День сомнения (яум аш-шакк)

День сомнения (яум аш-шакк)

Имееться в виду день, наступающий после 29-го дня месяца шагбан, когда из-за туч не виден месяц молодой, вследствие чего этот день не возможно отнести ни к шагбану, ни к рамадану. Иначе говоря, нельзя с увереностью считать его ни 30 днём шагбана, ни 1 днём рамадана. Сомнительным день считаеться и в том случае, когда месяц молодой в 1 день рамадана увидит либо 1 известный своей справедливостью человек, либо 2 не честивца (фасик), свидетельство (шахадат) которых не принимаеться. Если же небо будет ясным, а месяца молодого не увидит никто, такой денек сомнительным не считаеться. В зависимости от того, какой из видов поста соблюдаеться в такой день, пост может являтся либо просто порицаемым, либо крайне порицаемым, либо желательным, что определяеться конкретными обстоятельствами.

1. Если намерение человека состоит в соблюдении в этот день предписаного поста, то делать это крайне порицаеться, так как Пророк с.а.в. сказал: «Пусть никто из вас не начинает постится за 1 день или за 2 дня до начала рамадана, если только человек не делает это постояно (То есть если эти дни не придуться на тот период, когда человек соблюдает пост и во все остальные месяцы года, например на середину месяца, на понедельник или четверг и т. д.): (в подобном случае) пусть он поститься в этот день» (аль-Бухари; Муслим).
Другой причиной являеться то, что человек, который поститься в такой день, уподобляеться людям Писания (ахль аль-Китаб), увеличивавшим срок своего поста. Если выясниться, что этот день относилься к рамадану, то пост человека будет действительным, если же выясниться, что относиться к шагбану, тогда его пост следует считать добровольным. В случае нарушения такого поста возмещать его не требуеться, поскольку человек не намеревалься постится добровольно.

2. Если в этот день человек намереваеться соблюдать пост с целью выполнения какой-нибудь другой обязаности (ваджиб), например в качестве возмещения 1 из дней пропущеного им ранее поста, то делать это просто порицаеться (макрух танзихан). Если выясниться, что этот день относилься к рамадану, то человеку, живущему на 1 месте (мукым), пост будет засчитан как предписаный, поскольку никакие иные посты во время рамадана соблюдать не полагаеться. Если же речь идёт о путнике, то соблюдение им поста в этот день следует рассматривать как выполнение той обязаности, которую он намеревалься выполнить, так как ранее мы уже упоминали о том, что во время рамадана путник может соблюдать пост в тех случаях, когда им выполняеьтся какая-то иная обязаность. Если же выясниться, что этот день относилься к шагбану, следует считать, что человек выполнил ту обязаность, которую он намеревалься выполнить, независимо от того, являлься ли он путником или находилься на 1 месте.

3. Если в такой день человек намереваеться соблюдать добровольный пост, порицаемым это не являеться. Что же касаеться слов Пророка с.а.с.: «Пусть никто из вас не начинает постится за 1 или за 2 дня до начала рамадана…», то имееться в виду такой случай, когда человек намереваеьтся начать соблюдать предписаный пост до наступления рамадана.
Каждому, кто имеет представление о том, как следует соблюдать пост, в день сомнения настоятельно рекомендуеться намереватся соблюдать только добровольный пост. Если выясниться, что этот день относилься к рамадану, пост будет засчитан человеку как предписаный, в противном же случае его следует рассматривать как добровольный.

4. Если намерение в основе своей являеться неопределёным, то есть в таком случае, когда человек намереваеться постится, если завтра наступит рамадан, и не соблюдать пост, если этот день будет относится к шагбану, его пост действительным не будет, поскольку решения твёрдого он не принял. Такой человек подобен тому, кто намереваеться не соблюдать пост, если завтра у него будет еда, в противном же случае намереваеться постится.

5. Порицаеться постится в том случае, когда неопределёным являеться вид намерения. Имееться в виду такой случай, когда человек намереваеьтся соблюдать предписаный пост, если завтра наступит рамадан, и постится для выполнения какой-нибудь иной обязаности, если этот день будет относится к шагбану. Поступать так порицаеться ввиду того, что в подобном случае человеку предстоит совершать 1 из 2 порицаемых действий. Если выясниться, что этот день относилься к рамадану, его пост будет засчитан как предписаный, поскольку у него не было никаких колебаний относительно намерения постится как такового, а пост в рамадане являеться действительным, если человек намеревалься постится вообще, о чём речь уже шла выше. Если же выясниться, что этот день относилься к шагбану, соблюдение поста как выполнение какой-то другой обязаности, которую он намеревалься выполнить, действительным не будет, поскольку в даном случае неопределёного намерения недостаточно, и поэтому его пост надо будет считать добровольным.

6. Порицаеться также намереватся соблюдать предписаный пост, если завтра наступит рамадан, и постится добровольно, если будет продолжатся шагбан. В подобном случае пост засчитываеться как предписаный, если выясняеться, что наступил рамадан, если же выясниться, что продолжалься шагбан, пост считаеться добровольным.
С наступлением дня сомнения муфтий или кади должен велеть людям ожидать, не принимая никакого решения относительно поста, и принимать пищу после полу дня, если положение не проясниться. Если человек, не намеревавшийся постится, по забывчивости съест что-нибудь в день сомнения во время такого ожидания, а потом выясниться, что наступил рамадан, и он вознамериться постится до наступления полу дня, его пост будет действительным, и этого человека следует приравнять к тому, кто съел что-либо по ошибке после того, как вознамерилься соблюдать пост.
Если у людей возникают сомнения относительно того, днём ‘Арафата или днём жертво приношения являеться наступивший день, предпочтительнее соблюдать пост.

Поделиться в соц. сетях

0