Вознесение Пророка и месяц Раджаб
Начинается месяц Раджаб, занимающий особое место в мусульманском календаре, ведь он является одним из четырех священных месяцев (Раджаб, Зулькагда, Зульхиджжа, Мухаррам), упоминаемых в Священном Коране как «хурум»: «Поистине, число месяцев у Господа — двенадцать, в Писании Его. И это с того дня, когда сотворил Он небеса и землю. Из них четыре — «хурум», запретных, священных. Это — стойкая религия. Не причиняйте же зла самим себе в эти месяцы» (Св.Коран 9:36).
В эти месяцы вознаграждение за добрые деяния и поклонение Всемогущий Аллах увеличивает многократно и прощает грехи тем, кто искренне в них раскается.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Помните, Раджаб — месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен». Раджаб назван месяцем Всевышнего за огромное вознаграждение и щедроты, ниспосылаемые в этом месяце.
Слово «Раджаб» состоит из трех букв (в арабском языке нет гласных): «Р» означает «рахмат» (милость Всевышнего), «дж» — «джурмул´абди» (грехи слуг Аллаха) и «б» — «бирру Ллахи Та´аля» (Добро Аллаха Всевышнего). И Аллах говорит: «О, слуги Мои, Я сделал так, чтобы грехи ваши были заключены между Моей милостью и Моим добром».
Один из великих вали Аллаха Зун-нун Мисри (да будет ему милость Аллаха) говорил: «В Раджаб посев, в Шаабан — полив, в Рамадан — уборка урожая. Раджаб- месяц прощения и милости, Шаабан — очищения и одухотворения, а Рамадан — приобретения благ». Посланник Аллаха (мир ему и благословение), кроме обязательного поста в месяц Рамадан, не постился так много ни в какие другие месяцы, как в Рaджaб и Шаабан. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Рaджaб — месяц Аллаха, Шаабан — мой месяц, а Рамадан — месяц моей уммы (общины)».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) передал, что в первую пятничную ночь Раджаба (с четверга на птяницу) ду´а (просьбы) принимаются Аллахом. Этой благословенной ночью Амина дочь Вахба понесла в своем чреве Мухаммада (мир ему) последнего Божьего Пророка. Это Ляйлят-уль-Рагаиб — Ночь Рагаиб, — когда произошло бракосочетание родителей Пророка Мухаммада, мир ему, Абдуллы и Амины.
Далее говоря о месяце Раджаб, мы вспоминаем чудесное событие, подтверждающее истинность пророческой миссии Мухаммада — ночное путешествие Пророка из Мекки в Иерусалим и вознесение его на Седьмое небо. По мнению части мусульманских ученых, оно произошло именно в месяце Раджаб, в ночь с 26-го на 27-й день.
В честь этого удивительного события названа 17-ая сура Священного Корана «аль-Исра», начинающаяся словами: «Свят тот, Кто перенес Своего раба, чтобы показать ему некоторые из знамений Наших, из Заповедной мечети («аль-масджид аль-харам») в мечеть Отдаленную («аль-масджид аль-акса»), окрестности которой Мы благословили. Он [Всевышний Аллах] Слышащий, Видящий» (Св.Коран 17:1).
Чудо ночного путешествия произошло в мекканский период, тогда, когда Кааба была заполнена всевозможными идолами, пред которыми ежедневно приносились жертвы и совершались обряды поклонения. Что касается Храма в Иерусалиме, то он оставался одним из центров христианства аж до периода правления второго праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах).
Мекканский период призыва был очень тяжелым временем для Пророка и его сподвижников из-за постоянных нападок, унижений, притеснений со стороны курайшитов, особенно усилившихся после смерти его дяди, Абу Талиба и жены Хадиджи, являвшихся верной опорой и защитой.
В этом отчаянном положении, Пророк отправился в город Таиф в надежде на то, что его жители ответят на призыв или предоставят ему убежище. Однако и там он не нашел ни убежища, ни поддержки. Более того, в Таифе ему нанесли новые обиды и оскорбления, подобных которым он не видел даже от курайшитов.
