«Заблуждение ваххабитов в шариатских вопросах»


Заблуждение «ваххабитов» в шариатских вопросах

  В этой книге раскрываются вопросы связанные с идеологиями заблудших течений в Исламе, в т.ч. ваххабизма. Подробно раскрываются их неверные утверждения. Главной задачей этой книги является профилактика, предупреждение и противодействие заблудшим течениям, предостережение нашего народа в т.ч. молодежи от их пагубного влияния, сохраняя мир, спокойствие и стабильность в обществе посредством духовного просвещения народа на опыте тысячелетней истории Ислама в России.

  Курамухаммад хаджи родился в 1959г. в селении Зехида Цунтийского  района Республики Дагестан. Обучению религии он начал с ранних лет дома, у отца научился чтению Корана. И для более глубокого изучения Ислама он поехал в селение Закатлы, в Буйнакске, где тогда проживало много ученых богословов. После получения знаний Курамухаммад хаджи занялся обучением всех желающих. И некоторое время проработал имамом в мечете г. Буйнакск.

В 1991 году Курамухаммад хаджи совершил первый хадж.

В 1996 году по приглашению муфтия он пришел работать в ДУМД на должности заведующего каноническим отделом, где проработал до конца жизни. Кроме того, он занимал должность имама в мечете им. Имама Шамиля г. Махачкала и в Центральной джума – мечете. А так же преподавал в СКИУ.

Курамухаммад хаджи издал более десяти книг, рассказывал проповеди по телевидению и радио. Многие современные ученные отзывались о нем как о достойном человеке и хорошем ученом – богословом.


Предисловие

Хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров. Бесконнечное благословение, приветствие и благодать(бараккат) Посланнику Аллаха Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и их последователям. Аминь! В последнее время появились люди, которые проддавшись за доллары, желают разрушить Ислам. Они утверждают, что богослужения и благие деяния, распространенные среди мусульман, противоречат Коранну и Сунне. Мы сочли весьма важным, взвесив все эти утверждения на весах шариата, раскрыть их истинную сущность.

 

Кто такие ваххабиты?

Сегодня в мире почти не осталось, очевидно, человека, который не слышал бы о смутах и бедах, причиняемых ваххабитами. Однако ещё не все способны их различать от обычных мусульман. Некоторые дажедумают, что они (ваххабиты) стремятся к очищению Ислама. Люди часто спрашивают, кто такие ваххабиты, и в

чем разница между ними и ахлу Сунна (мусульманами, придерживающимися пути Пророка , его сподвижников и истинных имамов). Человек, который прочитает данную книгу, с позволения Всевышнего получит вполне удовлетворяющий ответ на все эти вопросы. Ваххабиты — это люди, искажающие истинныйсмысл Корана и хадисов, переводя и толкуя их по своему усмотрению. Они часто неверно цитируют Коран ихадисы, изымая слова из контекста, или предают забвению те или иные аяты Корана и хадисы, которые явноопровергают их утверждения, или же не признают эти хадисы, называя их «слабыми». Ваххабиты это те, кто идут по пути уничтожения Ислама изнутри, искажая истинный смысл Корана и хадисов.

Представляя Коран и хадисы в искаженном виде, они утверждают, что у Аллаха есть органы (части тела); что Он находится над ‘Аршем, на небесах; что просить Посланника Аллаха о заступничестве (шафа‘ате) есть неверие и многобожие (куфр и ширк); что запрещено (харам) посещать могилу Пророка; что мусульмане сбились с правильного пути из-за того, что чрезмерно хвалят Пророка, что если сказать ему «саййидуна» (наш господин), то это приведет к куфру (неверию), что те, кто, обращаясь к Аллаху просят, делают ду‘а, повернувшись к могиле Пророка, оказывая ему почтение, совершают ширк (многобожие, идолопоклоничество) и т.д. Некоторые ваххабиты дошли до того, что стали говорить о необходимости вынести могилу Пророка из мечети в Медине. Именно так пишет один из их предводителей Насируддин Албани в книге «Ахкам аль-джанаиз». А в книге «Хаджату Ннабии», он утверждает, что одним из заблуждений и нововведений в Медине является оставление могилы Пророка внутри мечети. Ваххабиты разрушили и уничтожили могилы (зияраты)многих ученых-богословов, любимцев Аллаха — авлия‘, асхабов и даже родственников и жен Посланника Аллаха.Дошло до того, что они разрушили дом Хадиджи, самой любимой жены Пророка и матери всех верующих, куда в свое время ниспосылались Пророку откровения от Аллаха. На месте разрушеного дома построили туалеты(См. книгу «Насихатун лиихванина ‘уламаи Наджди», стр. 60).

Ваххабиты утверждают, что будто бы у авлия‘ (святых, приближенных к Аллаху) не бывает караматов. Они говорят, что пользы от палки (трости) больше, неж-

жели от умершего Пророка. Ваххабиты запрещают коллективное зикру поминание Аллаха), говоря, что это нововведение. Даже говорят, что нельзя поминать Всевышнего словами «Аллаh, Аллаh». Также они утверждают, что умышленно пропущенные намазы возмещать не нужно. Запрещают делать ду‘а, просить у Аллаха прощения грехов умерших, называя это также нововведением. Они отрицают необходимость следования мазхабам, говоря, что имамы этих мазхабов такие же простые люди, как и мы, и что нам самимможно вынести решения непосредственно из Корана и Сунны по своему усмотрению. Они утверждают, что

Коран они (ваххабиты) понимают лучше и глубже, нежели асхабы (сподвижники Пророка ), поскольку в то время не было исламских институтов, а сейчас есть.

Также они утверждают, что каждый по своему усмотрению и исходя из собственного мнения может толковать Коран и хадисы, и принимать решение и что не нужно следовать за имамами. Они утверждают, чтобогословские книги великих ученых истлели от давности, и поэтому нельзя следовать им. Несмотря на то,что Шариат запрещает запирать мечети на ночь, они закрывают мечеть Пророка в Медине, чтобы люди не проводили там ночи в богослужениях. Запрещают давать уроки Ислама в Мекке и Медине тем, кто неисповедует ваххабизм. Также утверждают, что у нынешних мусульман ширк более тягчайший, нежели чему идолопоклонников предыдущих веков. Они утверждают, что уже после третьего века мусульмане утонули в океане многобожия, (См. книгу «Мухаммад ибну Абдульваххаб»,стр. 7-10). Ваххабиты запрещают читать книгу «Далаилуль хайрат» (это книга, где написаны салаваты Пророку). Мавлиды, на которых восхваляется Пророк, называют нововведением. Запрещают читать ду‘а «Аль-Кунут» (Махдина) при совершении утреннего намаза.Обвиняют в неверии последователей суфизма и не признают убеждения имама Аш‘ари.

