Как добиться успеха во всём

Самый любимый для меня глоток — это глоток терпения, когда я сдерживаю свой гнев.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Терпение – ключ от Рая». Терпение – настолько важное качество в Исламе, что Всевышний говорит об этом более чем в сотне аятов Корана.

 Поэтому, когда у Пророка (мир ему и благословение) спрашивали, чем является иман, он иногда просто говорил: «Иман – это терпение». В другом хадисе сказано: «Терпение для имана имеет такое же значение, как голова для тела, и если уйдёт терпение, уйдёт и иман». В лексическом значении слово «терпение» означает «удерживание», и поэтому в Коране Всевышний говорит (смысл): «И удерживай себя вместе с теми, которые обращаются к Всевышнему с мольбами по утрам и вечерам, стремясь к довольству Всевышнего Аллаха; не своди глаз от этих людей, желая прелестей этого мира, и не подчиняйся тому, чьё сердце Мы сделали отвлечённым от Нашего поминания, не будь с теми, кто следует своим страстям, придавая Аллаху сотоварища». (сура «аль-Кахф» аят 28)

وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ وَلَا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَلَا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَنْ ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطًا

Здесь Всевышний говорит: удерживай себя вместе с молящимися людьми. Это одно из значений слова «сабра» – «удержание». В этом аяте есть примечание о том, что Всевышний призывает нас быть в обществе богобоязненных людей, дружить с ними. Из этого аята многие алимы сделали заключение о необходимости быть в содружестве с духовными наставниками. Этот вывод сделан и из других аятов. А антонимом для терпения  служит беспокойство.

Что же ждёт человека, если он не будет проявлять терпение? Всевышний в Коране повествует о словах обитателей Ада, которые, испытывая наказание, говорят: «Сегодня нам всё равно, будем ли беспокойными или будем терпеть, – нам нет убежища». Терпение – это направление своих желаний в сторону того, что вызывает благоволение Всевышнего, и удержание себя от страстей, от всего того, что клонит тебя в сторону желаний нафса, отделяет от пути Всевышнего и превращает тебя в животное.

Именно такова участь человека, который не желает терпеть испытания из-за гордыни и идёт за своими страстями: он превращается в животное. Когда человек отказывает своим страстям, которые противоречат нормам Шариата, лишает себя каких-то удовольствий ради Всевышнего, проявляет терпение, то такой человек, конечно же, возвышается перед Всевышним Аллахом.

В Коране сказано: «Если люди терпят ради лика Всевышнего, исполняют намаз, расходуют из того, чем их наделил Всевышний скрыто и явно, и на зло отвечают добром – этим людям уготована лучшая обитель» (сура «Ар-Рад» аят22).

Сегодня некоторые терпят, боясь кого-то или чего-то, или же в каких-то своих целях, но Всевышний не к такому терпению призывает нас в этом аяте. Если подумаем, то выясняется, что все те поклонения, которые мы совершаем, связаны с терпением. Чтобы делать намаз пять раз в день, нужно терпение, и, наверно, поэтому многие намаз и не совершают: не хватает терпения по пять раз в день, совершив омовение, вставать перед Всевышним. Из-за отсутствия терпения некоторые не постятся, не желают испытывать чувство голода. Терпение необходимо и вовремя совершения хаджа, и при выдаче закята, когда приходят мысли: как я могу отдать 2,5 % от своего дохода, когда я столько трудился?!

Терпение сопровождает все нравственные качества, к воспитанию в себе которых призывал нас Пророк (мир ему и благословение), посланный для усовершенствования нравов. Чтобы быть щедрым, храбрым, приверженным истине и т.д., нужно терпеть. Все качества, которыми должен руководствоваться муъмин, сопряжены с терпением.

Человек создан так, чтобы ему было необходимо терпение. Ангелам терпение не нужно, они лишены всякого терпения, потому что ангелы устроены так, что они постоянно поклоняются Всевышнему, у них чистый разум, они ни на миг не отвлечены от поминания Аллаха. Животные тоже лишены терпения, они живут своими страстями, инстинктами. И только человек, и в этом его удивительность, всегда находится между двумя сторонами, и нас всегда тянут в одну из сторон две силы: мы состоим из разума, которым наделены ангелы, и из страстей, которыми наделены животные.

