Хутба Алкоголь и азартные игры
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلاَمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ[1
وَ قَالَ رَسُولُ اللّهِ (ص): مَنْ شَرِبَ الْخَمْرَ فِى الدُّنْيَا ثُمَّ لَمْ يَتُبْ
مِنْهَا حُرِمَهَا فِى الآخِرَةِ[2
Уважаемые братья мусульмане,
Учреждающий законы и выносящий приговор на Великом Суде – Всевышний Аллах. Все, что запретил Господь, называется «харам». Мусульманин – это тот, кто выполняет то, что повелел Аллах, и избегает того, что Он запретил. Ведь все то, что Всевышний Аллах повелел, является дозволенным и благим, а все, что Он запретил, – запретным и пагубным. И самым большим злом, стоящим во главе всех зол, несомненно, является алкоголь и азартные игры.
Алкоголь и азартные игры – это величайшее зло и беда не только отдельных людей, но и целых семей, обществ и даже всего человечества. Алкоголизм и пристрастие к азартным играм, уничтожая в человеке человеческое, – любовь и дружбу, стыд и совесть, сеет в душах и обществе семена вражды, ненависти и зависти, представляет убийство человека чем-то малозначительным, приводит к ранним смертям, распаду семей и осиротению детей.
Именно поэтому Всевышний Аллах сделал алкоголь и азартные игры запретными и называет их в Священном Коране «мерзостью из деяний сатаны». О том, что именно алкоголь и азартные игры шайтан использует для того, чтобы сбить людей с верного пути, посеять между ними семя раздора, заставить их позабыть о намазе и поминании Аллаха, говорится в 90 и 91 аятах суры «аль-Маида». В них Всевышний Аллах повелевает:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلاَمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاء فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللّهِ وَعَنِ
الصَّلاَةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ
«О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам – скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Устоите ли вы [перед ними]?»
Поэтому именно мусульмане должны прислушаться к повелению Господа, которое Он обращает к людям, начиная его словами: «О вы, которые уверовали». В противном случае, они, погрязнув в трясине алкоголя и азартных игр, погубят и себя, и своих потомков, и свое общество и все человечество.
Уважаемые братья мусульмане,
как бы ни называли его люди, все, что опьяняет разум, является харамом. Об этом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Всякий напиток, опьяняющий разум, является алкоголем»[3].
О том, что алкоголь, который Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) назвал «матерью зла»[4], является харамом даже в малых количествах, в одном из хадисов говорится:
«То, что опьяняет в больших количествах, является харамом и в малых количествах»[5].
Поэтому мусульманин не может употреблять алкоголь ни сам, ни позволять это другим. Он не сядет за стол, где предлагают спиртное, не будет использовать его в качестве лекарства. Ведь также как опьяняющее запрещено Исламом для употребления внутрь, также запрещено вообще иметь дело с алкоголем и, тем более, использовать его в качестве средства для заработка. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) проклял тех, кто занимается подобным, и сказал: «Вино – не лекарство, а недуг».
Мусульманин, который, последовав за своей страстью и наущением шайтана, выпил спиртное, должен немедленно покаяться и никогда больше не возвращаться к этому греху. Так как в хадисе Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится:
«Тот, кто, испив чашу вина в мирской жизни, не покается в этом, уйдя в мир иной, не вкусит вин садов райских»[6].
Что касается наказания за употребление спиртного для тех, кто сделал это в присутствии двух свидетелей, будучи вменяемым, совершеннолетним и свободным, то они получают 80 ударов палками. Если свидетелей нет, то наказание дается только в случае наличия доказательств употребления спиртного. Что касается употребления наркотиков, то за это, по шариату, следует наказание от 9 до 39 ударов палкой.
Уважаемые братья мусульмане,
азартные игры можно определить, как «риск деньгами с расчетом любой ценой приумножить их в короткий срок с наименьшими затратами сил, подразумевающий присвоение чужих денег». Если один из играющих непременно выигрывает, то большинство других проигрывает. Проигравший продолжает игру для того, чтобы вернуть проигрыш, а выигравший – для того, чтобы выиграть еще больше. Поэтому, как бы ни назывались азартные игры, там, где есть выигравший и проигравший, присутствует азарт, а где то, что возбуждает азарт, является запретным (харам).
Запрет на азартные игры настолько строг в нашей религии, что даже приглашение к этому занятию считается предосудительным. Об этом в одном из хадисов говорится:
«Тот, кто скажет своему другу: «Идем, поиграем в азартные игры», пусть пойдет и подаст милостыню»[7].
Уважаемые братья мусульмане,
как мы видим, алкоголь и азартные игры, которые в Священном Коране называются «мерзостью из деяний сатаны», верующим мусульманам категорически запрещены. Поэтому каждый мусульманин должен отстраниться от всего спиртного и от азартных игр. Мудрый и зрелый мусульманин не станет приближаться к хараму. Те, кто все-таки не может устоять перед соблазном алкоголя и азартных игр, которые разрушают семьи, лишают общество благополучия, приводят человека к материальному и моральному падению, лишают счастья жизни мирской и жизни вечной, должны знать, что они ослушались Аллаха и служат шайтану. Каждый из нас должен помнить, что обрести счастье и радость можно лишь в покорности Аллаху и Его посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям).
… اَلاَ اِنَّ اَحْسَنَ الْكَلاَمِ
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَآ أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا[8]
[1] Аль-Маида, 5/90.
[2] Бухари, Муслим, Аль-Лу’-Лу’уу валь Марджан, Китаб Аль-Ашриба № 1303.
[3] Муслим, Байхаки, Мухтасар Шу’аб Аль-Иман: 137.
[4] Насаи, ат-Тадж том 3: 144.
[5] Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ахмад ат-Тадж том 3: 143.
[6] Бухари, Муслим, Аль-Лу’-Лу’уу валь Марджан, Китаб Аль-Ашриба № 1303.
[7] Бухари. Муслим, Рияд ас-Салихин пер. том 3: № 1839
[8] Аль-Бакара, 2/219.