Они называют тарикат (путь познания Аллаха) путем шайтана, устазов наставников — идолами, а их мюридов – идолопоклонниками, отрицают чтение ду‘а «Амин раббаль ‘аламин» после суры «Аль-Фатиха». Во время намаза, читая молитву «Аттахийяту», до конца чтения шевелят указательным пальцем, постукивая по бедру. Стоя в намазе, ноги расставляют чуть ли не на метр и наступают на ноги рядом стоящих, утверждая, что ряды молящихся должны быть плотными. Утверждают, что намаз совершать лучше без тюбетейки и вообще без головного убора. Называют многобожием, если кто-то просит баракат (благодать) и помощь у Аллаха ради его приближенных, таких как духовные наставники, авлия, пророки (мир им). Утверждают, что Аллах не дает тайные знания пророкам и авлия. Талисманы, которыми пользуются мусульмане, где написаны аяты священного Корана, называют идолами. Запрещают вставать и оказывать почтение уважаемым людям или старшим. Запрещают целовать руку в знак почтения богобоязненным, уважаемым людям. Человек, совершивший большой грех, по их мнению, сразу же становится кафиром, а его брак с супругой считается недействительным. Они говорят о недозволенности исполнения мюридами зикра, салавата в определенном количестве, указанном их устазом. Осуждают частое поминание Всевышнего, т.е. зикру, говоря, что от этого люди с ума сходят. Запрещают вообще выходить в путь для посещения зияратов и могил. Не признают существование святых людей таких, как будалаи, автады. Запрещают поднимать руки для ду‘а как при чтении суры «Аль-Фатиха». Запрещают читать Салават (восхваление) Пророку  после чтения азана (призыва к намазу). В конце ду‘а запрещают читать«Аль-Фатиха», запрещают надевать брюки со штанинами ниже щиколоток. Запрещают после намаза громко читать азкары (специальные молитвы, читаемые после намаза). Утверждают, что любить Пророка необязательно и что слова «любить Пророка » означают только лишь следование ему. Запрещают совершать обряд искат. Утверждают, что если человек, находясь на одном месте, три или больше раз скажет «талак» (даст полный развод), то полный развод не получается. Запрещают совершать обеденный намаз после пятничного намаза, говоря, что это получается как шестой фарз. Утверждают, что собираться в ночь Бараат в середине месяца ша‘бан для совершения ду‘а и богослужений является бид‘а (запретным). Утверждают, что они на истинном пути, поскольку их меньшинство, а остальные мусульмане якобы на ложном пути, ибо их большинство. Утверждают, что тарикат тянет Ислам назад, высмеивают книгу имама аль-Газали «Ихья‘». Утверждают, что якобы асхабы (сподвижники Пророка) стали кафирами из-за нескольких слов, сказанных в шутку. Утверждают, что Пророк в ночь вознесения Ми‘радж не видел Всевышнего Аллаха. Утверждают, что родители Пророка — это обитатели Ада. Все хадисы Пророка, которые опровергают их мысли и убеждения, они называют слабыми и недостоверными и не признают их. Утверждают, что находят ширк и куфру в словах таких великих людей, известных во всем исламском мире, как: ‘Абдуль Кадир Гилани, имам аль-Газали, Раби‘ату аль-Адавият, имам Ша‘рани, Бусири, Мухаммад аль-Джазули, Джалалуддин Руми и др.

 Где бы ваххабиты не появились, там они сеют смуту среди людей, стравливают простой народ с представителями власти, таким образом, нарушая закон и порядок в этих странах. Из-за их деятельности у люей всего мира складывается мнение об Исламе как об экстремисткой, жестокой, агресивной и дикой религии. Они, ведя людей к нововведениям и заблуждениям, утверждают, что призывают к очищению Ислама, основываясь на Коране и хадисах. Прикрываясь именем Ислама и лозунгами джихада, они изнутри разрушают Ислам и продают его за доллары.

Кроме выше перечисленых есть ещё много признаков, отличающих ваххабитов от большинства мусульман, то есть людей ахлу-Сунна ва аль-джамаа. Эта книга, опираясь на достоверные доказательства, взятые из Корана и хадисов, а также на высказывания сподвижников Пророка, табиинов, имамов и шариатские решения великих учёных-богословов, полностью изобличает ложность и пагубность ваххабитской идеологии.

Данная книга написана в виде ответов на вопросы, затрагиваемые ваххабитами. Вопросы, связанные между собой, мы свели в отдельные главы. В конце книги приведена краткая история возникновения ваххабизма и некоторые документальные факты связанные с их деятельностью.

 

Вопросы, связанные с Всевышним Аллахом

 

1. Вопрос: Можно ли поминать Аллаха (зикр) словами «Аллах, Аллах»?

 

Ответ: Можно и нужно. Ни Коран, ни Сунна не отрицают возможность поминания Аллаха словами «Аллах, Аллах». Напротив, в Коране и хадисах существует большое количество доводов, призывающих к совершению подобного зикра. Всевышний Аллах в Коране говорит:

 

 «Ты упоминай Аллаха внутри себя».

 

В конце этого же аята говорится:

 

«Ты не будь из числа забывших Аллаха». (Сура Аль-А’раф, аят 205)

 

Этот аят призывает к постоянному поминанию Аллаха сердцем и к тому, чтобы не забывали Всевышнего.

Всевышнего не забывают, когда упоминают сердцем одно из Его имен или сифатов. Существует также аят, в котором прямо повелевается поминать имя Аллаха, со следующим смыслом:

 

«Ты поминай Имя своего Господа и всецело повернись к Нему», (Cура «Аль-Муззаммиль», аят 8).

 

Также в Священном Коране есть аят со следующим смыслом:

 

«Ты поминай Господа твоего по утрам и в час вечерний (то есть всегда)», (Сура «Аль-Инсан», аят 25).

 

В этих двух аятах явно повелевается, поминание имени Аллаха. Имя Аллах самое великое имя, в этом имени есть смысл и всех 99 прекраснейших имен-эпитетов Аллаха. Спрашивается, почему же нельзя поминать это имя, если в Священном Коране прямо указывается, чтобы мы поминали Аллаха. Слова тех, кто это утверждает, нельзя воспринимать всерьез из-за их неаргументированности.

В Коране содержится очень много аятов с подобным смыслом. Имам Фахру ар-Рази, который написал 30-томный тафсир (толкование Корана), пишет, что поминание (зикр) словами «Аллах, Аллах» дороже, чем поминание словами «Ля иляха илля Ллах».

В достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом, говорится: «Не наступит Судный день, пока на земле будет человек, который говорит «Аллах, Аллах». Следовательно, поминание Всевышнего этим именем является очень богоугодным деянием. Поэтому шейхи Накшбандийского тариката поручают своим ученикам(мюридам) чаще поминать Всевышнего именем «Аллах».

 

2. Вопрос: Появились люди, утверждающие, что если сказать, что о тайных вещах ведает кто-либо еще помимо Аллаха, можно впасть в неверие (куфр). Верны ли подобные утверждения?

 

Ответ: Нет, не верны. Ни один мусульманин не утверждает, что он ведает о тайном, не имея на то воли Аллаха. Если Аллах не пожелает, никто не сможет познать не только тайное, но и явное. Эти люди клевещут на мусульман. Если же кто-либо станет утверждать, что пророки, авлия, шейхи не ведают о тайном, даже если есть на то воля Аллаха, то в этом случае он сам впадает в неверие. Тому же, кто задается вопросом, учит ли Аллах пророков и авлия тайному?, ответ будет один: – да, учит.

Посланник Аллаха очень часто рассказывал о событиях, которые должны были произойти в будущем времени. Все его слова сбылись. Об этом подробно написано в книге Ибну Касира «Аль-бидаят ван-нихаят»(т.6. стр. 560-638). В этой книге более чем на 70 страницах описываются предсказания Пророка, которые свершились так, как он и предсказывал. Много его предсказаний также сбылись спустя столетия.

Имам Муслим передал хадис от Хузайфата, где Посланник Аллаха говорил: «Всевышний Аллах поставил передо мной весь этот мир. Я вижу все, что должно свершиться до наступления Судного дня. Я вижу это так же, как вижу этот ноготь».

Всевышний учит тайному не только пророков, но и благочестивых людей – праведников. Есть множество примеров тому. Приведем некоторые из них.

При приближении смерти сподвижник Абу Бакр сказал своей жене, что у них родится дочь. Так и случилось. ‘Умар-асхаб, увидев своего военачальника Сарията в битве, которая происходила на расстоянии месяца пути от него, крикнул: «О Сарият! Ты прижмись к подножиям гор». Всевышний открыл ‘Умар-асхабу, что его войскам, находящимся далеко от него на расстоянии месяца пути, грозит опасность. Он предупредил военачальника, чтобы тот принял меры предосторожности. Голос ‘Умара был услышан, и вследствие этого была одержана победа.

