ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ИСЛАМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

«Если отделить религиозные верования от политической необходимости, то не существует более толерантной религии, чем Ислам» (Жозеф де Гобино)

Сегодня до широкой публики доносятся сведения о фактах нечеловеческой жестокости, безудержной агрессии, религиозного фанатизма и экстремизма со стороны лиц, относящих себя к приверженцам Ислама. В результате у основной части добропорядочного населения формируется резко негативная позиция к мусульманам и, что еще несправедливее, к Корану.
Надо признать и то, что Запад смотрит на мусульманский мир сверху вниз. Некоторым христианским авторам, которые заражены евроцентризмом, западноевропейская цивилизация представляется «универсальной и единственной, весь же остальной мир варварским» (Н.Бердяев). Берлускони, премьер-министр Италии, в одном из своих выступлений, например, заявил: «Ислам представляет собой низшую цивилизацию».
Не может не удручать и тот факт, что даже на уровне научных статей и книг нередко сталкиваешься с высказываниями как минимум о том, что: «наиболее противоречивыми являются взгляды на терпимость в Исламе». Данное положение может явиться питательной средой для усиления дисбаланса в рядах нашего многонационального и поликонфессионального общества.
Самое главное эта постоянно удобряемая почва, для того, чтобы посеять семена недоверия, ненависти в умах подрастающего поколения.
Учитывая вышесказанное, видится весьма актуальной необходимость исследовать действительную степень толерантности Ислама.
1. Ислам распространился в Северной и Центральной Африке, Испании, на Балканах, на Ближнем Востоке, в Индии и Юго-Восточной Азии, в Малайзии и на островах Индонезии. Ислам — религия арабских, тюркских, кавказских, берберских, различных африканских, индийских, малайских и других народов
«…Нельзя не учитывать влияния, которое Коран оказывал на современников и земляков пророка Мухаммеда. Коран объединил в единое братское целое даже самые враждебные друг другу силы, произвел сильное и убедительное впечатление на сердца слушающих, оживил мысли тех, кто был далек от каких-либо знаний, оживил арабский менталитет, значит его красноречие совершенно.
Из разрозненных, враждующих племен, за очень короткий срок Коран создал цивилизованную нацию…» (Хьюгиса и Штайнгасс)
Разнообразие этнической, расовой и культурной составляющих исламского мира столь велико, что невольно возникает вопрос: Насколько крепкими и прочными должны быть религиозные связи, чтобы продолжала сохраняться монолитность этих разнородных составляющих компонентов?
Дело в том, что Ислам не уничтожал культуры, проводя политику ассимиляции, но обогащался другими культурами. Это была новая культура, не признающая никаких границ, которой были чужды алчность, разделяющая капиталистический мир на нации, территориальные границы и расы. И сегодня независимо от национальности и расы мусульманин считает своей родиной весь исламский мир, потому что Исламу безразлична национальность и социальное происхождение, главное – свобода развития племенных и бытовых различий внутри единого государства. Такая свобода вызвала в свое время массовый переход в мусульманство среди покоренных народностей. И она же явилась причиной того, что народы, некогда захваченные арабами, не отказались от Ислама после ухода арабов с исторической арены в XI-XII веках.

Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (18: 29)
Кто расходится с нами как с мусульманами в вере, не нанося, однако, нам вреда, но, напротив, протягивая нам руку мира, мы должны отвечать миром на мир и безопасностью на безопасность, сотрудничать с ними в благочестии и богобоязненности, а не во грехе и вражде (5:3)
Прерогатива судить сохранена за Творцом и оставлена до Дня воздаяния:
Аллах рассудит между вами в День воскресения в том, в чем вы препирались между собой. (22: 69)
О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. (5: 8)
2. Раз от самих мусульман Ислам не требует отказаться от национальной культуры, тем более, такого не было и не будет по отношению к немусульманам.
Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено. Не потакай их желаниям и говори: «Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Писания, и мне велено относиться к вам справедливо. Аллах – наш Господь и ваш Господь. Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши деяния. Нет места доводам (дальнейшим спорам) между нами и вами. Аллах соберет всех нас, и к Нему предстоит прибытие» (42: 25)
Вот почему, вопреки всем нетерпмостям , пророк Мухаммед проповедовал толерантность по отношению к «людям Писания». Как-то он спросил: «Сказать вам о том, что лучше милостыни и молитвы? Это примирение друг с другом, потому что вражда и злоба лишают человека всякой награды от Бога…
Будь ласков с людьми и не будь груб; будь любезен с ними и не призирай их. И когда ты встретишь иудеев и христиан, которые будут спрашивать тебя о ключах рая, скажи им, что ключи рая в том, чтобы свидетельствовать истину Божью и творить дела добра».
Коран, излечивал болезни расовой и этнической неприязни:
О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга… (49: 13.)
Разрешаю вам в жены брать не только целомудренных, уверовавших в Бога, но также целомудренных из тех, кому ниспослано Писание (5:5).
Согласно Исламу – тот, кто отверг, хотя бы одного библейского пророка, понесет наказание: ибо все они учили одному и тому же: Ля илаха иллаллох – нет Бога кроме Аллаха. Каждый мусульманин должен знать и верить, что Аллах Всевышний передал Моисею Тору, Давиду – Псалтырь, Иисусу – Евангелие и Мухаммаду – Коран. Святой Коран есть главная, заключительная Книга из Книг святого библейского цикла. В Коране, например, десятки раз упоминается «Таурат» («Тора») и «Забур» («Евангилие»).
Скажи: Коль вы в своих словах правдивы, то принесите Тору и читайте» (3; 93.).
По наставлению пророка (мир ему и благословение Аллаха) его сподвижник Зейд ибн Сабит изучил иврит; Абдуллах ибн Аббас ознакомился с Торой и Евангелием; другой сподвижник пророка – Абдуллах ибн Амр ибн Ас также прославился как знаток Торы и сирийского языка.
«Мы низвели тебе Писание с истиной для подтверждения истинности тех Писаний, что ниспосланы до него, и для охранения его. Суди же среди них по тому, что низвел Аллах…» (Трапеза, 48)
О люди Книги! Ничто на сей Земле не станет вам опорой, пока вы не последуете Торе, Евангелию и тому, что вам ниспослано сейчас (5:68).
«Марьям» – так называется 19 глава Священного Корана. Мария является одной из самых почитаемых женщин в Исламе. Третья глава — Али Имран – посвящена ее семье. Все семейство Имран также высоко почитаемо в Исламе.
В Коране с большим уважением говорится об Иисусе Христе. Именем Иисуса Христа мусульмане называют своих детей и читают за него молитвы. Ислам не противоречит евангельскому учению о втором пришествии Христа. Мусульмане верят, что Христос был послан для того, чтобы окончательно уничтожить Антихриста, его мировую языческую империю и установить на всей планете великое царство Бога.
Благодаря подобной толерантности по отношению к «людям Писания» обычно в исламских странах они жили в мире и покое. Даже преследуемые официальной церковью христиане Византии искали и находили убежище в мусульманских странах. Востоковед Эрнест Ренар с восхищением отмечал, что «никогда никакие завоеватели не заходили так далеко, как арабы, в терпимости и сдержанности по отношению к побеждённым!» Так, некий несторианский священник в конце правления праведных халифов выражает удовлетворенность доброжелательностью по отношению к христианам арабов, которым Бог велел быть правителями мира.