По Божественному замыслу: «Воистину, с тяжестью — легкость. Поистине, с тяжестью — легкость» (Св.Коран 94:5-6), в этот тяжелый период Господь дарует Пророку Божественное чудо: в мгновение ока переносит его в сопровождении ангела Джабраила (Гавриила) из Мекки в Иерусалим, где, по воле Всевышнего, он совершает молитву в качестве имама во главе всех бывших до него пророков.
Затем Посланник был вознесен на каждый из семи небесных сводов. Аллах посадил его во главе с ангелом Джабраилом на ангельское животное Бурак и пронес, словно молнию, через небеса. Проведя через все уровни, он показал Свое Божественное Господство, и, дав увидеть пребывающих на небесах каждого из пророков, являющихся его братьями, довел до самый высшей точки — «сидратуль-мунтаха» и удостоил его встречи и беседы с Собой. Всевышний в этом путешествии показал Своему любимцу все Свои прекрасные имена, проявляющиеся в Его творениях, в Божьем управлении и созидании, продемонстрировал абсолютное Господство и Божественную Заботу на каждом из уровней небес. Целью мираджа (вознесения) было открыть пророку Мухаммаду все человеческое совершенство и удостоить всех Божественных проявлений, дать обозреть все уровни Вселенной, чтобы затем он мог приоткрыть людям некоторые тайны мира и сообщить о том, чем будет доволен Всевышний.
Будучи вознесенным на самую высокую ступень, недосягаемую даже для ангелов, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся с особым неземным подарком — обязанностью совершать ежедневную пятикратную молитву. Все Божественные предписания были установлены на земле, лишь обязательство выполнения молитвы было вменено людям на небесах.
Наверное, любой, услышав о благодетельном, щедром правителе, поспешил бы узнать и понять, что же вызовет его довольство и снисхождение. Так вот, посланник Аллаха после этого загадочного путешествия вернулся к людям именно с тем, что вызывает довольство того, в Ком все живое бесконечно
нуждается, Чьих бесчисленных даров они удостоены, под Чьим управлением находится все сущее и по сравнению с Чьей красотой и совершенством все мирские красоты и совершенства являются лишь слабой тенью.
Молитва — это мирадж (вознесение) верующего. В молитве ежедневно каждый в состоянии духом вознестись ко Всевышнему. Ведь вставая на молитву и на какие-то мгновения отрешаясь от мирской суеты, ты трепетно взываешь к тому, Кто ближе к тебе, чем ты сам к себе, ты просишь Щедрейшего из щедрых, ты вступаешь в диалог с Властелином всего и вся. В этом диалоге речь Всевышнего — в мире сверхчувственной реальности.
Это подтверждают слова Господа, переданные пророком Мухаммадом:
«Я разделил молитву между Мною и рабом Моим на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лиль-ляхи раббиль-алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой». Когда скажет: «Ар-рахманир-рахим» («Милость Которого вечна и безгранична»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой». Когда скажет: «Малики яумид-дин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой». Когда скажет: «Иййяке набуду ва иййякя настаин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это между Мною и рабом Моим. Рабу Моему то, что он просит». Когда скажет: «Ихдинас-сыраталь-мустакым, сыратал-лязина анамта алейхим гайриль-магдуби алейхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые пребывают в заблуждении»), то скажу: «Это — рабу Моему. И ему [дам] то, что он просит».
Уважаемые братья и сестры, в Священный месяц Раджаб мусульмане получают великую возможность добавить добрые деяния на правую чашу своих Весов, а от того, какая чаша перевесит в тот День, зависит, удостоимся ли мы милости Аллаха в Вечной жизни. Давайте же помнить о милости, даруемой Всевышним и Всемогущим Аллахом нам в благословенные дни Раджаба уже в этой жизни, а также и о том, что не воспользоваться этой милостью – большое упущение для мусульманина.