Привести другие доказательства наличия тайных знаний у пророков, сподвижников и авлия, не представляется возможным, их слишком много. В этом и нет необходимости. На этот вопрос можно было бы дать краткий ответ: если не будет на то воли Аллаха, никто не узнает как тайного, так и явного, обо всем можно узнать лишь по воле Всевышнего. Но этого недостаточно для людей, которые хотят заявить о себе и хотят представить мусульман кафирами. Они на пустом месте поднимают спорные вопросы. Эти заблудшие люди приводят в доказательство своих слов аят, где говорится о том, что тайное знает только Аллах. Но при этом они не приводят его полностью до конца, умалчивая о написанном в конце этого аята. Там же утверждается, что таких людей, как Посланник, Аллах научит тайному, (Сура «Аль-Джин», аят 27).

Привести другие доказательства наличия тайных знаний у пророков, сподвижников и авлия, не представляется возможным, их слишком много. В этом и нет необходимости. На этот вопрос можно было бы дать краткий ответ: если не будет на то воли Аллаха, никто не узнает как тайного, так и явного, обо всем можно узнать лишь по воле Всевышнего. Но этого недостаточно для людей, которые хотят заявить о себе и хотят представить мусульман кафирами. Они на пустом месте поднимают спорные вопросы. Эти заблудшие люди приводят в доказательство своих слов аят, где говорится о том, что тайное знает только Аллах. Но при этом они не приводят его полностью до конца, умалчивая о написанном в конце этого аята. Там же утверждается, что таких людей, как Посланник, Аллах научит тайному, (Сура «Аль-Джин», аят 27).

3. Вопрос: В последнее время в некоторой печатной и аудио-видеопродукции ваххабитов встречаются высказывания о том, что Всевышний Аллах находится над ‘Аршем или наверху, или что у Него есть тело. Те, кто утверждают подобное, приводят аяты Корана и хадисы Пророка. Соответствуют ли подобные утверждения Исламу?

Ответ: Нет, не соответствуют. Место в пространстве, время и т.п. — все эти качества присущи созданному. Тот, кто придаёт Аллаху эти перечисленные качества, тем самым уподобляет Аллаха Его созданиям. Коран же опровергает подобную ложь. В Коране говорится:«Нет ничего подобного Аллаху, Он Всеслышащий и Всевидящий», (Сура «Аш-Шура», аят 11). Этот аят Корана изобличает заблуждение людей, утверждающих, что Аллах находится над ‘Аршем, наверху или что у Него есть тело. Рассмотрим этот вопрос с логической точки зрения. Является очевидным фактом, что Земля круглая и что за сутки она совершает оборот вокруг своей оси.

Если кто-либо утверждает, что Аллах находится в определенном месте наверху, то утром это место (на небе) будет располагаться в одном направлении, а вечером, когда Земля совершит оборот, в совершенно противоположном. Чтобы в обоих случаях ответы совпали, придётся вечером указать не вверх, а вниз. Следовательно, если задать тот же вопрос людям, находящимся в четырёх концах света (на севере, юге, востоке, и западе), и если каждый из них укажет на верх, утверждая, что Аллах находится на небесах или на ‘Арше, то ответы этих людей будут противоречить друг другу. Ни в одном аяте или хадисе не говорится, что на вопрос «где Аллах?», заданный утром, следует указать на верх, а если спросят об этом вечером, то указать в противоположную сторону. Если кто-либо будет утверждать, что нет необходимости в логическом доводе, когда в Коране и хадисе говорится об этом прямо, то его можно спросить: откуда он узнал, что Шариат, Коран и хадисы — это истина? Разве не путем логических размышлений он к этому пришел? Если мы будем отвергать логические доводы, то нам придется отвергнуть и Коран, и хадисы, и Шариат. А на вопрос о том, как тогда быть с теми аятами и хадисами, где, если перевести буквально, говорится, что Аллах наверху, на Арше или у Него есть тело? Есть два ответа.

Во-первых, подобно тому, как сушествуют аяты и хадисы, где говорится, что Аллах на ‘Арше или на небесах, также существуют аяты и хадисы, где утверждается противоположное — к примеру, на земле или в другом месте. Приведем примеры: Аят буквально переводится следующим образом: «Он (Аллах) находится на небесах и на земле», (Сура «Аль-Ан‘ам», аят 3). «Он (Аллах) с вами, где бы вы ни находились», (Сура «Аль-Хадид», аят 4). «Я (Аллах) ближе к нему, чем его собственная шейная артерия», (Сура «К‘аф», аят16). Также в достоверном хадисе говорится: «Поистине Аллах находится перед вами, когда вы совершаете намаз, поэтому не плюйте перед собой». Этот хадис передали Бухари, Муслим и Абу-Давуд.

Таким образом, если у тех людей, которые утверждают, что Аллах на ‘Арше, есть довод, то такой же довод есть и у тех, кто начнёт утверждать противоположное.

Как быть в таком случае? Отвергать ли нам те аяты и хадисы, где говорится о месте для Аллаха и о сторонах? Ведь мы же знаем, что нельзя приписывать эти качества Аллаху. Ответ будет следующий: нельзя отвергать или не признавать эти аяты и хадисы, и тому есть два объяснения:

Во-первых, эти аяты и хадисы называются иносказательными (муташабихат), и их истинный смысл знает только Сам Аллах, поэтому нам толковать их или переводить на другие языки не следует.

Во-вторых, эти аяты и хадисы переводятся в переносном смысле (маджаз), т.е. не буквально.

Например, на аварском языке, жалея какого-либо человека, говорят:  «У меня сердце сгорело за него». Сердце же не горит, а жалеет. Или о причине печали говорят: «То, что поломало моё сердце». О скупом, на аварском языке говорят, что у него узкая рука, о щедром – что у него широкая рука, также имеющего хороший, весёлый нрав называют человеком с широким сердцем. Также говорят: «Некий человек прибрал к своим рукам все государство».

В арабском языке, как и в любом другом, слова также могут иметь переносный смысл (маджаз). Поскольку Коран и хадисы являются вершиной красноречия, и поэтому в полне естественно, что в них очень часто используется маджаз. Однако заблудшие люди не признают подобный факт, утверждая, что в Коране кроме прямого смысла никакого маджаза нет, хотя факты говорят об обратном. К примеру, в достоверном хадисе говорится: «Если кто-нибудь из вас плюнет в мечети, то из-за этого мечеть сморщится и растает как кожа в огне». Разве может сморщиться мечеть из-за плевка? В данном случае мы имеем дело с маджазом. И слово «сморщиться» показывает насколько непозволительно плеваться в мечети. Вот истинный смысл этого хадиса.

Применение в речи маджаза является ее достоинством. Маджаз используется в разговоре для того, что бы слушающие глубже прониклись в смысл услышанного, размышляли и долго помнили об этом. Поэтому маджаз часто используется в Коране и хадисах.

Поучительным примером для тех, кто отрицает маджаз, служит история с бывшим муфтием Саудовской Аравии, ныне покойным Абдулазизом бину Базом. Он являлся одним из главных сторонников тех, кто утверждал, что Аллах находится над ‘Аршем. Когда в одной из проповедей он, как обычно, стал утверждать, что в Коране нет маджаза, один из присутствовавших учёных-богословов из Сирии попросил его разъяснить следующий аят Корана: «Кто слеп в этом мире, тот на том свете тоже будет слепым и ещё более заблудшим» (сура аль-Исра‘», аят 72). Все знали, что Ибну Баз был слепым. Услышав этот вопрос, Абдулазиз бину Баз растерялся и ничего не смог ответить. В действительности же, слова «в этом мире слепой» на самом деле являются маджазом (образным выражением) и означают, что сердце человека – слепое, заблудшее. Ибну Баз утверждал, что маджаз в Коране отсутствует. В таком случае, он и на том свете должен быть слепым, поскольку он слеп в этом мире.

Опровержением утверждений тех людей, которые говорят, что Аллах над ‘Аршем, является благородный хадис. Посланник Аллаха в своей просьбе (ду‘а) к Аллаху говорил: «О Аллах! Ты явен (доводами) – выше Тебя нет ничего, Ты скрытен – (Твое Совершенное Величие скрыто от людей), под Тобой нет ничего». Этот хадис передали Муслим, Тирмизи, имам Ахмад, («Ибну Касир»).