Во многих письмах, направленных правителям разных государств, пророк подчеркивал неприкосновенность религиозных институтов. Вот письмо, направленное в монастырь Святой Екатерины на горе Синай: «Это – ответ монахам, искавшим защиты посланника Аллаха. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Это послание от Мухаммада ибн Абдаллы всем христианам, ближним и дальним, да будет оно порукой нашего с ними единства. Сим приношу я клятву за себя, моих слуг, последователей и единоверцев, в том, что отныне беру христиан под руку мою как земляков моих, и обязуюсь во имя Аллаха быть им защитой против любого противника. Да не посмеет никто силой принуждать их к повиновению, и не посмеет смещать их епископов и изгонять монахов из их монастырей. Да не смеет никто разрушать дома их молитвы, не нанесёт им вреда и не ограбит их во имя выгоды для мусульман. Ослушник да будет объявлен клятвопреступником перед лицом Аллаха и мятежником перед пророком его. Да будут христиане союзниками моими, я клятвенно поручаюсь быть им защитой. Да не принудит их никто оставить дома свои, да не принудит к сражению против их воли – пусть мусульмане защищают их силой оружия. Да не возьмёт никто замуж христианку противно её воле, и не воспрепятствует ей посещать её церковь. Да пребудет уважение к церквям их, и не воспрепятствует никто поддержанию их и не поставит под сомнение святости данных в них обетов. Мусульмане да не преступят клятвы этой до Судного Дня».
После пророка Ислам также не имел инквизиции и сопутствующих ей инструментов подавления и физической пытки. Знаменитый Абу-Юсуф в своей книге «Китаб ал-Харадж» свидетельствует, что и при халифе Харуне аль-Рашиде в дела отправления религиозных культов покровительствуемых народов власти не вмешивались, христианам разрешали проводить свои праздники, позволяли выносить кресты во время этих праздников.
Кроме редких проявлений накала общественных страстей и исключительных случаев, и положение евреев в исламских странах было гораздо лучше, чем в христианских странах. Выдающийся немецкий писатель Лион Фейхтвангер писал: «Многочисленным евреям, бесправным при христианах готах, мусульмане дали гражданские права. Да, под властью Ислама испанским евреям жилось так привольно и хорошо, как не жилось никогда после крушения их собственного царства».
Здесь уместно провести одно очень важное историческое сравнение, которое контрастно характеризует отношение средневековых мусульман христиан к делам религиозным. Праведный халиф Омар в 638 году заключил с патриархом Иерусалима договор, согласно которому город переходил в подчинение к арабам, и предусматривалось, что христиане «будут находиться под охраной мусульман и сохранять свою жизнь и имущество. Их храмы не будут разрушены и будут предоставлены им в пользование». Когда войско мусульман вошло в Иерусалим, никто из жителей города не был убит, а взятый город, процветавший до арабов, всячески сохранялся арабами.
Но когда крестоносцы захватили Иерусалим, не было пощады даже мусульманским старикам и детям. На память сразу приходит совершенно жуткая картина захвата крестоносцами мечети Омара в том же Иерусалиме, описанная каноником Раймондом де Ажилем: «Было столько пролито крови в старинном храме Соломона, что в ней плавали тела убитых: видны плавающие отрубленные кисти рук, туловища. Сами солдаты, устроившие эту резню, едва выносили запах этих трупов».
Лишь в XX веке папа Римский Иоанн Павел II от лица всей католической церкви публично покаялся и принёс извинения мусульманам за ужасы насилия и кровь, пролитую крестоносцами…
3. Обратимся к истории монгольского периода Ислама. Может быть, чингизиды были менее толерантны?
2000 году Российский институт археологии АН РФ провел конференцию, посвященную Руси XIII века. Материалы гласят, что во время так называемого 200 – летнего ига монголо-татар не была разрушена ни одна христианская церковь, наоборот численность церквей и народонаселения возросла в 2 раза. В подтверждение тому можем привести слова Н. Бердяева: великий русский философ, православный христианин признавался: «Лучший период русской церкви был период татарского ига, она была наиболее духовно независима, и в ней был сильный социальный инструмент»
По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь.
