ЖИЗНЬ ЛУКМАНА ХАКИМА

 

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

Всевышний Аллах в суре «Бакара» («Корова» аят 269) говорит:
«Он мудростью одаряет того, кого захочет, и тот, кому дарована она, получит всеобъемлющие блага».
То есть мудрость является огромным благом и даром.
В этой книге собраны мудрости Лукмана Хакима (да будет доволен им Аллах), в которых особенно сегодня нуждаются люди, поменявшие духовно-нравственные ценности на материальные, тем самым, отдалившись от истины. И пусть эти мудрости станут напоминанием людям о бренности этого мира и станут причиной для оживления сердец.

ЖИЗНЬ ЛУКМАНА ХАКИМА
(ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ).

По преданию Мухаммада бин Исхака – это Лукман сын Багура сын Нахура сын Тариха, т.е. Азара – отца Пророка Ибрахима (да будет ему мир). По преданию Вахаба, Лукман был сыном сестры Пророка Аюба (да будет ему мир).
Сказано, что жил он тысячу лет, застал Пророка Дауда (да будет ему мир) и получил от него знания.
По преданию Ибн Касира, Лукман был судьей у Бани Исраил во времена Пророка Дауда (да будет ему мир).
По преданию Ибн Касира, Лукман был рабом из Эфиопии у одного из людей Бани Исраил, который освободил Лукмана Хакима и дал ему богатство.
Ибн Габбас сказал, что Лукман Хаким был рабом из Эфиопии (т.е. негром) и был плотником.
Саид бин Аль-Мусейб сказал, что Лукман Хаким был из Судана. Всевышний Аллах дал ему мудрость, но не пророчество.
Он был портным. У него были толстые губы и плоские ступни. Он был молчаливым, много размышляющим и глубокого взгляда, никогда не спал днем, и никто не видел его плюющим. Он не забавлялся, не смеялся, не повторял своих слов, кроме мудрости. Ибн Касир сказал, что это был святой человек, обладающий огромной мудростью, поклонением, назиданием. Он полюбил Аллаха, и Аллах полюбил его, одарив его мудростью. Достичь мудрости можно, говоря истину языком; размышляя душой, сердцем; выполняя обязанности (фарзы). Когда Лукман Хаким говорил, он говорил мудро, когда он размышлял, он размышлял мудро, когда он делал движения, он делал это с мудростью.
Халид Рабигый сказал: «Лукман Хаким был рабом-эфиопом (негром), плотником. Однажды хозяин сказал ему: «Зарежь эту овцу». И когда Лукман Хаким зарезал указанную овцу, хозяин сказал: «Вытащи из нее два самых лучших куска мяса». Тогда Лукман Хаким вытащил язык и сердце. Затем хозяин сказал: А теперь вытащи два самых плохих куска». Лукман опять взял язык и сердце. На это хозяин сказал: «Когда я приказал тебе вытащить самые хорошие куски мяса, ты вытащил язык и сердце. Когда я приказал вытащить два самых плохих куска, ты опять взял их же». Лукман Хаким ответил: «Воистину, нет ничего лучше них, если они праведны. И нет ничего хуже них, если они испорчены».
Ибн Касир сказал: «Лукман был рабом-негром, с толстыми губами, плоскими ногами. Как-то к нему пришел человек и увидел Лукмана Хакима в окружении людей, которые его внимательно слушали. Этот человек спросил: «Разве ты не тот человек, который пас со мной скот в таком-то месте?» Лукман Хаким ответил: «Да, это я». Человек, удивившись, сказал: «Как ты достиг того, каким я тебя теперь вижу?» Лукман Хаким ответил: «С помощью правдивости слов и молчания в том, что меня не касается».
Джабир бин Габдулла, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воистину, Аллах возвысил Лукмана Хакима мудростью. Однажды один человек, знавший Лукмана раньше, увидел его и спросил: «Разве ты не раб такого-то племени, который еще вчера пас склт?» «Да», — ответил Лукман Хаким. «Как ты стал таким?», — спросил тот человек. Лукман Хаким: «По велению Всевышнего, через выполнение доверенного, правды в словах и оставлении того, что меня не касается».
4
Ибн Кассир сказал, что Абу Дарда однажды, говоря о Лукмане Хакиме, сказал, что у него не было особых качеств, богатства, семьи, но он был отважным и храбрым.
У Лукмана Хакима была семья, дети, но все они умерли при его жизни, по ним он не плакал. Он посещал царей, чтобы наблюдать, размышлять и брать назидание, поэтому ему было дано то, что дано.
Лукман Хаким был аскетом в этом мире, он не проводил в накопительстве свою жизнь и не поворачивался к ней.
Сказано, что его сын по имени Таран был неверующим, поэтому Лукман Хаким не прекращал давать сыну свои наставления до тех пор, пока тот не уверовал.
Все ученые согласились с тем, что Лукман Хаким был праведным рабом, мудрецом, другом Аллаха, но не был пророком.
Дауд (да будет ему мир) сказал: «Блажен ты Лукман! Тебе дана мудрость и ты отдален от бед. Мне дано наместничество (т.е. пророчество) и меня постигают беды и смуты».
Сказано, что могила Лукмана Хакима находится в деревне Сарфанд, пригороде города Рамля, в Палестине.
Именем этого мудреца названа одна из сур Священного Корана. Ниже приведены аяты, в которых указывается наставления Лукмана Хакима своему сыну.
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Мы даровали Лукману мудрость, знание, верную речь и сказали ему: «Благодари Аллаха за те блага, которые Он тебе даровал. Тот, кто благодарит Аллаха за Его блага, делает благо себе, а тот, кто не благодарит Аллаха за Его блага, то Аллах ведь не нуждается в его благодарности. Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его! Скажи своему народу, как Лукман, увещевая своего сына, дал ему совет: «О сын мой! Не покланяйся никому наряду с Аллахом. Поистине, многобожие – великий грех, ибо ставит Того, кто заслуживает поклонения, наравне с тем, кто этого не заслуживает!»
(сура «Лукман», аяты 12-13).
«О сын мой! Добро и зло, как бы малы они не были, — даже весом с горчичное зерно – будет ли это скрыто в скале или в небесах, или в земле – Аллах выведет наружу и воздаст за это! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!
О сын мой! Совершай обрядовую молитву, призывай к добру, удерживай от зла и будь терпелив в трудности. Следует беречь и следовать тому, что Аллах привел в своих заповедях.
О сын мой! Не криви высокомерно лицо перед людьми и не ходи по земле горделиво, поистине, Аллах не любит хвастливых гордецов. Соразмеряй свою походку: не ходи ни слишком быстро, ни слишком медленно и понижай свой голос. Ведь самый худший и самый неприятный из голосов – голос ослов, ибо рев осла начинается с неприятного всхлипа и кончается отвратительным криком».
(сура «Лукман», аяты 16-19).

Поделиться в соц. сетях

0