Если следовать утверждению ваххабитов, что Аллах находится над ‘Аршем, то ‘Арш должен быть под Ним. Не так ли? Но Пророк же говорит: «Под Тобой нет ничего». Этот хадис достоверно показывает неверность их утверждений. Слушаться ли теперь нам этих заблудших людей? Сами подумайте. Есть ещё, доказательство ложности их утверждений. В достоверном хадисе, переданном Бухари, Пророк сказал: «Всевышний Аллах был, и ничего не было, потом Аллах создал все создания как Сам хотел».Всевышний Аллах был до того как создать что-либо, т.е. до создания и места, и времени в том числе. Если согласиться с утверждением этих заблудших людей, что Аллах находится над ‘Аршем, то получится, что после создания Арша Аллах пришёл и сел над ‘Аршем. Упаси Аллах нас от такого заблуждения! Третий халиф Али-асхаб сказал: «Всевышний Аллах был и места не было, и после того как создал место, Он остался таким каким был». Вот ещё одно доказательство их заблуждения: у Аллаха есть особые ангелы, про которых поминается и в Коране. Они называются «Хамалат-уль-‘Арши», т.е. носители ‘Арша.

Если допустить, как утверждают эти заблудшие люди, что Аллах над ‘Аршем, то получится, что эти ангелы носят Аллаха, находящегося над Аршем. Всевышний Аллах чист от того, что утверждают эти заблудшие люди. Имам аль-Газали пишет: «Ангелы не носят Аллаха над ‘Аршем. ‘Арш и ангелов, держащих Арш, удерживает могущество и милость Аллаха» («Ихья‘», т.1, стр. 134). Все создания, поражающие человека своим величием, такие как: солнце, луна, звёзды, семь небес, ‘Арш, Курс, — всё это вместе взятое, каким бы большим это ни было, не достигнет и величины капли по сравнению с океаном величия и могущества Всевышнего Аллаха. Какая же нужда Аллаху, величию, царству и могуществу Которого нет границ, держаться на Арше, который меньше капли по сравнению с величием Аллаха. Аллах велик и чист от того, что утверждают эти заблудшие люди. Если допустить, как они говорят, что Аллах на Арше, тогда Аллах должен касаться ‘Арша или должен находиться выше и не касаться его или у Него тело должно быть больше, меньше или равное ‘Аршу. Если у Арша есть форма, тогда у Аллаха должна быть форма, похожая на ‘Арш или не похожая. Аллах Всевышний чист от всех этих недостойных Ему качеств. Перечисленные качества свойственны созданиям, но не Создателю всего сущего – Всевышнему Аллаху. Поэтому, те кто утверждают, что Аллах находится над ‘Аршем, уподобляют Аллаха – Создателя всего сущего – Его созданиям. Это прямо противоречит Корану. В Коране говорится: «Нет ничего подобного Ему (Аллаху)». Указаный аят опровергает лживые утверждения этих людей. Ибн Хаджар ‘Аскалани, автор 16-томного комментария к сборнику хадисов имама Бухари, в своей книге «Фатх-уль-Бари» пишет: «Мысли и представления человека ничтожны по знаниям тайн Всевышнего Аллаха». Поэтому нельзя задавать вопросы «почему?», «как?» относительно повелений Аллаха. Также нельзя задавать вопрос «где находится Аллах?», «в каком виде?» (Т. 1, Стр. 220).

Всё, что существует на свете, и даже элементарная частица, свидетельствует о существовании Аллаха, о Его безграничном величии, могуществе, знании и мудрости. Поэтому самое желательное перевести те аяты и хадисы — мухкамат, где прямо говорится о качествах Всевышнего, выучить 20 обязательных качеств (сифатов), также выучить 100 прекрасных имён Аллаха и считать, что смысл иносказательных аятов и хадисов (муташабихат) знает только Аллах. Так говорится и в Коране (сура «Алу ‘Имран», аят 7). Всевышний Аллах вменил нам в обязанность знания о Его существовании и Его обязательных качествах. Но не сделал обязательным знать, как Он существует и какова сущность Его.Этого никто и не может знать. Сподвижник Абу-Бакр сказал: «Осознание того, что невозможно познать Аллаха, является познанием Аллаха».

У кого-то может возникнуть вопрос: если Аллах не находится на небесах, то почему же, когда делают ду‘а поднимают руки к верху? Но ведь тот факт, что люди совершают намаз, обратившись в сторону Каабы, не означает, что Всевышний Аллах находится на стороне Каабы? Для намаза киблой служит Кааба, а для ду‘а – небеса. У кого-то может возникнуть и такой вопрос: если Всевышний Аллах не находится на ‘Арше, то почему Пророк Мухаммад в ночь Ми‘раджа поднялся на небеса, чтобы встретиться со Всевышним? Но разве над ‘Аршем находился Всевышний Аллах, когда говорил с пророком Мусой на горе Турисайна‘, или когда говорил с пророком Юнусом в глубине моря, когда Юнус был в животе рыбы? Нашего Пророка на небеса подняли не из-за того, что Аллах находился над ‘Аршем, а для того чтобы возвеличить нашего Пророка. Как сказано в Коране: «Для того, чтобы показать великие знамения (Всевышнего Аллаха)» (Сура «Аль-Исра‘», аят 1). Также для того, чтобы поднять его на особую степень величия, которой не удостоился никто.

Вопросы, связанные с Кораном

4. Вопрос: Некоторые заблудшие заявляют, что Коран следует переводить исключительно буквально, и не допускают маджаз (образное выражение, иносказательный перевод). Основываясь на этом, они утверждают, что все алимы тафсира (толкования) и большие имамы — заблудшие люди, искажающие Коран. Правду ли они говорят?

Ответ: Нет. Это не правда. Так утверждают заблудшие люди, не понимающие красноречия и глубины арабского языка, да и вообще специфику языка. Как мы выше отмечали, недавно умерший предводитель ваххабитов и бывший муфтий Саудовской Аравии Абдулазиз бину Баз однажды, выступая в Мединской мечети, сказал, что в Коране и хадисах маджаза не бывает. Тогда один учёный из Сирии спросил его об аяте: «Кто слеп в этом мире, он и на том свете будет слепым и ещё больше заблудшим» ( Сура «Аль Исра‘», аят 72). «Что ты скажешь про этот аят?» Все знали, что Ибну Баз был слепым. Он растерялся и ничего не смог ответить. Слова «Слепой в этом мире» это маджаз, и его смысл в том, что у человека слепое сердце (т.е. отвергающее истину). Ибну Баз утверждает, что в Коране нет маджаза. Следовательно, он и на том свете должен быть слепым (См. в книге «Рудудун ‘ала шубухати ссалафият»). В Коране есть десятки аятов, которые обязательно нужно толковать иносказательно; если их перевести буквально, можно впасть в заблуждение и не понять смысл. Например: Буквально этот аят переводится следующим образом: «Все исчезнет, кроме лика Аллаха». Т.е. получится, что сам Аллах тоже исчезнет, останется только Его лицо. Да убережет нас Аллах от таких дурных мыслей. Алимы тафсира толкуют этот аят таким образом: «Все исчезнет кроме Аллаха» или «Все деяния бесполезны, кроме тех, которые совершены ради довольства Аллаха» (См. «Мухтасару тафсири Ибн Касир», том 3, стр. 27). Для иносказательного толкования (таъвил) такого шедевра языка, как Коран, нужно соблюдать определенные условия и правила. Полноценное адекватное толкование прерогатива специалиста. Поэтому нельзя переводить Коран без использования тафсира, опираясь лишь на знание арабского языка. Ваххабиты утверждают, что Аллах на ‘Арше, что у Него есть глаза, руки, ноги, именно потому, что они не пользуются тафсиром, переводя буквально аяты Корана. Таким образом, они заблуждаются сами и вводят в заблуждение других.

