Ислам в СССР

Ислам в России имеет многовековую историю. Но непосредственно в сегодняшний день он пришел из недавнего советского прошлого, когда в стране господствовала лишь одна — коммунистическая идеология, и нормой отношения к любой религии считался атеизм. Однако это вовсе не означает, что «в СССР Ислама не было» — скорее, наоборот, — считает историк Владимир Ардаев.

 В середине 80-х автору этих строк довелось работать в тогдашней Туркменской ССР. Согласно отчетам партийной верхушки, с Исламом в республике было полностью покончено.

В столице — Ашхабаде — не оставалось ни одной легально действующей мечети, хотя действовала православная церковь. Однако все без исключений коренное население продолжало жить по нормам и традициям Ислама, в чем приходилось убеждаться практически каждый день.

Периодически партийные власти устраивали облавы на членов КПСС с намерением выявить тех, кто соблюдает обряды Ислама. С этой целью устраивались, например, медицинские осмотры детей руководителей, чтобы определить, кому из мальчиков было сделано обрезание. Однако «правоверные коммунисты» заблаговременно запасались справками от врачей, подтверждающими, что детям якобы была сделана хирургическая операция — в соответствии с медицинскими показаниями.

Известный исследователь Ислама — заместитель директора Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко вспоминает, что в кишлаках и аулах советских республик Средней Азии клубы и «красные уголки» (позднее — «Ленинские комнаты») в реальности использовались как мечети или молельные помещения.

Так было в самый расцвет «периода застоя» — вплоть до падения коммунистического режима и распада СССР. А начиналось все — как это ни удивительно звучит сегодня — со вполне мирного сосуществования Ислама и пришедшего к власти большевизма.

«Союз звезды и полумесяца»

24 ноября 1917 года — меньше, чем через месяц после состоявшегося октябрьского переворота — Совнарком РСФСР распространил обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока».

«…Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов…», — говорилось в документе, который подписали предсовнаркома Владимир Ленин и нарком по национальным делам Иосиф Сталин.

Довольно скоро лозунг «свободу мусульманам» разделил судьбу всех других революционных лозунгов, обещавших рабочим заводы, крестьянам землю, народам мир, а голодным — хлеб. Заводы и земля остались государственными, войн и голода было немало.

Но вначале большевики делали серьезную ставку на мусульманскую часть населения бывшей империи, старательно показывая ему свою лояльность и покровительство — в отличие, скажем, от всех христианских конфессий, в которых революционеры видели только своих врагов.

В шифрованной телеграмме, отправленной 2 апреля 1920 года в Реввоенсовет Кавказского фронта Григорию Орджоникидзе, Ленин предписывал «действовать осторожно и проявлять максимум доброжелательности к мусульманам, особенно при вступлении в Дагестан. Всячески демонстрируйте и притом самым торжественным образом симпатии к мусульманам, их автономию, независимость и прочее».

Полгода спустя, на Чрезвычайном съезде народов Дагестана Сталин говорил о необходимости управления Дагестаном «согласно его особенностям», выделяя «серьезное значение Шариата»: «Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию», — подчеркивал Сталин. Алексей Малашенко в своей книге «Исламские ориентиры Северного Кавказа» отмечает, что в начале 20-х годов советская администрация даже финансировала деятельность шариатских судов.

Так было не только на Северном Кавказе, но практически и во всех других регионах компактного проживания мусульман: в Средней Азии, Закавказье, в Поволжье и в Сибири.

Исследователь Л.Малицкая утверждает, что «вплоть до 1923 года мусульманское духовенство в Тюменской губернии помимо изъятия из его ведения школ никакого вмешательства со стороны советских органов не испытывало».

Но союз советской власти с Исламом продолжался недолго. Во второй половине 20-х в СССР стартовал «крестовый поход» против религий и культов, который возглавил «Союз воинствующих безбожников» под предводительством Е.Ярославского.

«Опиум для народа»

Главной мишенью «безбожников» была Русская православная церковь. Ислам не казался столь опасным воинствующим атеистам, но и он, как и любой другой «опиум для народа», подлежал искоренению.

«Большевизм как идеология, как социокультурная система претендовал на столь же абсолютную роль (как и религия), и уже в силу этого не мог терпеть присутствия могущественного конкурента, обладающего вековыми навыками влияния на человека и общество», — пишет Малашенко.

В разных регионах с Исламом боролись по-разному. На Северном Кавказе, где сопротивление было наиболее активным, большевики и чекисты использовали противоречия между разными направлениями религии, в итоге ослабляя влияние и тех, и других, уничтожая затем наиболее авторитетных служителей культа. Тем не менее, продолжали работать многие закрытые мечети, действовали подпольные кружки по изучению Корана и арабского языка.