Страсти тянут нас к удовлетворению своих потребностей, разум тянет к познанию Всевышнего Аллаха, к мудрости, к обретению знаний. И тут человек наделён свободой, волей, разумом. Мы всегда можем сделать выбор. А мусульманин всегда проявляет сабру, отдаёт предпочтение тому, что предпочитает Всевышний. Мы устроены так, что наша душа требует поминания Творца, Его любви, диалога с Всевышним. Некоторые алимы даже сказали, что духовное сердце, которое не получает мудрости в течение 40 дней, умирает. Мудрость – это знание, всё, что связано с познанием Всевышнего Аллаха.

Всевышний буквально в трёх аятах разъясняет, с помощью чего мы сможем заработать Рай. В Коране сказано: «Всевышний им воздал за то, что они проявляли терпение, Раем и шелками». Во втором аяте Всевышний говорит: «Обитатели Рая получат награду Всевышнего – дворцы, комнаты в Раю – за то, что терпели, и будут там получать только приветствие и салам». В третьем аяте Всевышний говорит: «Мир вам, тем, кто входит в Рай за то, что вы терпели! И как прекрасна эта последняя обитель!» Дай Аллах, чтобы мы тоже услышали эти слова. А чтобы услышать эти слова в Ахирате, на этом свете нужно проявлять много терпения. Далее Всевышний говорит: «Воистину человек создан нетерпеливым: когда его коснётся какая-нибудь беда, он тут же проявляет беспокойство, а когда благое – становится жадным, за исключением совершающих намаз».

Самый лучший вид терпения – это когда человек имеет возможность наказать того, кто действительно провинился по отношению к нему, но он ради Всевышнего терпит и прощает его. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Самый любимый для меня глоток – это глоток терпения, когда я сдерживаю свой гнев. Какой бы раб Всевышнего ни сдержал свой гнев, ни проглотил этот гнев, Всевышний непременно наполнит его сердце иманом».

Одним из плодов терпения является успех. В этой связи даже неверующие, атеисты и остальные с этим согласны и действительно проявляют терпение. У одного великого изобретателя спросили, как он добился таких высот в своих изобретениях. Он сказал: «Из ста частей 99 я отдавал труду, усердию, терпению,и только одну часть составляло вдохновение». Среди табиинов был толкователь снов по имени Ибн Сирин. К нему пришёл один человек и говорит: «О имам, я часто вижу во сне, как я летаю без крыльев и плаваю вне воде». Ибн Сирин ему сказал: «Ты великий мечтатель, видимо ты много мечтаешь, но ничего для осуществления мечты ни делаешь, поэтому во сне видишь, как ты летаешь без крыльев и плаваешь вне воды». Поэтому, чтобы достичь успехов и на этом свете, необходимо усердие. В мусульманском обществе должны быть специалисты, профессора во всех тех областях знаний, которые существуют, которые сегодня открыты в мире науки.

Дай Аллах нам терпения, чтобы обрести успех и на этом свете и в Ахирате, а также терпения в поклонении! Мы прекрасно видим, как много людей приходит в мечети в месяц Рамадан даже на утренние молитвы, люди проявляют усердие в поклонении Всевышнему, и сердце радуется, когда видишь столько усердствующих. Однако, к сожалению, как только заканчивается этот месяц, как будто все взяли отпуск от поклонения, перестают ходить на джамаат-намаз, мечети пустуют. Не для этого месяц Рамадан, а для того, чтобы то, что ты начал в этот месяц, продолжил весь год.

Дай Аллах нам терпения во всём, особенно в отношениях с нашими братьями, нашими семьями! И это терпение, иншааллах, принесёт свои высокие плоды.

Источник: ИсламДаг

Поделиться в соц. сетях

0