5. Вопрос: Имеет ли право любой желающий переводить и толковать Коран, используя переводы без толкований (тафсиров)?
Ответ: Нет, не имеет. Даже человеку, прекрасно владеющему арабским языком, нельзя переводить Коран, не руководствуясь тафсирами. Коран содержит большое количество аятов, толкование которых дал сам Посланник Аллаха . Если не ознакомиться с этими толкованиями, можно неправильно понять смысл аятов. Поэтому во всех книгах хадисов есть разделы «Китаб ат-тафасир» — книга толкования Корана хадисами Посланника Аллаха . К примеру, в книге «Сахих аль-Бухари» в третеьем томе такой раздел тафсира (китаб) занимает 250 страниц. В этом китабе приводятся толкования Корана, которые сделал сам Пророк Мухаммад . Есть очень много хадисов, толкующие Священный Коран. Следует знать эти хадисы. Это во-первых. Во-вторых, также следует знать о толкованиях (тафсирах), которые давали асхабы и табиины, без ознакомления с которыми невозможно понять смысл многих аятов. Чтобы знать все эти толкования, человек, как бы хорошо он ни знал арабский язык, все равно нуждается в тафсирах (толкованиях), в таких, как тафсиры Табари, Ибну Касира, Суюти и др. В-третьих, Коран содержит множество аятов, которые были ниспосланы в связи с какими-то событиями или по какой-то причине. Существуют специальные книги, описывающие эти причины. Если не иметь сведений об этих причинах, невозможно понять основную цель и решение тех аятов. В-четвертых, в Коране также есть аяты насих и мансух, т. е. те, которые изменили предыдущее решение, и те решения, которые изменены последующими аятами. Также есть мухкамат и муташабихат, т. е. аяты, исходя из которых непосредственно можно принять решение, и аяты иносказательные (которые нужно правильно истолковать, иначе смысл будет понят неправильно). Если человек знает в совершенстве арабский язык, но не владеет науками, связанными с языком, такими как синтаксис (нахв), морфология (сарф), логика (мантик), риторика (ма‘ан), стилистика (бади‘), то он не сможет понять глубину и красноречие Корана. В Коране затрагиваются вопросы вероубеждения (‘акиды) и юриспруденции (фикх). Коран также содержит множество аятов, описывающих природные явления. Не познав указаные науки, невозможно понять смысл этих аятов, как бы хорошо человек ни знал арабский язык. Поэтому люди, которые толкуют Коран, опираясь на знание арабского языка или пользуясь переводами на других языках, — это те, которые толкуют Коран по своему разумению. Как раз об этих людях Пророк говорит в хадисе: «Кто бы ни толкавал Коран по своему разумению и пониманию, тот пусть готовит себе место в Аду». Этот достоверный хадис передали Тирмизи, Абу Давуд, Насаи. В хадисе, переданном от Табарани, говорится, что тот, кто будет толковать Коран без соответсвующих знаний, если даже сказанное им будет правильным, все равно является ошибающимся («Итхаф», том. 1, стр.409-410). Несмотря на все это, появляются те, которые используют переводы Саблукова, Крачковского, Османова, Пороховой и якобы призывают людей к религии. И те из них, которые научились немного говорить по-арабски, утверждают без стыда и совести, что они, мол, лучше знают арабский язык и Коран, чем асхабы. Дескать, во времена асхабов не было институтов, как сейчас. Мы сами не раз встречали подобных. Упаси нас Аллах от их заблуждений!

Вопросы, связанные с Посланником Аллаха.

6. Вопрос: Соответствует ли Исламу чтение мавлидов ?
Ответ: Да, соответствует. На мавлидах мусульмане читают назму, восхваляя Пророка , благословляют его, читают Коран, поминают Аллаха делают зикр, а также совместно принимают пищу. Кто утверждает, что все эти деяния противоречат Исламу, тот отрицает истинность Корана и Сунны, т.е. Ислама. Если кем-то иногда во время мавлида допускается что-то противоречащее Шариату, то пусть осуждают этот поступок, но не мавлид. При коммунизме в течение 70 лет было запрещено открыто говорить об Исламе. Если бы не исполняли мавлиды, откуда люди узнали бы о Пророке Мухаммаде , о его потомках, предках, а также его чудесах, прекрасных качествах и о битвах, в которых он принимал участие?! Если человек не является врагом Ислама, станет ли он называть нововведением (бид‘а) или заблуждением мавлиды, которые, повествуя о Пророке , увеличивают к нему любовь?
7. Вопрос: В последнее время появились люди, утверждающие, что нельзя просить заступничества (шафа‘ат) у Пророка , что, поступая так на мавлидах, мусульманин становится многобожником (мушриком). Так ли это?
Ответ: Нет, не так. Если бы просьба о заступничестве была многобожием, то Пророк  запрещал бы делать это прежде всего своим сподвижникам (асхабам). Но известно, что, когда сподвижник Пророка  Анас , прослуживший 10 лет у Пророка , обратился к нему со словами: «О, Посланник Аллаха! Заступись (сделай шафаат) за меня в Судный день!», ответом ему были слова Пророка: «С позволения Аллаха, я сделаю это» (Хадис, рассказанный ан-Насаи с хорошим иснадом, в книге «Сунан»). Абу Фирас Рабиат бину Ка‘б просил у Пророка: «Я прошу тебя, чтобы ты позволил мне быть твоим другом в Раю». И ему Посланник Аллаха  ответил: «В таком случае помогай мне [в борьбе] против твоего нафса, совершая множество земных поклонов (суджда)» (Этот хадис рассказал Муслим в книге «Рияз-ус-салихин», 106-й хадис). Байхаки рассказал: Сподвижник Саваб бину Кариб просил у Пророка : «Ты будь оказывающим мне заступничество (шафа‘ат) в Судный день» («Мафахим», 160). Также ‘Авф бину Малик, Му‘аз бину Джабал и Абу Убайдат бину Джаррах просили: «О, Посланник Аллаха! Ты сделай нас удостоившимися твоего заступничества (шафа‘ата)». На что Пророк ответил: «Мое заступничество получит каждый мусульманин» (Этот хадис рассказал Табрани из разных иснадов). Помимо этих, во всех других случаях, когда у Пророка  просили заступничества, он никогда не говорил, что подобное является многобожием или что этого нельзя просить. Разве можно считать многобожием то, что разрешал сам Посланник Аллаха ?!

8. Вопрос: Является ли запретным (харам) громкое чтение салавата (благословения) Посланнику Аллаха  после чтения азана муэдзином?
Ответ: Нет, не является. После чтения азана является желательным (сунна) благословлять Посланника Аллаха  Это должен делать тот, кто читал азан, и тот, кто слышал его. В достоверном хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Когда вы услышите чтение азана муэдзином, вы повторяйте то, что он говорит, и после этого прочитайте мне салават и просите у Аллаха василат для меня» (Муслим). Поскольку муэдзин тоже должен просить василат Пророку  и поскольку в хадисе говорится, чтобы просили василат после чтения салавата, следовательно, для муэдзина тоже является сунной читать салават после азана. Также нельзя утверждать, что запрещено читать салават громко, поскольку в хадисе не указывается, как нужно это читать: громко или про себя. Поэтому салават можно читать как громко, так и тихо, про себя. К тому же, с точки зрения целесообразности, громкое чтение салавата муэдзином более предпочтительно. К примеру, если кто-либо не услышал азан, то громкое чтение салавата послужит напоминанием о нем. В книгах по шариату подробно пишется, что после азана можно громко прочитать салават.

