против верующих в мире. Так, при Саддаме Хуссейне в Ираке проживало 1,5 млн. христиан, сейчас их осталось около 150 тыс. Есть статистика, что каждые пять минут в мире погибает христианин за веру, и это, прежде всего, касается стран ближнего Востока, это опять же Египет, Ирак, Пакистан, Афганистан, Сирия, Ливан. Христиан убивают, христианских женщин насилуют, христианские храмы сжигают, и происходит массовый исход христиан из тех земель, где они на протяжении веков существовали мирно и гармонично с мусульманами и представителями других религий. Без мирного противостояния мировых религий антирелигиозному экстремизму будущее наших стран видится «разломом цивилизаций», полем этноконфессиональных конфликтов. И в этом спасении мирных народов – огромная роль «народной дипломатии» – институтов гражданского общества, традиционных религий.

Тема моего выступления будет раскрыта неполно, если не коснуться региональных аспектов развития евразийской цивилизации. Итак, немного истории о взаимной помощи православных и мусульман в Оренбургском крае. В освоение Оренбургского края внесли особый вклад не только православные русские, но и татары – мусульмане. Вспомним, что в 18 веке торговые связи с Центральной Азией осуществлялись в основном через казанских татар из Сеитовского поселка (с 1744 г). Меновой двор – символ торгового и культурного единства христиан и мусульман Оренбургского края.
Указ Екатерины от 1787 г. о «терпимости всех вероисповеданий» снял ограничения в строительстве мечетей и с помощью русских казаков вдоль пограничных линий для привлечения кочующих племен была построена целая серия мечетей. К середине 19 века на территории Оренбургской губернии насчитывалось 1586 мечетей. В этом проявилась мудрость власти и Православной Церкви в отношении к местным народам Азии. Первые три мечети в Оренбурге (мечеть на Меновом дворе в 1746 году, Меновнинская рядом с Меновым двором в 1785 году, Караван-Сарайская мечеть в 1847 году) были построены губернской властью, чтобы привлечь мусульман купцов и сделать Оренбург, в том числе, и мусульманским центром культуры. Важной вехой сотрудничества власти и мусульман стало открытие 22 сентября 1788 года Оренбургского Магометанского духовного собрания, его преемница – Центральное Духовное управление мусульман России во главе с муфтием Талгатом Таджуддином праздновало на днях 225 лет своей истории. Основание Оренбургского мусульманского собрания стало мощным фактором развития национального самосознания мусульман Оренбуржья и их цивилизационной интеграции в российское общество.
Не единичны примеры помощи мусульман в строительстве церквей. Самый известный случай, когда купец первой гильдии, попечитель медресе Хусаиния – Ахмед бай построил фундамент Казанского кафедрального собора.
И это не только пример из прошлого. Есть примеры из современной жизни. Начиная с 1991 года у нас в Оренбуржье происходит активный процесс восстановления храмов и мечетей. В членах попечительских советов религиозных организаций мы находим как русских, так и татар, христиан и мусульман. Фонд «Совесть» возглавляемый Ремом Андреевичем Храмовым участвовал в строительстве как церквей, так и мечетей. И это прекрасный пример цивилизационного единства нашего российского народа.
У нас в Оренбурге есть трагическое место – так называемая «оренбургская голгофа» в Зауральной роще, здесь похоронено более 8 тысяч человек. В то трагическое время репрессии касались как православных, так и мусульман. Мы знаем, что многие из них не отказались от своей веры – это достойно уважения. Без их подвига веры невозможно было бы сегодня духовное возрождение нашего общества. Вспомните перепись 1937 года – 80% населения открыто указали свое вероисповедание. Такое исповедничество – яркий пример, что Святая Русь не исчезла, что святые – есть реальность наших дней. И канонизация более двух тысяч священнослужителей в Русской Православной Церкви за последние 13 лет – еще одно тому доказательство.

Таким образом, имея богатый исторический опыт спасения рода человеческого, Церковь на современном этапе выполняет свою спасительную миссию не только через прямую проповедь слова Божиего, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для этого мы, как члены Церкви, вступаем во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой. Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, мы уповаем, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет к миру, согласию и благоденствию.
Поздравляю Вас с праздником Казанской иконы Божией Матери, с днем нашей общей исторической памяти – с Днем народного единства!

Поделиться в соц. сетях

0