Ислам в новейшей истории России

 Начало 90-х годов. Распад Советского Союза, образование независимых государств. Смутное было время, менялось всё, начиная с рублей и кончая массовым сознанием.

Долгие годы атеизма, безверия канули, о религии и своей приверженности к той или иной вере можно теперь говорить открыто.

Не скажу, что в годы советской власти религии не было как таковой, была, но подпольной. Были мужественные люди, в домах которых не прекращал совершаться намаз, читаться Священный Коран, ни на минуту не прекращалась передача знаний юношам. Занавешивали окна, при каждом стуке в дверь пряталось всё, что могло бы напоминать религиозную атрибутику. Но религия была сохранена и передана нам.

Серьёзные изменения произошли с большими переменами в политической жизни нашего государства, в первую очередь с принятием таких федеральных законов, как «О свободе вероисповеданий» (1990 г.), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), ну и, конечно, Конституции РФ (1993 г.).

В эти годы мусульмане, вдохнув свободы, начинают активно выезжать за рубеж с целью совершения пятого столпа Ислама – хаджа, приобретения религиозных знаний, повышения квалификации, сотрудничества с учёными мирового масштаба. Девяностые и последующие годы отмечаются и строительным бумом – строятся быстрыми темпами мечети – дома Аллаха, медресе. Желающих посетить эти богоугодные места становится так много, что приходится строить мечети больших размеров, расширять их и реставрировать.

Для историков, культурологов, этнографов открывается удивительный мир религиозной мысли, сохранённой стариками. Собираются огромные библиотеки исламской литературы, она изучается, переводится, на её основе пишутся кандидатские, докторские диссертации. В эти годы издаётся новая литература, книги, брошюры, регистрируются газеты, начинают трансляцию теле- и радиопередачи, включая как государственные каналы, так и частные.

Поскольку все религиозные объединения равны перед государством, оно в свою очередь создаёт для них равное «поле» взаимодействия, работы, функционирования.

Разумеется, в новых политических условиях и самому государству пришлось перестраиваться в работе с религиозными образованиями и группами. С самого начала было определено, что религия игосударство отделены друг от друга и религия не имеет права вмешиваться в дела государственной важности. Однако как раньше, так ещё в большей степени и поныне продолжаются активное сотрудничество и взаимодействие, осуществляются совместные проекты, акции, собрания. В обсуждении многих вопросов, касающихся всех россиян, государство и религия также взаимодействуют вместе.

Политика, как правило, осуществляется исходя из целей консолидации и стабильности российского общества. Наша страна уникальна тем, что в ней проживает огромное число разных наций, народностей, религиозная палитра также представлена разными религиями и верованиями, открытую деятельность которым предоставляет Закон без ущемления прав кого-либо.

В книге «Права человека: учебник» приводятся следующие принципы, на которых строится политика государства в области свободы совести и вероисповедания:

1) светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов;

2) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, принадлежности к религиозным или светским объединениям;

3) равенство религиозных объединений перед законом;

4) уважение культурно-национальных традиций, менталитета различных общественных групп населения; учёт взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией;

5) допустимость лишь таких ограничений в сфере свободы совести и вероисповедания, которые диктуются необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

6) открытость в реализации политики в сфере свободы совести и вероисповедания на всех уровнях государственной власти и управления;

7) научная обоснованность политики государства в данной сфере.

Методы осуществления политики государства в сфере свободы совести и вероисповедания:

1) неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации всеми государственными органами и должностными лицами;

2) совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в области свободы совести и вероисповедания, устранение внутренних противоречий в федеральном законодательстве, его согласование с международными нормами, признанными Российской Федерацией, а также устранение противоречий между федеральным законодательством и нормативными актами субъектов Федерации;

3) создание эффективного механизма проведения единой государственной вероисповедной политики на всех уровнях власти;

4) обеспечение религиозным организациям возможности участвовать в рассмотрении органами власти вопросов, затрагивающих их интересы; государственная поддержка социально значимых направлений деятельности религиозных организаций;

5) координация усилий различных звеньев государственной системы, гражданского общества, религиозных объединений для поддержания конструктивных отношений между ними, укрепления взаимопонимания между последователями различных вероисповеданий; профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных служащих в вопросах взаимодействия с религиозными объединениями;

6) поддержка научных исследований, обеспечивающих теоретическую основу вероисповедной политики государства.

Дома молитв, мечети, используемые в годы советского правления, возвращаются народу, дабы люди снова могли использовать их по прямому назначению – для молитв, служения Господу.

Мусульмане принимают самое активное участие в жизни своей Родины – в выборах, служении в рядах Российской армии и т. д. Да ведь по-другому и быть не может: все мы – россияне, граждане своей страны, и неважно, кто мы по национальности, какого пола или социального статуса.

Досточтимый шейх Саид-афанди аль-Чиркави в книге «Побуждение внять призыву Корана» сопоставляет государство и религию с близнецами, которых нельзя разделять. Нельзя одного из них бросить, а другого растить. А в книге «Сокровищница благодатных знаний» шейх пишет следующее: «…Для того чтобы арба катилась вперёд, необходимо, чтобы у неё было два колеса. В нашем случае одним колесом является Духовное управление, а другим колесом – органы государственного управления. Несомненно, если оба колеса будут вращаться одновременно, то и арба покатится вперёд».

Цель у нас одна – единство народов, дабы мы жили в мире и согласии, дружбе и понимании, уважении и взаимопомощи.

И да поможет нам Всевышний в этом! Амин.

Источник: Ислам ру 

Поделиться в соц. сетях

0