9. Вопрос: В последнее время появились некоторые люди, утверждающие, что при чтении салавата Пророку  нельзя говорить слово «сайидина» (наш господин). Поскольку слово «господин» можно использовать только по отношению к Аллаху. Правильно ли это утверждение?
Ответ: Можно сказать, что человек утверждающий подобное, является глупцом не знающим ни Шариат, ни арабский язык. В арабском языке слово «сайид» имеет несколько значений. К примеру, раба и хозяина называют: «аль-‘абду ва сайидуху» т.е. раб и его хозяин. Таким же словом называют и мужа. В Коране говорится: «Они оба (Юсуф и Зулейха) нашли её сайида (т.е. мужа) у дверей» (Сура «Юсуф», аят 25). Так же называют уважаемого предводителя какой нибудь группы людей. Посланник Аллаха , когда к нему пришёл Са‘ад бину Му‘аз, сказал: «Вы вставайте перед вашим сайидом» (Достоверный хадис, передал Бухари). Сайидами называют потомков Пророка . Как можно после всего этого утверждать, что нельзя называть «сайидом» Посланника Аллаха , если «сайидом» называют даже простого человека? Если сам Пророк  назвал «сайидом» Са‘ада, который был предводителем мединских сподвижников (ансаров), то по какой же причине нельзя назвать «сайидом» Пророка , который был послан как милость для миров? Также известно, что арабы при обращении уважительно называют друг друга «сайид», «сайидат» (господин, госпожа). Если этим словом нельзя называть Посланника Аллаха  и нельзя тем самым проявлять к нему уважение, тогда кто же на этой земле достоин того, чтобы его называли «сайидом»? Упаси Аллах нас от заблуждения. В достоверном хадисе, переданном Тирмизи, Пророк  говорит: «Я являюсь сайидом (господином) потомков Адама, и этим не горжусь». Все Пророки являются потомками Адама. Сайидом их всех является наш Посланник Аллаха — Мухаммад. И в Судный день он будет господином всех, поскольку он является им и в этом мире. Но только в Судный день всем (и неверующим в том числе) станет понятно, что он сайид.

10. Вопрос: Некоторые говорят: «На мавлидах люди чрезмерно восхваляют Пророка Мухаммада . Это бид‘а, поскольку сам Пророк  говорил, чтобы его слишком не хвалили». Правда ли это?
Ответ: Нет, не правда. Этого никогда не скажет человек, обладающий здравым рассудком, истинной верой и придерживающийся Ислама. Сам Всевышний — Создатель всего сущего — восхвалил Пророка  в Коране. Разве сможем мы восхвалить его больше, чем Аллах?! Наше восхвалеие Пророка  — это капля в океане восхвалений, которых он заслуживает. Сам Всевышний Аллах поклялся именем Пророка (сура «Аль-Хиджр», аят 72). Он дал ему Свое великое имя, — «Рауфун Рахим», т.е. милостивый, жалеющий (сура «Ат-Тавбат», аят 128). Он также обещал ему в Судный день степень (макам) «василат», который не получит больше никто ни на небесах, ни на земле. Так говорится в достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом. Его сделали милостью для всех миров (сура «Аль-Анбия‘», аят 107). Всевышний обещал дать ему степень, восхваляемую предыдущими и последующими ангелами, джиннами и людьми (сура «Аль-Исра‘», аят 79). Также Он обещал ему: «Твой Господь позже даст тебе то, что тебя обрадует» (Сура «Аз-Зуха», аят 5). Также сказали ему: «Твое имя и рассказы о тебе Аллах поднимет среди народов на самое высокое место» (Сура «Аш-Шархи», аят 4). Аллах восхвалил его словами: «Ты обладатель самого высокого нрава» (Сура: «Аль-Калам», аят 4). Поэтому, при чтении шахады (свидетельствований), принимая Ислам, написании книги, во время проповеди (хутбы) на пятничном намазе, при чтении «Аттахияту» в намазе и т.д. — везде и всюду произносится благословение Пророку . Нет места и времени, где не упоминается святое имя Посланника Аллаха . Коран запретил даже громко разговаривать в присутствии Пророка  (Сура «Аль-Худжрат», аят 2). Всевышний в Коране повелевает, чтобы при обращении к нему говорили: «О Посланик Аллаха», а не «О Мухаммад», тем самым, оказывая ему уважение и почет (сура «Ан-Нур», аят 65). В Коране он назван «нуром» т.е. светильником, излучающим свет (сура «Аль-Ахзаб», аят 46). Следование Пророку  Аллах сделал признаком следования и любви раба к Нему (Аллаху) (сура «Али-Имран» аят 31). Тот, кто внимательно читает Коран, заметит, что от начала и до конца Священной Книги Пророк  восхваляется Всевышним. Сам Пророк  сказал: «Я буду в Судный день сайидом (господином) всего человечества». Этот хадис передал Тирмизи. Ангел Джибриль  сказал: «Обойдя Запад и Восток, я не нашел более любимого и дорогого для Аллаха человека, чем ты (Пророк )» (Так передали имам Табрани, и имам Байхаки). Разве сподвижники мало исполняли назму (стихотворения), восхваляющие Пророка  и после того, как он покинул этот мир? Среди тех, кто исполняли назму, были: ‘Али-асхаб, ‘Аишат, ‘Абдуллах бину Раввахат, Хасан бину Сабит, Сафият бинту Абдуль Мутталиб, Ка‘аб бину Зухайр и другие, да будет доволен Аллах ими всеми. Чтобы восхвалять его как положено, разве не нужно знать его по-настоящему? Кто знал его больше, чем сам Всевышний? Поэтому, даже если захотим, мы не сможем восхвалять его чрезмерно и делать это больше, чем Всевышний Аллах. Эти заблудшие люди приводят в подтверждение своих слов хадис, где говорится: «Вы меня не хвалите чрезмерно, как христиане хвалят пророка Ису». Они его неправильно понимают. В этом хадисе достоверно говорится так: «Вы меня чрезмерно не хвалите, как христиане ‘Ису сына Марьям». Это означает, чтобы не хвалили, как хвалят христиане Пророка ‘Ису , называя его Богом или сыном Бога, чтобы, не обожествляли его, давая ему атрибуты и имена Всевышнего. В остальном разрешается восхвалять Пророка , как хочешь и как можешь. Как бы мы ни хвалили его, это только капля в океане восхвалений, которых он заслуживает.