И в Золотой Орде была достаточная веротерпимость, особенно до превращения Ислама в государственную религию при Узбеке. Например, Бату был тенгриянцем, его сын Сартак – христианином, а брат Берке – мусульманином. Тот же Берке разрешил своему приемному сыну Александру Невскому в 1220 году учредить в столице Сарае православную епископию. А Узбек хан, несмотря на проведенную им репрессию против части татарской верхушки за отказ принять Ислам, не трогал христиан и язычников на подчиненной ему Руси, они оставались в этом плане в полной самостоятельности. Ханбике и сын их Джанибек всецело покровительствовали митрополиту Алексею. Церкви не облагались налогом.
Итак, чтобы судить о степени толерантности религии необходимо
1. Понимать, что поступки религиозно настроенных индивидов (недостаточная воспитанность, узость мышления, безграмотность или психическая неуравновешенность) не связаны с самой религией.
Однажды пророк Мухаммед спросил у своего ученика: «Знаешь ли ты, что подвергает под самое основание нашей веры и что низвергает ее? Это ошибки толкователей, словопрения лицемеров и поведения повелителей».
А великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что все религии проповедуют одни и те же ценности, а причиной разногласий часто являются сами священнослужители. Для примера, некоторые православные священнослужители считают, что проявление толерантности к отвергаемым религиям или видениям мира, означает подрыв убежденности в вере.
2. Понимать, что агрессивное и неадекватное поведение может иметь вовсе нерелигиозными, а политическими причинами.
В результате деятельности исламского фундаментализма сегодня в мире сложился негативный образ Ислама. А это выгодно различного рода политикам: когда народы с иными культурами заявляют о своем желании жить по своим правилам, Западные цивилизации называют подъем национального самосознания агрессивным фундаментализмом и подвергают преследованию во всех уголках планеты.
Важно отметить, что в подобном исследовании в равной степени нуждаются все, не исключая и самих мусульман. Философская концепция, основанная на историко-философских изысканиях, показывает, что в исламских культурах имеются корни толерантного сознания, способные противостоять фундаментализму и экстремизму. Мусульманские народы Поволжья и Урала татары и башкиры, выступая вторым по численности этносом в РФ, исповедуют Ислам ханафитского масхаба, достаточно лояльного по отношению к светским установкам и современному стилю жизни. Трансляция позитивных примеров из жизни мусульман могла стать своеобразным противовесом информации о зарубежных военных конфликтах, зачастую неизбежно связывающим Ислам и терроризм.
В Коране сказано: Самые близкие по любви к уверовавшим (мусульманам) те, которые говорили: «Мы – христиане». Но человек толерантный рассчитывает на соответствующее уважительное отношение к себе и к своей культуре, а потому искреннее желание жить в мире и уважении должно быть взаимным. Важно понять, что для верующего бремя требуемой от него толерантности состоит в том, что он должен реализовать свои религиозные воззрения в границах норм гражданского равноправия; он также обязан уважать религиозные воззрения других людей и относиться к ним как к равноправным согражданам.
3. Обладать знаниями об этой религии.
Роже Городи, пришедший от марксизма к Исламу («Лютер Ислама»), сказал: «С каждым чтением Коран становится мне все ближе и ближе. Словно он написан сегодня и обращается прямо ко мне». Но десятки миллионов жителей нашей планеты, даже не читавшие Корана, считают, что имеют право отвергнуть «ложь» в учении Пророка Мухаммеда. Те, кто знал Коран понаслышке, и те, кто старается вытравить бессмертную книгу из сознания верующих, клевещут, что Коран – пустая сказка. Каждый, прежде чем критиковать, должен хотя бы прочитать последнее Благовестие, истинное Слово Божье, прореченное Творцом через своего Пророка, никем не искаженное.
Закончить хочу словами Джона Уильяма Драпера, который писал: «…В Коране содержится великое множество нравственных наставлений, примеров благой морали, и сам он состоит из маленьких, тематически отдельных частей, так что во всем его тексте нет ни одной страницы, где бы мы не нашли фразы-наставления, которое следовало бы воспринять и воплотить в жизнь всему человечеству…»

Маннанов Р.Ф.
г. Оренбург.

Поделиться в соц. сетях

0