В Поволжье, на Урале и Сибири, где «безбожники» не встречали столь активного сопротивления, процесс проходил более мирно. Вместо религиозных обрядов пытались внедрять светские — точнее, советские.

Еще в 1923 году среди татаро-башкирской молодежи был впервые организован Всероссийский месячник антирелигиозной пропаганды — «комсомольский Байрам», проведение которого было приурочено к мусульманскому празднику жертвоприношения — Курбан-Байраму.

Система религиозного исламского образования также перешла под контроль государства.
Может быть, самый сокрушительный удар по Исламу Советская власть нанесла, когда был произведен повсеместный переход с арабской графики на латинскую, позже замененную кириллицей. В ходе «революции алфавитов» была уничтожена масса книг на арабском — прежде всего, религиозных.

По утверждению живущего в Германии узбекского исследователя Боймирзы Хайита, Ислам в СССР лишился всех своих основ. Так, запрет религиозной собственности лишил его экономического базиса. Уничтожение религиозной литературы выбило из-под него духовную основу. Запрет на выезд из страны и въезд в нее, невозможность совершать паломничество прекратил связи с другими исламскими народами. А закрытие мечетей, борьба с религиозными праздниками и постами оставили ислам в СССР и без его социального основания.

По разные стороны линии фронта

В годы Второй мировой войны «исламский фактор» в СССР использовали в своих интересах обе воюющие стороны.

Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири опубликовало «Обращение ко всем мусульманам Советского Союза», в котором призвало верующих подняться на борьбу с агрессором. Среди советских мусульман тысячи Героев Советского Союза, сотни тысяч награжденных боевыми орденами и медалями.

В свою очередь, германское командование имело на советских мусульман свои виды, о чем, к примеру, говорит известная «Зеленая папка» — «Директивы по руководству экономикой во вновь оккупированных областях», подготовленные Берлином осенью 1942 года. Там прямо говорилось о важности использования для закрепления оккупационных сил на Кавказе исламского фактора.

Гитлеровцы «педантично подчеркивали свое уважение к Исламу, — описывает Алексей Малашенко. За относительно короткое время военных действий на Северном Кавказе, в период его оккупации здесь даже имело место своего рода возрождение Ислама.

Эффект маятника

После войны верующие мусульмане почувствовали некоторое послабление. Власти менее строго, чем прежде, относились к деятельности религиозных общин, иногда удовлетворяли просьбы об открытии новых мечетей и даже разрешали хадж — паломничество в Мекку и Медину. Но снова это продолжалось недолго.

Вскоре после смерти Сталина в СССР начался новый поход против религий. Директивой к нему стало постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» от 7 июня 1954 года. В нем, в частности, были даны указания о противодействии исламской пропаганде, запрещалось открытие новых мечетей и возвращение верующим отобранных у них культовых зданий, выросло налогообложение отправления обрядов.

С конца 70-х роль Ислама в СССР начала меняться. Это было связано с исламской революцией в Иране и с войной в Афганистане. В страну стали проникать идеи радикализма под исламскими лозунгами, и власти, опасаясь их распространения в нелегальных кружках и организациях, то шли по пути их легализации, регистрации новых общин и даже открытия новых мечетей, то вновь «закручивали гайки».

В 80-е годы власти предпринимали еще ряд попыток решительного наступления на религии, в том числе — и конкретно на Ислам. Но становившаяся все более ожесточенной идеологическая война звезды с полумесяцем завершилась с падением СССР.

Так был ли Ислам в СССР?

Многолетние и многократные запреты и гонения, конечно же, оказали влияние на эволюцию Ислама в СССР, однако они неспособны были полностью нейтрализовать его развитие. Более того, даже запрещенный официально, Ислам продолжал жить, глубоко проникнув в социально-бытовую сферу.

Если во многих семьях, где старшие поколения традиционно исповедовали православие, в советские годы практически совсем отошли от совершения обрядов крещения детей, венчания супружеских пар, отпевания усопших и других церковных церемоний, то в регионах компактного проживания традиционно исламского населения часто все было иначе.

Даже партийные функционеры, с трибун произносившие пропагандистские речи, в кругу близких организовывали обряд обрезания мальчиков, приглашали мулл на свадьбы детей и хоронили умерших в полном соответствии с мусульманскими традициями. Ислам в СССР был, и массированная антирелигиозная деятельность властей оказалась не в состоянии справиться с ним.

Источник http://islam.ru

Поделиться в соц. сетях

0