11. Вопрос. Некоторые говорят, что Посланника Аллаха  не нужно любить. И под любовью подразумевают только лишь следование ему и больше ничего. Правильно ли это?
Ответ: Бесспорно, мысль о том, что нельзя любить и хвалить Пророка , впервые врагам Ислама внушил сатана. А они, в свою очередь, внушили эту мысль некоторым глупым «ревнителям» среди мусульман. И те, принимая это за благо, открыто начали об этом говорить. Мало-мальски разумный человек должен понимать, что невозможно следовать за Посланником Аллаха  в совершенстве, не полюбив его. Как за ним следовать, если его не любить?! Некоторые могут сказать: любя Аллаха, нужно следовать за Пророком , потому что Всевышний так повелел. Так вот, разве может тот, кто любит Аллаха, не любить Посланника Аллаха , которого Сам Всевышний больше всех любит? Разве не из-за любви к Пророку  сподвижники, исполняя его повеления и охраняя его, проявляли чудеса храбрости и стойкости, поразившие весь мир? Ради исполнения его повелений они готовы были идти в огонь и в воду, прикрывали его от стрел и копий врагов своими телами. И даже когда их тела были изрешечены стрелами и копьями они прикрывали Пророка до последнего вздоха. В сражении при Муътате разве не ради исполнения его повеления около трех тысяч асхабов сражались как соколы против 300-тысячной армии византийского императора? Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) подчинил служению ему жизнь свою и семьи, пожертвовал своим домом и всем имуществом. Зубайр бину Даснат, когда враги повели его к виселице, сказал: «Я предпочитаю умереть повешенным, чем заноза войдет в ногу Пророка ». Тот, кто внимательно изучит жизнь Посланника Аллаха , заметит, какие удивительные, поражавшие своим героизмом, поступки, совершали сподвижники Посланника Аллаха . И всё это из-за сильной любви к Пророку. Если бы у нынешних мусульман любовь к Пророку  была равна хотя бы десятой части любви сподвижников к нему, то люди во всем мире, увидев их красивое поведение соответствующее пути Пророка , исповедовали бы Ислам. В хадисе сказано: «Вера ваша не будет совершенной, пока вы не полюбите меня больше, чем своё имущество, своих детей и всех людей». В версии Бухари добавляется: «…пока не полюбите больше, чем самих себя». Чья любовь сейчас хотя бы по минимуму соответствует тому, к чему обязывает этот благородный хадис? Мало любить самого Пророка , надо ещё любить его семейство, его сподвижников, его Сунну, чтение салавата ему — любить все, что связано с ним. Разве не после того, как управление Меккой и Мединой оказалось в руках людей, которые утверждали, что Посланника Аллаха любить не нужно, были разрушены дом Хадиджи, дом Абу Аюба Ансари, где впервые в Медине поселился Пророк , также зияраты его семейства и сподвижников и другие благородные места? Разве не из-за ненависти к нему эти заблудшие люди, разрушив дорогие для мусульман места, построили на их месте туалеты? Если бы в сердцах этих людей была хотя бы маленькая толика той любви, о которой сказано в хадисе, то они берегли бы как зеницу ока всё, что напоминает о Посланнике Аллаха , как это делали сподвижники, табиины, имамы и все следующие за ними богословы. Сподвижник Пророка  Халид  всегда хранил волос Посланника Аллаха  в своей тюбетейке. Мать правоверных Умму-Салмат (да будет доволен ею Аллах) берегла волос Пророка  в стеклянной бутылке. Халиф Му‘авият за 20 тысяч дирхемов купил у детей Ка‘аба бину Зухайрата халат Посланника Аллаха . Когда жив был сам Ка‘аб  на просьбу Му‘авията продать этот халат он ответил: «Даже если ты дашь мне весь мир, мне не нужно того, что получу взамен за халат Посланника Аллаха ». Имам Малик никогда не ездил верхом в Медине по земле, по которой ходил Пророк . И сегодня подлинно верующие готовы жизнь свою отдать за волос или за всё, что напоминает о Посланнике Аллаха. И именно в Саудовской Аравии появились люди, проповедующие необязательность любви к Пророку, люди, пустые изнутри и не обладающие истинными знаниями. Теперь такие люди, утверждающие то же самое, продавшиеся за доллары и поддавшиеся гнусной пропаганде экстремистов, появились в Дагестане и во всей России.

12 Вопрос: Некоторые заблудшие отрицают то, что Пророк  в ночь вознесения (Ми‘радж) видел Аллаха своими глазами. Какова истина на самом деле?
Ответ: Эти заблудшие в качестве довода приводят слова ‘Аиши, которая назвала ложью утверждение, что Посланник Аллаха  своими глазами видел Аллаха. Но они не знают, что такие известные сподвижники, как Ибн ‘Аббас, Абу Зарр, Ка‘аб, Ибну Мас‘уд утверждали, что Пророк  своими глазами видел Всевышнего Аллаха. Это же утверждает и Хасан аль-Басри. Согласно науке усул при возникновении противоречий в высказываниях утверждение «да» считается более весомым, чем отрицание «нет», и исходя из этого выносится решение. Поэтому ученые-богословы, то утверждение, в котором говорится, что Посланник Аллаха  своими глазами видел Всевышнего, считают более достоверным. Кто хочет узнать больше смотрите книгу «Мухаммадун Расулуль-башар» (стр. 120), а также книгу имама Навави «Шархуль Муслим» и др.

13 Вопрос: Правда ли утверждение ваххабитов, что родители Пророка  будут в Аду?
Ответ: В книге «Аль-бид‘ату филь-мафхумиль исламиййиль хакик» приведены утверждения ваххабитов и ответы, опровергающие их, там приводятся доводы в пользу того, что родители Посланника Аллаха (мир и благословение ему) спасутся от Ада (Стр. 164-166).

Вопросы, связанные с намазом

14. Вопрос: Обязательно ли восполнять долги по намазам, которые были оставлены по беспечности?
Ответ: Бухари и Муслим передали: «В сражении при Хандаке Пророк , будучи занятым в битве, случайно пропустил послеобеденный намаз. Тогда он вечером сразу же восполнил его». Также Муслим и Бухари передали: «Когда сподвижники шли к иудейскому племени Абу Курайзат, они пропустили послеобеденный намаз. Они также в тот же вечер восполнили его». В хадисе сказано: «Если кто-либо пропустил намаз, проспав или позабыв, то пусть он восполняет его, как только вспомнит об этом» (Хадис передали Муслим, Бухари и др.). Основываясь на этом, ученые-богословы всех четырех мазхабов утверждают: «Если необходимо восполнять намаз, пропущенный случайно, непреднамеренно, то тем более необходимо восполнять преднамеренно пропущенные намазы». Итак, если намаз был пропущен по беспечности, то для того, чтобы был прощен этот проступок, необходимо его восполнить.

15. Вопрос: Некоторые, читая в намазе «ташахуд», многократно шевелят указательным пальцем, полагая, что тем самым бьют по голове шайтана. Правильно ли это?
Ответ: Согласно трем мазхабам, указательный палец приподнимают один раз и не шевелят более. Некоторые ученые-богословы маликитского мазхаба утверждают, что желательно шевелить указательным пальцем. Из достоверных источников, явствует, что
желательно приподнять указательный палец один раз и больше не шевелить. Подтверждает это хадис, переданный Абу Давудом от Абдуллаха бин Зубайра, в котором говорится, что Посланник Аллаха в ташахуде приподнимал указательный палец и до конца намаза больше его не шевелил («Аль-бид‘ату филь-мафхумиль исламийиль хакик», стр. 83-84). Ведь цель намаза заключается в постоянном поминании Аллаха, так зачем же нужно в намазе поминать еще и шайтана.
16. Вопрос: В коллективном (джама‘ат) намазе некоторые прижимают стопы своих ног к стопам рядом стоящих, оставляя расстояние между своими стопами чуть ли не в два локтя. Правильно ли это?
Ответ: Нежелательно человеку, совершающему намаз, оставлять расстояние между стопами своих ног больше пяди. В книге «Фатх-уль-‘аллам» написано, что оставлять расстояние между своими ногами равное пяди, является сунной (том 2, стр.239). При этом молящимся можно касаться друг друга щиколотками, не касаясь стопами. Если расстояние между ногами молящегося будет больше пяди, то между его плечом и плечом рядом стоящего образуется зазор. Но если расстояние между его ногами будет равно пяди, что соответствует Шариату, то между плечами не образуетсязазор и от коллективного (джама‘ат) намаза получают полноценное воздаяние. В наше время можно встретить людей, которые, совершая намаз коллективно, прижимают стопы к стопам стоящих рядом, расставляя ноги в ширину чуть ли не на метр. Во-первых, это противоречит всем четырем мазхабам. Во-вторых, те, кто совершают намаз подобным образом, мешают стоящим рядом, отвлекая их, поскольку наступают им на ноги. Это запрещено Шариатом! В-третьих, это действие противоречит хадису Посланника Аллаха: «Однажды во время совершения коллективного намаза Посланник Аллаха увидел человека, который ненамного выступил из ряда молящихся. Тогда Посланник Аллаха сказал: «О рабы Аллаха! Или вы выровните свои ряды, или же Аллах разделит ваши сердца» (Хадис передали имам Ахмад, Абу Давуд от Ну‘мана бину Башира). Ну‘ман сказал: «Я видел сподвижников Пророка, которые в коллективном намазе касались друг друга щиколотками (обратите внимание, не пальцами ног, а щиколотками), и у них касались плечи». Посудите сами, разве смогут касаться друг друга плечами те, которые расставляют ноги, чуть ли не на метр? Поэтому стоящим в коллективном намазе нужно оставлять расстояние между стопами своих ног не больше пяди.

