Мечеть Кул-Шариф в Казанском Кремле

 

В 1990-е годы общественность Татарстана подняла вопрос о восстановлении исторической мечети Кул-Шариф в Казанском Кремле. В ноябре 1995 года по Указу президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева было принято решение о её воссоздании, а в 1996 году началось строительство. Восстановление мечети стало всенародным делом.

Образное, объёмно-пространственное и планировочное решение главной мечети Татарстана и татарской диаспоры объединило идеи и замыслы казанских архитекторов, победителей республиканского архитектурного конкурса на проект возрождения мечети Кул-Шариф: Айвара Саттарова, Искандера Сайфуллина, Михаила Сафронова, Шамиля Латыпова и Сергея Шакурова.

Строительство было завершено накануне празднования 1000-летия Казани. 24 июня 2005 года состоялось торжественное открытие, собравшее большое количество горожан и приезжих. Прошло более 450 лет с момента разрушения мечети, а историческая память народа была жива. Люди плакали, не скрывая свои эмоции…

Архитектура Кремля ханской Казани известна лишь по данным средневековых летописей. Некоторые следы существовавших когда-то величественных построек были обнаружены при археологических раскопках, проводившихся в наше время. Известно, что в пределах крепостных стен располагался комплекс культовых и гражданских построек, возведённых в XV – первой половине XVI веков.

Знаменитая мечеть Кул-Шариф была одной из самых почитаемых в ханской Казани, центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI века. Видный татарский просветитель Шигабуддин Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользовавшийся большим почётом.

После восшествия на казанский трон хана Едигера, Кул-Шариф вошёл в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства. В летописях он упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. При мечети была основана школа – медресе, собрана огромная библиотека. Именно при Кул-Шарифе комплекс мечети-медресе был превращён в центр просвещения, который и был назван его современниками именем выдающегося сеида.

На пятничную молитву сюда собиралось практически всё мужское население города, здесь проходили церемонии возведения ханов на престол. Восемь минаретов окружали купол мечети, и это необычное число связывают с напоминанием о восьми провинциях Булгарского государства.

Мечеть Кул-Шариф расположена в западной части Казанского Кремля, во дворе бывшего Юнкерского училища, и доминирует над окружающей застройкой. Благодаря перепаду рельефа участка, двор мечети разделён на две платформы – верхнюю, для ритуальных целей, и нижнюю, для музейно-экскурсионных мероприятий. В комплекс также включены два павильона и декоративно-теневые навесы.

Здание относится к типу центрально-купольной мечети, четыре основных минарета высотой 58 метров поставлены по диагональным осям на стилобат, два малых минарета расположены с северной и южной сторон. Главный купол стрельчатых очертаний поставлен на наружный барабан; его орнаментальные формы воспроизводят популярный в искусстве тюркских народов мотив тюльпана.

В мечети четыре уровня. На нижнем размещены Музей Ислама в Татарстане, женский распределительный вестибюль и гардеробы, мужской и женский залы для омовения, административные и технические помещения. На первом этаже находятся мужской вестибюль и гардеробы, кабинет имама. Молитвенный зал площадью 500 кв. метров, рассчитанный на 720 человек, устроен на втором этаже. Над залом расположена женская галерея вместимостью 300 человек. Высота мужского зала до верхней отметки купола составляет 32 метра, диаметр внутреннего опорного кольца – 16 метров.

Фасады отделаны белым мрамором, со стороны входа стены украшены рельефными кораническими надписями. Купол мечети и шатры минаретов покрыты металлической черепицей бирюзового цвета, а алемы купола и миаретов выполнены из сплава тринитротитана.

Интерьеры мечети Кул-Шариф следуют общим принципам исламских эстетических норм, татарским национальным художественным традициям, а также современным тенденциям.

Михраб стал средоточием богатого декоративного оформления, его мозаика и позолота усиливают символическое значение михраба, как напоминания о Рае-Фирдаус. Он украшен с обеих сторон кораническими надписями, а справа от него установлен монументальный мраморный минбар, украшенный резьбой и мозаикой. По замыслу архитекторов, в молитвенном зале ковровое покрытие разбито на отдельные ячейки, призванные все вместе символизировать необозримость уммы.

Ковры ручной работы изготовлены в Иране и переданы в дар правительством страны. Молитвенный зал освещает центральная хрустальная люстра, также устроена отдельно подсветка подкупольного пространства. Стены молитвенного зала облицованы мрамором светлых оттенков.

Цветовая гамма выдержана в светло-голубых тонах, в сочетании с надписями золотом. Коранические надписи и панно с 99 «Прекрасными именами Аллаха» – «аль-Асма уль-Хусна» размещены на парусах подкупольного пространства. Высокие и узкие оконные проёмы, завершённые стрельчатыми арками, заполнены цветными витражами.

Опорное кольцо купола опоясывает каллиграфическая надпись с текстом суры «Имран», выполненным позолотой на голубом фоне. Купол украшен декоративной росписью, в которой звучат мотивы татарского орнамента; центральная купольная розетка также заполнена каллиграфией. В угловых нишах главного зала помещены каллиграфические панно с текстами сур «аль-Ихлас» и «ан-Нас» в фигурных картушах.

Деревянные двери богато оформлены резьбой, потолки украшены росписью, бордюры стен и потолочных балок облицованы декоративной керамической плиткой с орнаментом. Лаконичные и строгие колонны облицованы белым мрамором. В боковых нишах установлены четыре орнаментальных панно из фаянсовых изразцов с подглазурной росписью. Для мужского вестибюля общий цветовой строй был выбран охристо-голубой, для женского охристо-зелёный.

В основе образного решения интерьера Музея Ислама в Татарстане лежит идея преемственности мусульманских традиций в культуре татарского народа. Беломраморные, стоящие попарно колонны несут декоративную балочную конструкцию, имеющую очертания восьмилучевой звезды. В центре зала установлена люстра конической формы. Главная реликвия – старинная рукопись Корана – размещается в стеклянной витрине в центре круглого зала.

По периметру помещения расположены витрины с экспонатами, рассказывающими о принятии Ислама и его современном развитии на землях Татарстана. Здесь представлена коллекция рукописей и старинных изданий.
Источник Ислам ру 

Поделиться в соц. сетях

0