17. Вопрос: Можно ли произносить «Раббаль-‘алямин» после слова «Амин» при завершении чтения суры «Аль-Фатиха».
Ответ: Можно, и даже желательно. Слово «Амин» означает «прими» или ответь на мольбу». Это также является мольбой. Всевышний говорит людям, которые обращаются с мольбой (ду‘а), чтобы они просили с именем Аллаха. В Коране сказано: «У Аллаха есть прекраснейшие имена, вы просите этими прекраснейшими именами» (Сура «Аль-А‘раф», аят 180). Выражение «Раббаль‘алямин» является именем Аллаха и означает: «О Господь всего сущего». Поэтому в шариатских книгах написано, что желательно после слова «Амин» произносить «Раббаль-‘алямин». («Мугниль-мухтадж», том 1, стр.223; «Шихаб» хашият «Махалли», том 1, стр. 218 «Шарх-уль-мафруз», стр.104). Имам Шафии в книге «Умму» утверждает: «Желательно после слова «Амин» произносить «Рабб-аль-‘алямин» или подобные этому слова» («Итхаф», том 3, стр.78).
18. Вопрос: Можно ли совершать намаз без головного убора?
Ответ: Если мужчина совершает намаз, прикрыв участок тела между пупком и коленями, остальную часть тела оставив оголенной, то его намаз считается
действительным. Но нежелательно (карахат) совершать намаз подобным образом. Следует отметить, что является очень желательным (сунна) совершать намаз, прикрыв все тело. Совершать намаз без головного убора — карахат. Во всех книгах по шариату пишется, что совершать намаз без головного убора нежелательно. Посланник Аллаха тоже совершал намаз в головном уборе.
19. Вопрос: Становится ли неверным (кафиром) человек, оставивший намаз?
Ответ: Намаз является обязанностью, которую возложил Аллах на Своего раба, пока тот находится в здравом уме. Есть много хадисов, утверждающих, что можно впасть в неверие (куфр), совершая прелюбодеяние, воровство, проявляя высокомерие и т.д. Но также существуют аяты и хадисы, в которых утверждается, что люди, совершившие подобные большие грехи, не впадают в неверие. Основываясь на этом, истинные ученые-богословы Ислама вынесли следующее решение: «Если человек совершает большие грехи, не считая их запретными (харам), то он впадает в неверие. Если же человек признает, что подобные греховные деяния запретны, но совершает их из-за своей слабости, то он не впадает в неверие». Поэтому ученые-богословы не считают неверным (кафиром) человека, совершающего такие большие грехи, как невыполнение намаза, совершение прелюбодеяния, распитие спиртных напитков и т.д., если он не отрицает их запретность. Этого утверждения придерживаются имамы трех мазхабов — Шафии, Малик и Абу Ханифа. Имам Ахмад в одном месте пишет, что те, кто оставляют намаз, впадают в неверие, а в другом утверждает, что не впадают. Ибну Куддамат в книге «Мугни» пишет, что второе утверждение имама Ахмада (о том, что не впадают в неверие из-за несовершения намаза) весомее первого его утверждения. Общее мнение имамов всех четырех мазхабов следующее: если человек не совершает намаз, не отрицая обязательность его совершения, то он не впадает в неверие. Человека, не совершающего намаз, считают неверным только заблудшие люди, такие как представители течения му‘тазиллитов, а также следующие за ними представители недавно появившихся течений, которые придумывают нововведения (бид‘а). Теперь рассмотрим доводы истинных ученых-богословов и имамов четырех мазхабов. Довод их — Коран и хадисы. В Коране говорится: «Поистине Аллах не прощает придание Ему сотоварища (ширк), но прощает кроме этого все остальное кому пожелает» (Сура «Ан-Ниса‘», аят 48). Этот священный аят поясняет, что несовершение намаза не является признаком неверия. Имам Ахмад, Абу Давуд, Насаи, Ибну Маджах, Хаким в конце достоверного хадиса говорят: «Аллах не обещает ввести в Рай человека, не совершающего намаз. Если Аллах пожелает, этот человек будет испытывать муки, а если пожелает введет его в Рай». Из слов «а если пожелает — введет его в Рай» следует, что человек, не совершающий намаз, не становится неверным, поскольку неверный не может попасть в Рай. Однако это не означает, что можно не совершать намаз. Упаси нас Аллах от того, чтобы мы перестали совершать намаз и потом отвечали за это перед Ним. Ведь несовершение намаза является одним из самых больших грехов. Ученые-богословы поясняют и хадис, в котором утверждается, что несовершение намаза является неверием. Это сказано с целью остеречь мусульман от подобного греха, чтобы мусульмане не уподоблялись неверным, поскольку те не совершают намаз.

20. Вопрос: Является ли действительным акт бракосочетания (никах), если один из его участников не совершает намаз?
Ответ: Имам мечети, который заключает акт бракосочетания, должен рассказать вступающему в брак о принципах Ислама, о степени греха за несовершение
намаза. Необходимо, чтобы он покаялся в этом грехе, и потом уже заключить акт бракосочетания. Тот, кто не совершает намаз, не является неверующим, но является грешником (фасик). Ни в одной шариатской книге не утверждается о том, что грешнику (фасик) запрещено вступать в брак.

21. Вопрос: Является ли правильным утверждение, что чтение мольбы (ду‘а) после намаза является нововведением (бид‘а)?
Ответ: Обращаться к Аллаху с мольбой (ду‘а) после совершения намаза является сунной Пророка. В хадисе, переданном по хорошей цепочке от Абу Умамата (да будет доволен им Аллах), который приводит Тирмизи, говорится: «Некий человек спросил Посланника Аллаха: «Когда мольба (ду‘а) наиболее принимается Всевышним?» Пророк ответил: «Мольба, прочитанная в середине ночи, а также после обязательных намазов». Кто желает познакомиться с дополнительными доводами по этому вопросу, тот может обратится к книге имама Навави «Азкар» (стр. 83-85).
22. Вопрос: После коллективного намаза громко читают определенные зикру-тасбих (поминания Аллаха, славословия). В последнее время появились люди, категорично осуждающие это. Что об этом говорит Шариат?
Ответ: Кроме Саудовской Аравии, во всех мусульманских государствах после коллективного намаза имам и муэдзин громко читают зикру-тасбих. По мазхабу имама Шафии, человеку, совершившему намаз, желательно читать зикру-тасбих самостоятельно, про себя, тихо. А после совершения намаза-джамаат имам читает зикру-тасбих громко до тех пор, пока люди, совершающие за ним намаз, не выучат это наизусть. После того, как все выучат азкары, желательно читать их про себя, тихо. На сегодняшний день в Дагестане в соответствии с мазхабом имама Шафии после намаза читают азкары и тасбихи. Та часть азкаров, которая трудно заучивается наизусть, читается громко, а другая, как, например, десять раз «Вахдахуллах», сура «Аль-Фатиха», аят «Аль-курси», суры «Аль-Ихляс», «Аль-Фаляк», «Ан-Нас», чтение по 33 раза «субханАллах», «альхамдулиЛлах», «Аллаху акбар» и после этого зикру-салават, — читается про себя. Поистине, чтение всем джамаатом после намаза зикру-тасбиха, а затем обращение с мольбой ко Всевышнему вызывает лишь восхищение. Если не делать хотя бы этого, то каким образом люди смогут выучить азкары, ведь порой они забывают даже то, что знают. Поэтому выступать против громкого чтения зикру-тасбиха будет только сильно заблудший или несведущий. Один из больших учёных-богословов из мазхаба имама Шафии — Авза‘и утверждает даже, что все азкары и тасбихи желательно читать громко, поскольку двоюродный брат Пророка  Ибну ‘Аббас рассказал: «При жизни Посланника Аллаха после намаза азкары и тасбихи читали громко» (Передали имам Бухари и имам Муслим. См. книгу «Аль-бид‘ату филь-мафхумиль-исламийильхак‘ик‘», стр. 67). Удивительно, как могли «забыть» об этом хадисе те, которые утверждают, что они следуют за Пророком.

Курамухаммад хаджи Рамазанов

Источник: Медресе «Биляр»

Поделиться в соц. сетях

0